Домохозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Длительное время в отечественной экономической науке семья и ее социально-экономические проблемы не служили объектом теоретического исследования. Домашнее хозяйство не вписывалось в политико-экономическую концепцию непосредственно обобществленного социалистического производства
Формирование рыночной экономики существенным образом изменило условия существования домашних хозяйств, предъявило новые требования к их экономическому и социальному поведению, расширило сферу социально-экономической деятельности домашних хозяйств.

Содержание

Введение

1 Домохозяйства как субъекты рыночных отношений
1.1 Понятие и виды домохозяйств

1.2 Домохозяйства как субъекты рынка

1.3 Связи и источники доходов домашнего хозяйства

1.4 Бюджет домохозяйства

1.5 Трансформация структуры собственности домохозяйств в условиях формирующейся рыночной экономики
2 Семья и её роль в домохозяйстве

2.1 Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики

2.2 Издержки и выгоды брака

2.3 Экономическая роль семьи и домохозяйства

2.4 Функции семьи

2.5 Семейный бюджет

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

       Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или  нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и  услуг, с другой – имеют в своем  распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут  продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря  чему они становятся и владельцами  средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

       Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

       В модели кругооборота участвует и  государство, которое предоставляет  домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны  страны, систему образования и  медицинского обслуживания и т.д. Для  обеспечения производства этих услуг  государство с домохозяйств и  фирм собирает денежные средства в  виде налогов. У них же государство  покупает необходимые для своей  деловой активности ресурсы, товары и услуги.

       Кроме предоставления услуг, государство  осуществляет различные денежные выплаты  фирмам и домохозяйствам. Главным  образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные  денежные выплаты на социальные нужды  – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным  и другим малообеспеченным слоям  населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые  государством фирмам для поощрения  производства некоторых товаров  и услуг). Субсидии и дотации могут  предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

       Модель  кругооборота наглядно показывает взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

       Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые  могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

    1. Связи и источники доходов домашних хозяйств.

   Крупнейшим  источником доходов домохозяйства является заработная плата, достигающая в развитых странах трех четвертей от общей суммы поступлений. Домашние хозяйства принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами и государством, в движении ресурсов, доходов и товаров. Взаимодействие домохозяйств с другими субъектами рынка. Взаимосвязь домохозяйств с фирмами и государством заключается в следующем:

       1) Поставляют фирмам и государству  производственные ресурсы: трудовые, природные, капитальные, предпринимательские  способности. 

       2) Предъявляют спрос на потребительские  товары и услуги, производимые  фирмами и государственными предприятиями. 

       3) Пополняют доходную часть государственного бюджета посредством уплаты налогов и других видов обязательных платежей.

       4)Предоставляют свои сбережения фирмам и государству для инвестирования в производство.

       Кроме того, стоит упомянуть, что роль домохозяйств в общественном производстве и потреблении  благ достаточно велика, а именно: Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить. Домохозяйства – поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия производства экономических благ.

       Домохозяйства пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях. Домохозяйства  посредством участия их членов в  управлении фирмами и госпредприятиями оказывают воздействие и на организацию  производства.

       Во  всех странах с рыночной экономикой действуют механизмы государственного перераспределения денежных доходов, поэтому принято разделять первичные  и располагаемые денежные доходы домохозяйств (населения).

       Первичные доходы частных домохозяйств складываются в результате рыночных сделок – продажи факторов производства и товаров. Соответственно, они образуются за счет заработной платы наемных работников (вознаграждения за труд как фактора производства), доходов от собственности, предпринимательского дохода, а также доходов от самозанятости. При этом все подлежащие оплате проценты вычитаются из получающейся суммы доходов.

       Далее вступают в действие механизмы государственного перераспределения доходов. Все  социальные выплаты и трансферты (кроме выдаваемых в натуральной  форме) добавляются к первичным  доходам домохозяйств, и уже из этой суммы выплачиваются подоходные и имущественные налоги, социальные взносы и платежи. В результате остается располагаемый доход домохозяйства.

       Сопоставление стоимостных показателей - как в  динамике, так и между регионами - всегда представляет непростую статистическую проблему. Даже в странах с единой валютой различны уровни цен и  потребительские стандарты, а применение в расчетах валютных курсов привносит  еще больше различий.

       Для обеспечения прямой сопоставимости важнейших макроэкономических показателей  стран и регионов - прежде всего  валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов - в рамках Программы международных сопоставлений используется их пересчет в фактические паритеты покупательной способности (ППС) на душу населения. Сходные процедуры используются в исследованиях Евростата при сопоставлениях доходов домохозяйств и валового регионального продукта. При этом для пересчета доходов домохозяйств используется только потребительский компонент ППС - паритет потребительской покупательной способности (ПППС).

       Если  говорить об уровне денежных доходов  частных домохозяйств в странах-членах Европейского Союза, то он различается в 2 раза, а с учетом стран-кандидатов - более чем в 5 раз. Для примера приведём следующие данные: Самые высокие первичные доходы - у домохозяйств в Германии, вдвое ниже - в Португалии. Уровень располагаемых доходов заметно ниже, особенно в Германии, и различия между этими странами сокращаются до 1,8 раз. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз, представивших соответствующие данные, наиболее высоки доходы домохозяйств в Чехии, самые низкие - в Румынии. Различия по первичным доходам составляют 2,3 раза, а по располагаемым - 2,1 раза. Весьма значительны различия в соотношении располагаемых и первичных доходов. В странах Северной Европы (Нидерландах, Швеции, Дании, Бельгии и Финляндии) в распоряжении домохозяйств остается порядка 74 - 80% их первичных доходов, а в Португалии и Греции - 95-98%. Среди стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз отношение располагаемых доходов домохозяйств к первичным колеблется от 88% в Чехии до 109% в Литве. Отметим, что превышение располагаемых денежных доходов над первичными наблюдается также в ряде регионов Великобритании, Германии, Греции, Италии Франции, Польши, Венгрии и Румынии, что обусловлено перераспределительной политикой государства, реализуемой в виде различных социальных выплат.

       Различно  также соотношение располагаемых  денежных доходов домохозяйств и  валового внутреннего продукта. В скандинавских странах и Ирландии среднедушевой располагаемый денежных доход составляет 42-45% от среднедушевого значения ВВП, в Германии, Италии, Великобритании - 65%, Португалии - более 76%, в странах-кандидатах колеблется от 50% в Чехии до 63% в Польше. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывает на большую активность государства в перераспределении доходов, однако отнюдь не всегда означает снижение уровня благосостояния, поскольку может давать выигрыши за счет развития общественного транспорта.

       1.4 Бюджет домохозяйства.

       Структура доходов и расходов домохозяйств во многом зависит от условий внешней  среды, в которых они осуществляют свою деятельность. Вместе с тем, можно  выделить наиболее важные группы, как  доходов, так и расходов, свойственные всем типам домохозяйств.

       В развитых странах Запада, в отличие  от структуры доходов и расходов российских домохозяйств, значительную роль в бюджете домохозяйства  играет государство. Так, в Германии в доходах домохозяйств в 2003г. в среднем каждый четвертый евро поступал в виде социальных трансфертов и бесплатных услуг государства (таблица 3). Много давая, государство при «социальном рыночном хозяйстве» одновременно забирает значительную часть доходов домохозяйств в виде подоходных и иных личных налогов.

       В отличие от бюджета фирмы и  государственного бюджета, в бюджете  домохозяйства далеко не всегда ведется  точный учет расходов и доходов, многие статьи расходов не планируются, финансирование отдельных статей является спорадическим  и осуществляется по остаточному  принципу (есть «свободные» деньги – купил билет в кино, нет  их – стал смотреть телевизор).

       Очевидно, что в бюджете домохозяйства, как правило, доходы определяют расходы. Но при этом далеко не всегда осуществляется полное и систематичное сбалансирование  бюджета. Исследования показали, что  домохозяйства при определении  потребления часто ориентируются  не на текущие доходы, а на желаемый уровень потребления и жизненные  стандарты. В зависимости от фазы жизненного цикла домохозяйства  может существовать устойчивая положительная  либо отрицательная разница между  текущими доходами и расходами. Так, молодые семьи могут в течение  долгого времени жить в долг, а  взрослые люди постоянно делают сбережения, чтобы использовать их в старости.

       Особой  статьей в бюджете домохозяйств являются безвозмездные дары, осуществляемые как в денежной, так и в натуральной  форме (например, в форме продукции  личных подсобных хозяйств). При  традиционном типе семейных отношений  дети, даже отделившись от родителей, оказывали им материальную помощь. В последние десятилетия существования  СССР в нашей стране получила распространение  другая традиция, когда родители до конца жизни помогают своим взрослым детям. В постсоветской России начала складываться западная индивидуалистическая модель, когда дети стремятся образовывать самостоятельные, независимые от родителей  домохозяйства.

       1.5 Трансформация структуры собственности домохозяйств в условиях формирующейся рыночной экономики

       Формирование  рыночной экономики кардинальным образом  изменило условия существования  домохозяйств, предъявило новые условия  к их экономическому и социальному  поведению. В процессе становления и развития рыночных отношений трансформировались роль и место домохозяйств, вследствие чего они стали занимать доминирующее положение среди основных макроагентов рынка.

       Домохозяйство - это обособленная экономическая ячейка, состоящая из одного или нескольких субъектов экономики и получающая доходы от предоставления на рынок основных факторов производства. Кроме того, важной характеристикой домохозяйств является их перманентный и неуклонно возрастающий спрос на товары и услуги, служащий удовлетворению их запросов.

       Объектом  исследования является трансформация  структуры собственности домохозяйств на примере:

       *жилого  фонда, находящегося в частной  собственности граждан;

       * личного легкового автотранспорта;

       * личных сбережений домохозяйств;

       Вышеназванные объекты исследования являются существенными  источниками собственности, на основе которых можно явно проследить динамику структуры собственности домохозяйств. Несмотря на то, что численность  домохозяйств по сравнению с советским  периодом значительно сократилась  в силу известных причин до 51,6 млн. в 2005 г., их благосостояние резко возросло. В доказательство вышеотмеченного факта, можно привести следующие данные: в 1980 г. в собственности граждан находилось 620 млн. м2, то есть 33,3% от всего жилищного фонда. В то время как в 2006 г. на аналогичный показатель приходилось 2480 млн. м2, то есть 83,9% от общей величины жилищного фонда. Данное изменение обусловлено следующими факторами: во-первых, политическим, согласно которому в связи с переходом от командно-административной экономики к рыночной, появился институт частного собственника, позволивший домохозяйствам приватизировать собственную недвижимость. Во-вторых, экономическим, заключающимся в относительном росте благосостояния граждан. Однако стоит заметить, что дальнейший рост жилой собственности граждан сдерживается не только достаточно низким уровнем дохода подавляющего числа домохозяйств, но и снизившимся предложением строящегося жилья. Для сравнения в 1980 г. в строй было введено 59,4 млн. м2 неделовой жилой площади, а в 2005 - только 43,6 млн. м2. А, как известно, для успешного решения жилищного вопроса необходимо строить в год по 1 м2 жилья на каждого гражданина, то есть приблизительно 142 млн. м2.

Информация о работе Домохозяйство