Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах, разработка предложений по применению опыта зарубежных стран в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
2) раскрыть понятие расходов и доходов домашних хозяйств и определить их структуру;
3) проанализировать структуру доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах;
4) разработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Домашнее хозяйство как субъект экономической системы 6
1.2. Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе 17
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В 20
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Структура доходов и расходов домашних хозяйств зарубежных 20
странах
2.2. Социальная политика в зарубежных странах 27
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 36
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
4) немаловажными
статьями расходов являются налоги и сбережения:
в Германии эти показатели равны 21,1% и
17,4% соответственно, в Японии – 14,3% и 34,2%,
в Чехии – 17% и 3,1%. Эти данные показывают,
что расходуя значительные части бюджета
на оплату налогов и потребление, немецкие
семьи сберегают немалую часть доходов
(17,4%). Японские семьи, выделяя наименьшее,
в сравнении с Германией и Чехией, количество
средств на оплату налогов и потребление,
сберегают значительную часть бюджета
(34,2%). В Чехии же, достаточно большие расходы
на налоги и потребление, оставляют семьям
лишь 3,1 % от доходов в качестве сбережений.
На мой взгляд, это может говорить о том,
что в Чехии семьи стремятся больше осуществить
выплаты по кредитам (23,5%), чем накопить
сбережения, как это делают японские семьи
(выплаты по кредитам – 12,4), тогда, как
немецкие семьи не имеют такой статьи
расходов.
2.2 Социальная
политика в зарубежных странах
Существовавшая
в ФРГ модель социальной защиты (имеет
название «корпоративная», «континентальная»,
«консервативная» или «бисмарковская»)
считается одной из наиболее эффективных
среди европейских стран. Германия была
первой страной, которая ввела систему
социального страхования. Ещё в 80-е годы
XIX века Отто фон Бисмарк разработал три
закона, которые легли в основу этой системы:
закон о страховании по болезни лиц промыслового
труда, закон о страховании от несчастных
случаев на производстве и закон об инвалидности
и страховании по старости (1891 год) [20].
Современная модель
социальной защиты ФРГ сформировалась
под влиянием перемен, имевших место
в 50-60 годы XX века в ФРГ, и изменялась
в соответствии с политическими
взглядами каждой новой партии.
Рассмотрим основные
характеристики современной модели
социальной защиты ФРГ:
1) принцип профессиональной
солидарности. Создаются страховые фонды,
которые управляются в равном соотношении
и работниками, и работодателями. В эти
фонды поступают отчисления из зарплаты
в соответствии с «принципом страхования».
Система устанавливает жесткую связь
между уровнем социальной защиты и успешностью
и длительностью трудовой деятельности.
Данная модель предусматривает развитие
системы пособий по социальному страхованию,
различающихся по видам трудовой деятельности.
2) принцип перераспределения.
Этот принцип рассчитан на незначительную
часть малообеспеченных слоев общества.
Оказание социальной помощи не зависит
от выплаченных ранее взносов. Средства
берутся из налоговых поступлений в государственный
бюджет. Правом на получение такой помощи
обладают лица, имеющие особые заслуги
перед государством (например, государственным
служащим или жертвам войны).
3) принцип вспомоществования.
Он является очень важным элементом системы
социальной защиты, поскольку предыдущие
принципы не учитывают все страховые риски.
Суть принципа вспомоществования состоит
в том, что социальную помощь может получить
каждый нуждающийся в необходимом для
него объёме, если у него нет возможности
самостоятельно улучшить свое материальное
положение.
4) принцип самоуправления
страховых учреждений Германии. Управление
системой социального страхования осуществляется
напрямую заинтересованными лицами-работодателями
и работниками, что обеспечивает наиболее
полное представительство интересов обеих
сторон [7].
На региональном
и местном уровнях социальной
защитой занимаются три основных
субъекта: национальные или местные
ассоциации предпринимателей, профсоюзы
и государство. Системе социальной
защиты ФРГ присуще разделение учреждений,
осуществляющих социальное страхование
по сферам компетенций: отдельно функционируют
организации по пенсионному обеспечению,
обеспечению по болезни и в
связи с несчастными случаями
на производстве. Общая система социальной
защиты не включает страхование по
безработице. Оно относится к
компетенции федерального ведомства
по труду, то есть осуществляется в
рамках политики содействия занятости
населения. Финансирование системы
обязательного социального
XXI век требует
структурной переориентации
Структура социального
обеспечения Японии носит комплексный
характер. Она включает выплаты, которые
гарантируют минимальный доход (пенсии,
пособия нетрудоспособным), страхование
здоровья, вспомоществование нуждающимся.
Для нормального функционирования
системы социального обеспечения необходимы
усилия не только государства и бизнеса,
но и каждого отдельного человека [23].
Первый компонент
системы социального
Базовая пенсия
выплачивается по старости, инвалидности,
а также всем нуждающимся. Пенсионный
фонд наемных работников частного сектора
состоит из отчислений предприятий,
взносов самих работников и доплат
со стороны государства. Пенсионные
фонды работников государственных
и муниципальных предприятий
и учреждений формируются из средств
обществ взаимопомощи, которые создаются
по месту работы, а также выплат самих
предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости
необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний
возраст. Размер такой пенсии может быть
сокращен до 58% установленного уровня
в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен
до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.
Немаловажным
компонентом системы
1) страхование
здоровья наемных работников
частного сектора;
2) страхование
моряков;
3) ассоциации
взаимопомощи по страхованию
работников государственных
4) ассоциации
взаимопомощи по страхованию
работников муниципальных
5) ассоциации
взаимопомощи по страхованию
учителей и других работников
частных школ;
6) национальное
страхование здоровья лиц,
Третий компонент
системы - общественное вспомоществование
- охватывает тех, кто сам не может
обеспечить минимальный уровень
жизни. Правовой базой этого вида
помощи является Закон о гарантиях
прожиточного минимума. Средства выплачиваются
по семи статьям расходов: на повседневные
нужды, образование, жилье, медицинское
обслуживание, материнство, по безработице,
на похороны. Общественное вспомоществование
осуществляется также и на основании
шести других законов, которые указывают
адресатов получения помощи. Приоритет
отдан защите материнства и детства.
Для решения вопросов о предоставлении
помощи существуют специальные центры.
Также эта система
Необходимо отметить,
что наибольшее внимание японское правительство
уделяет на создание достойного уровня
жизни лицам пожилого возраста. Это
связано с тем, что численность
данной категории постоянно растет.
В скором времени по причине роста
продолжительности жизни и
Правительство
Чешской Республики, проводя в
целом жесткую бюджетную и
денежно-финансовую политику, реализует
широкий комплекс мер по социальной
защите населения, обращая внимание
на взаимосвязь социальных доходов
с ростом стоимости жизни.
В Законе о прожиточном
минимуме устанавливаются суммы, необходимые
для обеспечения питания и
других первичных потребностей, дифференцированные
в зависимости от возраста и состояния
здоровья; суммы, необходимые для
обеспечения первоочередных затрат
на семью, дифференцированные в зависимости
от количества лиц в семье, и виды
доходов, которые являются решающими
для оценки уровня бедности.
На основании
прожиточного минимума определяются все
минимальные выплаты: минимальная
пенсия, являющаяся единственным источником
дохода, минимальное пособие по безработице,
устанавливающееся на уровне прожиточного
минимума. При этом в правительственных
заявлениях подчеркивается, что необходимо
соблюсти такие пропорции между отдельными
видами доходов, чтобы доходы по труду
не утратили своего стимулирующего характера,
а социальные доходы сохранились на приемлемом
уровне как с точки зрения стоимости жизни,
так и с точки зрения возможностей государства
[5].
Новая концепция
социальной защиты в Чехии предполагает
создание дифференцированного комплекса
инструментов, призванных адресно, оперативно
и эффективно решать сложные социальные
ситуации. В основе новой концепции лежит
следующий принцип: уровень жизни каждого
отдельного лица и семьи определяется
в первую очередь доходами по труду, перераспределение
социальных средств не должно ослабить
этот механизм. Социальные доходы не должны
деформировать, а лишь целенаправленно
корректировать социальное расслоение
общества.
В новой концепции
структура социальной политики представлена
тремя относительно самостоятельными
системами.
1) система социального
страхования решает все варианты социальной
ситуации, связанные с потерей заработка:
старость, болезнь, инвалидность, уход
за больным членом семьи или потеря кормильца.
Социальное страхование позволяет заранее
подготовиться к этим социальным ситуациям
путем откладывания части финансовых
средств для решения возможных проблем
в будущем, что позволит сохранить (хотя
и относительно) привычный жизненный стандарт.
2) значительные
изменения претерпела система финансирования
социального обеспечения. Закон о страховых
взносах на социальное обеспечение и отчислениях
на государственную политику занятости
упорядочил страховые тарифы взносов
на социальное обеспечение, которое включает
страховой взнос на пенсионное обеспечение
и медицинское страхование, а также отчисления
на государственную политику занятости.
Плательщиками страховых взносов являются
работодатели, работники и лица, самостоятельно
занимающиеся предпринимательской деятельностью.
3) система социальной
помощи призвана решать проблему бедности
в тех случаях, когда гражданин не в состоянии
ее решить собственными силами, социально
не затребован и не выполняет условий
для предоставления государственной социальной
поддержки. Эта система финансируется
из государственного бюджета, местных
бюджетов и из средств добровольных организаций
В настоящее
время в Чешской Республике подготовлен
проект новой редакции Закона о занятости,
принятого в 1991 г. Главные направления
государственной политики занятости
сосредоточены на четырех программах:
1) помощь лицам,
решившим заняться предпринимательской
деятельностью или создающим рабочие
места.
2) создание временных
рабочих мест (общественные полезные работы)
3) стимулирование
занятости молодежи.
4) программы переквалификации.
Коренным образом
была изменена и система финансирования
здравоохранения. За основу организации
здравоохранения в Чехии была
взята система классического
обязательного медицинского страхования,
принятая, в частности, в Германии.
Все расходы на медицинскую помощь
покрываются из доходов фонда
медицинского страхования, государственного
бюджета и местных бюджетов.
Непосредственно
из государственного бюджета выплачиваются
страховые взносы за следующие социально
уязвимые категории населения: находящихся
на иждивении детей, пенсионеров, получателей
родительского пособия, женщин в
отпуске по беременности и родам,
безработных, получателей социальных
пособий в соответствии с нормами
Закона о социально нуждающихся
и некоторых других категорий
граждан.
Закон о государственной
социальной поддержке свел более
чем 70 видов различных пособий
по социальной защите к девяти и
значительно сузил круг их получателей.
Все пособия системе