Дополнительные платные услуги библиотеки: ценовой аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:13, реферат

Описание работы

Развитие инициативной деятельности библиотек обусловливает расширение спектра сверхнормативного платного библиотечно-информационного и сервисного обслуживания пользователей, активизацию договорных отношений с партнерами. Одним из важных аспектов управления библиотечной микроэкономикой является ценообразование на дополнительные виды и формы предоставляемых библиотекой услуг и продукции.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.90 Кб (Скачать)

Договорные цены, предусматривающие, в частности, установление значительных скидок и льгот по сравнению  с базовой ценой при условии  выполнения потребителем оговоренных  позиций (например, приобретение определенного  объема услуг или продукции, заключение долгосрочного договора на обслуживание, использование предпочтительных форм оплаты). 

Продвигая на библиотечно-информационном рынке новые нетрадиционные интеллектуальные продукты и профильные услуги, библиотечные учреждения при формировании ценовой  политики должны использовать иные принципы, учитывающие эту специфику. 

Временное установление высокой цены, обусловленной ситуационной монополией на рынке и ориентирующейся  на конкретных потребителей и их финансовые возможности (так называемое снятие финансовых сливок на рынке). Применяется  при высоком уровне текущего спроса со стороны достаточно большого числа  потребителей определенного библиотечно-информационного  продукта. 

Цена внедрения  продукта на рынок, которая преднамеренно  ниже общепринятого (среднего) уровня, так как основная преследуемая цель – не сиюминутная выгода, а проникновение, закрепление и увеличение объема данных услуг/продукции на соответствующем  рынке. 

«Психологическая» (специальная) цена, учитывающая ценовосприятие потребителя и предусматривающая  создание психологического впечатления  более низкой цены за счет установления ее размера символически ниже какой-либо круглой суммы (например: 99 рублей вместо 100 и т. д.). Позволяет быстрее реализовать  услуги и продукцию, оставлять у  потребителя благоприятное к  ним отношение. 

Цена лидера на рынке, предполагающая учет ценовой политики ведущего производителя соответствующих  услуг/продукции, фактически диктующего ценовые границы (стандарты цен). 

Цена с возмещением  издержек производства, формально учитывающая  реальные издержки на выполнение услуги или изготовление продукции и  среднюю норму рентабельности на рынке (по отрасли). Не позволяет использовать рыночные регуляторы, поэтому наиболее эффективна при заключении библиотекой  долгосрочных договоров подряда  с бюджетными организациями. 

Престижная цена, применяемая главным образом  к услугам/продукции с особыми  свойствами, а также имеющим высокую  общественную репутацию или неоспоримую  ценность; уровень цены как бы выступает  своеобразным гарантом соответствующего качества. 

Реализация ценовой  стратегии библиотеки может предусматривать  также установление стандартных (неизменных на протяжении определенного времени) и меняющихся (при тактике переменного  ценообразования) цен, инициативные ценовые  маневры и др. 

В библиотечной практике широкое распространение получают цены, устанавливаемые и индексируемые  в соответствии с экономической  ситуацией. Такие цены в наибольшей степени соответствуют принципам  рыночной экономики, способствуя расширению самостоятельности и развитию хозяйственной  инициативы отдельных библиотек. Нижним пределом цены в данном случае является себестоимость услуги или продукции  библиотеки, а ее верхний уровень  зависит от конъюнктуры рынка  и конкурентоспособности предлагаемых пользователям библиотечно-информационных продуктов. 

Прокомментируем основные статьи калькуляции проектируемой  цены (сметной стоимости) библиотечно-информационной услуги и продукции. 

При расчете плановой себестоимости библиотечно-информационной услуги и продукции в первую очередь  учитываются прямые затраты. В качестве одного из ведущих элементов этих затрат рассматриваются основная заработная плата штатных и привлекаемых нештатных сотрудников (программистов, переводчиков, редакторов, юристов), непосредственно  участвующих в создании библиотечно-информационного  продукта, а также дополнительная заработная плата, включающая текущие  и будущие (в том числе отпускные) выплаты штатным исполнителям (обычно в смету закладывается до 10–12% от средней заработной платы работников). 

Многоаспектной является графа «Начисления на заработную плату», которая аккумулирует обязательные платежи в бюджет. 

К прочим прямым затратам относятся технические и материальные затраты (стоимость бумаги, компьютерного  набора, оперативно-полиграфических  работ). В результате предварительной  закупки отдельных материалов по относительно низким ценам (в частности, бумаги, порошка для ксерокса или  ротапринта) библиотека может удешевить  предоставляемые пользователям  услуги или получить за счет этого  дополнительный доход. 

Другую значительную группу затрат составляют косвенные  расходы. Они включают накладные  расходы, состоящие из хозяйственных (содержание помещения и оборудования; почтовые, канцелярские и иные расходы) затрат и прочих – главным образом  административно-управленческих (на планирование, организацию труда, учет и контроль, содержание управленческого персонала). 

Отдельной калькуляционной  статьей выделяются амортизационные  отчисления – нормативные (в зависимости  от балансовой стоимости, срока службы, затрат на ремонт) суммы за эксплуатацию основных производственных фондов (оборудования, помещений), которые отражают постепенное  перенесение их стоимости на библиотечные услуги/продукцию. 

Совокупный итоговый показатель по вышеперечисленным статьям  калькуляции будет характеризовать  собственно затраты на производство соответствующей учетной единицы  библиотечно-информационного продукта, т. е. себестоимость отдельной услуги или продукции. Он должен рассматриваться  в качестве нижнего уровня (предела) возможной цены, которая устанавливается  библиотекой на бездоходные, самоокупаемые  услуги, имеющие социальную ориентацию.<...> 

При калькулировании  цены услуги/продукции, имеющей рентабельный характер и направленной на получение  библиотекой дополнительных финансовых ресурсов, необходимо к полученному  показателю итоговой себестоимости  прибавить проектируемую сумму  плановых накоплений. Таким образом, устанавливаемая на данный вид библиотечно-информационного  продукта свободная (рыночная) цена будет  выше себестоимости на коэффициент  дохода (рентабельности). Раньше его  величина регламентировалась в пределах не более 20%, позднее – 30%. В настоящее  время верхний уровень существующих свободных цен регулируют преимущественно  рыночные факторы. 

Для определения  итоговой сметной стоимости комплексной  библиотечно-информационной услуги/продукции  суммируются ценовые показатели отдельных составных частей. 

В библиотеках, реализующих  ограниченный перечень платных форм обслуживания, правомерно применять  упрощенную методику установления цен: без выделения конкретных долей  по отношению к прямым затратам дополнительных и накладных расходов. При необходимости  компенсацию отдельных накладных  и иных неучтенных в калькуляции  расходов можно предусмотреть, определяя  величину так называемого коэффициента дополнительных финансовых ресурсов (плановых накоплений). 

Предлагаем следующие  формулы расчета условной плановой себестоимости и проектируемой  цены библиотечно-информационной услуги/продукции  по упрощенной схеме: 
 

где Спл – плановая себестоимость единицы выработки; Зд – средняя дневная зарплата исполнителя; Нв – средняя дневная  норма выработки на одного сотрудника; 

Ст – средние  материальные затраты на техническое  оформление единицы выработки; 

Цед – устанавливаемая (проектируемая) библиотекой цена за единицу выработки; 

К – повышающий коэффициент (%), коэффициент дополнительных ресурсов (рентабельности); может быть в абсолютных показателях, исчисленных от Спл; 

Цсум – сметная (суммарная) цена полного продукта; 

Ин – итоговое наполнение услуги или продукции (объем  работ). 

Характеризуя общие  подходы к ценовой политике в  области дополнительных библиотечно-информационных продуктов, можно констатировать, что  библиотека должна устанавливать цены в зависимости от себестоимости  работы, планируемой рентабельности, ценности используемых объектов, уникальности самих услуг, выполнения особых условий (в частности, срочности, приоритетности, сложности, сервисности). 

Важно также учитывать  адекватность ценового восприятия со стороны как потребителей (факторы  платежеспособности и психологии ценовосприятия), так и конкурирующих структур, взаимосвязи цены и качественных параметров услуги/продукции, оптимальности  выбранных принципов расчета  и форм рекламы цены, условий и  вариантов оплаты, льготных скидок (пенсионерам, учащимся, военнослужащим срочной службы). 

Библиотекам целесообразно  проводить самостоятельные локальные  исследования в русле ценового маркетинга. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента плановых накоплений, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых  услуг, исходя из конъюнктуры спроса и ресурсного потенциала библиотеки. Грамотная ценовая политика способствует созданию жизнеспособной микроэкономической модели конкретного библиотечного  учреждения как специфического хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Дополнительные платные услуги библиотеки: ценовой аспект