Достоинства и недостатки коммерческого кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами.

Работа содержит 1 файл

коммерч.кредит.docx

— 43.35 Кб (Скачать)

  Схема №1 показывает последовательность кредитной политики и взаимосвязь ее этапов.

  Как показывает схема, процесс начинается с определения кредитной политики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль над просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.

Схема 1. Кредитная политика корпорации

  КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА  
         
    КРЕДИТНЫЕ УСЛОВИЯ     РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТА  
         
      КОМУ     СКОЛЬКО  
         
    КОНТРОЛЬ  ЗА СТАТЬЯМИ БАЛАНСА  
         
  ПЕРЕСМОТР КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ     СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ СОСТОЯНИЕ СТАТЕЙ БАЛАНСА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ     НЕОБХОДИМО  ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИБЫЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ  КРЕДИТНЫХ УСЛОВИЙ ИЛИ КРЕДИТНОГО РЕШЕНИЯ

  Теперь  рассмотрим подробнее каждую стадию предоставления коммерческого кредита.

  Управление  кредитной политикой выражает общую  стратегию развития корпорации. С  ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют «каркас», структуру  рекомендаций и основных направлений  выполнения частных деловых операций. На основе этого «каркаса» разрабатывается  методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики.

  Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредитного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изменить кредитную политику в зависимости от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.

  Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся в распоряжении клиента до выплаты долга (кредитный период). Принятие решения о предоставлении кредита имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необходимо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой?

  Кредитный анализ - это процесс принятия решения о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жаргонное название «5С» кредита»:

  • customer’s character (характер клиента)
  • capacity to pаy (платежеспособность)
  • collateral (обеспечение)
  • capital (капитал)
  • current business condition (текущее деловое положение).

  Изучение  характера клиента помогает определить его желание платить. Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу с клиентом одного из менеджеров фирмы или запросить справку в различных государственных или частных экономических учреждениях, обязательно включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капитала и обеспечения ссуды включает в себя, прежде всего, анализ финансовых отчетов (балансов), предоставленных клиентом или официально опубликованных.

  Предел  кредита - максимальный объем кредита, который будет предоставлен клиенту единовременно. Этот объем обычно устанавливается на относительно низком уровне для новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объектом пересмотра, основанного на опыте и изменении условий рынка. Устанавливая кредитный лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых закупок клиентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Достоинства  и недостатки коммерческого  кредита

 

  Коммерческое  кредитование имеет определенные недостатки и сопряжено с кредитными и  валютными рисками, связывает оборотные  средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и  платежеспособность кредитора. Оно  предполагает существование доверительных  отношений между контрагентами (что  не столь существенно при вексельном кредитовании). Отсюда другое название коммерческого кредита – фирменный  кредит. Фирменный кредит, как правило, гибко сочетается с банковским1. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными. Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых», «дружеских» (смотрите Главу2) векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.

  Одна  из особенностей коммерческого кредита  – возможность включения в  себестоимость выпускаемой предприятием продукции процентов по данному  кредиту. В состав себестоимости включаются затраты на оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) (подп. «с» п.2 «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»2). Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов, которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме (например, поставки товаров и т.п.), а также путем зачета взаимных требований.

  Коммерческий  кредит в большой степени способствует укреплению связей между продавцом  и покупателем. Продавец, располагая временно свободными средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение (в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для покупателя). Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить определенного риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю. Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.

  Среди преимуществ коммерческого кредита  как инструмента краткосрочного кредитования, пожалуй, главное –  его доступность. Ведь кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет  необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма  использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный  срок. При этом не нужно вести  переговоры с поставщиками, решение  принимает фирма.

  Использование механизма договора банковского  кредита влечет за собой трудности, связанные, прежде всего, со значительно  более высокими издержками и, как  правило, необходимостью изъятия из оборота определенного объема имущества (например, при залоге). Кредитор может  устанавливать некие ограничения  и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем  банкир или иной кредитор.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Завершая реферат, хотелось бы сделать некоторые выводы и дать некоторые рекомендации, касающиеся применения и использования коммерческого кредитования в России.

  В работе рассмотрены основные способы  предоставления коммерческого кредита, показано насколько важен правильный выбор способа кредитования для каждой компании. Рассмотрен способ кредитного анализа как процесс принятия решения о возможности предоставления коммерческого кредита.

  Значительное  внимание в работе уделено состоянию  коммерческого кредита на современном  этапе, когда сохраняется тенденция  к увеличению сроков реализации товаров.

  Однако  хочется поближе коснуться ситуации в России в настоящее время  и отметить, что, несмотря на определенную активизацию вексельного рынка  нашей страны, остается много нерешенных проблем. Но мы надеемся, и, хочется  верить, небезосновательно, что в  дальнейшем вексельное обращение в  России примет более цивилизованные формы, когда досконально будут  исполняться соответствующие законы.

  Следует отметить, что векселя в России необходимы, поскольку активизация  вексельного обращения приводит: во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных  средств; во-вторых, уменьшается потребность  в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его  использование и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен оставаться массовым.

  Серьезные опасения вызывают неблагоприятная  экономическая ситуация в стране: дефицитность госбюджета, нарушение  стоимостных пропорций обмена, крайняя  нестабильность инфляционных процессов. Так индекс потребительских цен  в марте текущего года по отношению к марту 2010 года составил 207,6%15. Кроме того, полностью утрачена практика осуществления учетно-ссудных операций с векселями, оформление протеста и взыскания задолженности по векселям и т.д. Вместе с тем, внедрение коммерческого кредитования и вексельного обращения помогло бы решить проблему взаимных неплатежей предприятий, организаций, стабилизировать денежное обращение в России.

  Коммерческий  кредит дополнительно к существующему  кредитному механизму позволил бы последнему более гибко реагировать на хозяйственную  ситуацию в стране, не расширяя при  этом автоматически общей массы  платежных средств. В этой связи  необходимо активизировать работу как учреждений Центрального банка России, так и организаций, заинтересованных во внедрении вексельного обращения, поскольку для них станут предсказуемыми сроки поступления платежей и они смогут получать банковский кредит под векселя.

            СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Долан Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. С.-Пб. – 2005г.
  2. Крупнов Ю.С. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. –М.: Деньги и кредит. 2007г. №3.
  3. Маневич В.Е., Перламутров В.Л. Вексельное обращение и вексельный кредит. –М.: Финансы. 2006г. №5.
  4. Мешкова Е.Н. Скромное «обаяние» векселя и управление рисками. –М.: Экономика и жизнь. 2007г. №45.
  5. Пилецкий А.Н. Организация и проведение безналичных расчетов в новых условиях хозяйствования./ Уч. пособие. -Курск.: КПИ 2004г.
  6. Сименкова Е.В. Операции с ценными бумагами. -М.: Финансы и статистика. 2007г.
  7. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. –М.: Финансы и статистика 2003г.
  8. Яковлев В.И. Некоторые особенности вексельных отношений. -М.: Финансы. 2008г. №2.

Информация о работе Достоинства и недостатки коммерческого кредита