Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:12, курсовая работа
Изучение выбранной темы предполагает достижение цели – рассмотреть домашнее хозяйство как экономический субъект. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить роль домашних хозяйств в экономике;
- изучить связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами;
- рассмотреть структуру доходов домохозяйств (валовой доход, денежные доходы, государственное регулирование оплаты труда, государственные социальные трансферты) и определить основные направления расходов домохозяйств на примере семьи;
- рассмотреть анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь;
- обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Введение 3
1 Роль домашних хозяйств в экономике, связь с другими экономическими субъектами
1.1 Домашнее хозяйство (семья) как субъект рыночной экономики 5
1.2 Экономическая роль домашнего хозяйства, его цели и задачи 6
1.3 Связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами 8
2 Направление и структура доходов и расходов домашних хозяйств
2.1 Понятие доходов домашних хозяйств и их формы, факторы дифференциации доходов 11
2.2 Денежные расходы домашних хозяйств. Закон Энгеля 14
3 Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Рассмотрим бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения за 3 года.
Таблица
3.2 – Бюджет прожиточного минимума
(в среднем на душу населения; рублей
в месяц)
Все население | В том числе по социально-демографическим группам населения | ||||
Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети в возрасте до 3 лет | Дети в возрасте от 3 до 16 лет | ||
2006 | 170500 | 188190 | 150990 | 144850 | 198380 |
2007 | 200080 | 221420 | 176650 | 168900 | 234810 |
2008 | 234370 | 256550 | 204370 | 200130 | 278110 |
Анализируя данные таблицы 3.2, можно сказать что, стоимостная величина прожиточного минимума, платежи и взносы всего населения в 2008 году составили 137,5 процентов от уровня 2006 года, а в 2008 году составили 117,1 процентов от уровня 2007 года.
Если рассмотреть бюджет прожиточного минимума по социально-демографическим группам, то у трудоспособного населения в 2008 году он составил 136,3 процентов от уровня 2006 года, а в 2008 году – 115,9 процентов от уровня 2007 года. У пенсионеров бюджет прожиточного минимума в 2008 году составил 135,4 процентов от уровня 2006 года, а в 2008 году – 115,7 процентов от уровня 2007 года. Для детей в возрасте до 3 лет бюджет прожиточного минимума в 2008 году составил 138,2 процентов от уровня 2006 года, а в 2008 году – 118,5 процентов от уровня 2007 года, а также для детей в возрасте от 3 до 16 лет в 2008 году составил 140,2 процентов от уровня 2006 года, а в 2008 году – 118,4 процентов от уровня 2007 года.
Проанализировав все показатели таблицы 3.2, можно сделать следующий вывод: с каждым годом возрастает бюджет прожиточного минимума, то есть возрастает его стоимость, а также обязательные платежи и взносы. [9 c. 165]
Таблица 3.3 – Распределение населения по соотношению уровня среднедушевых располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума (по данным выборочного обследования домашних хозяйств; в процентах)
2006 | 2007 | 2008 | |
Все население | 100 | 100 | 100 |
В том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в соотношении с бюджетом прожиточного минимума, процентов: | |||
0 – 50 | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
50,1 – 60 | 0,7 | 0,4 | 0,3 |
60,1 – 80 | 3,1 | 1,9 | 1,7 |
80,1 – 100 | 7,1 | 5,1 | 3,9 |
Ниже прожиточного минимума – всего | 11,1 | 7,7 | 6,1 |
100,1 – 120 | 7,5 | 5,5 | 4,1 |
120,1 – 140 | 10,1 | 8,9 | 7,2 |
140,1 – 160 | 10,0 | 9,4 | 8,2 |
160,1 – 180 | 10,5 | 9,3 | 8,6 |
180,1 – 200 | 10,0 | 8,5 | 8,2 |
200,1 – 220 | 8,2 | 8,3 | 8,7 |
220,1 – 250 | 9,6 | 10,3 | 10,7 |
250,1 – 300 | 9,7 | 12,4 | 13,2 |
300,1 – 400 | 8,4 | 11,8 | 15,1 |
Свыше 400 | 4,9 | 7,9 | 9,9 |
Выше прожиточного минимума – всего | 88,9 | 92,3 | 93,9 |
Продолжение
таблицы 3.3
Исходя из таблицы 3.3, можно сказать следующее: чем больше уровень располагаемых ресурсов, тем выше бюджет прожиточного минимума. Уровень среднедушевых располагаемых ресурсов в соотношении с бюджетом прожиточного минимума:
- если ниже прожиточного минимума, то сокращается в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 5 процентов, а по сравнению с 2007 годом на 3,4 процента;
-
если выше прожиточного
Вывод: в зависимости от количества располагаемых ресурсов на душу населения, изменяется бюджет прожиточного минимума, то есть изменяется его стоимостная величина, количество обязательных платежей и взносов. С каждым годом количество ресурсов может убывать и прибывать, то есть они не постоянны.
Рассмотрим также структуру располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах с различным составом в 2008 году.
Располагаемые
ресурсы домашних
хозяйств – это денежные средства домашних
хозяйств, стоимость потребленных продуктов
питания, произведенных в личном подсобном
хозяйстве, за минусом материальных затрат
на их производство, и стоимость предоставленных
в натуральном выражении льгот и дотаций.
[9 c. 167]
Таблица
3.4 – Структура располагаемых ресурсов
в домашних хозяйствах с различным составом
в 2008 году (по данным выборочного обследования
домашних хозяйств)
Располагаемые ресурсы (в расчете на домашнее хозяйство в месяц), тыс. руб. | В том числе в процентах | |||
Денежные средства | Стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве | Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций | ||
Все домашние хозяйства | 1409,8 | 94,1 | 5,0 | 0,9 |
Домашние хозяйства, проживающие в: | ||||
городах и поселках городского типа | 1551,9 | 95,8 | 3,3 | 0,9 |
сельских населенных пунктах | 1130,8 | 89,3 | 9,7 | 1,0 |
Домашние хозяйства состоящие из: | ||||
1 человека | 708,4 | 93,2 | 5,8 | 1,0 |
2 человека | 1330,9 | 93,9 | 5,4 | 0,7 |
3 человека | 1698,2 | 95,2 | 4,1 | 0,7 |
4 человека | 1902,5 | 94,1 | 4,8 | 1,1 |
5 и более человек | 2064,4 | 92,3 | 6,0 | 1,7 |
Продолжение таблицы 3.4
Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет: | ||||
1 ребенка | 1719,6 | 94,7 | 4,3 | 1,0 |
2 и более детей | 1715,8 | 92,2 | 5,7 | 2,1 |
с одним взрослым членом домашнего хозяйства | 1124,6 | 92,4 | 4,8 | 2,8 |
Домашние хозяйства, проживающие в областях: | ||||
Брестская | 1265,0 | 92,5 | 6,9 | 0,6 |
Витебская | 1264,5 | 94,2 | 5,1 | 0,7 |
Гомельская | 1307,4 | 92,2 | 5,6 | 2,2 |
Гродненская | 1311,9 | 93,1 | 6,3 | 0,6 |
г. Минск | 1902,4 | 97,1 | 2,2 | 0,7 |
Минская | 1459,9 | 94,0 | 5,3 | 0,7 |
Могилевская | 1271,3 | 93,3 | 5,5 | 1,2 |
Проанализировав таблицу 3.4, можно сказать, что располагаемые ресурсы у домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа больше, чем у домашних хозяйств, проживающих в сельских населенных пунктах на 421,1 тыс. руб. Уровень располагаемых ресурсов также зависит от:
-
состава домашних хозяйств: чем
больше человек входит в
-
наличия и количества детей
в возрасте до 18 лет: чем больше
детей, тем меньше на них
приходится располагаемых
-
проживания в конкретной
Рассмотрим расходы домашних хозяйств.
Таблица 3.5 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств (по данным выборочного обследования домашних хозяйств; в процентах к итогу)
2000 | 2008 | |||||
Всего по республике | Города и поселки городского типа | Сельские населенные пункты | Всего по республике | Города и поселки городского типа | В сельских населенных пунктах | |
Потребительские расходы – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: | ||||||
Расходы на покупку: | ||||||
продуктов питания | 59,6 | 59,7 | 59,1 | 41,2 | 40,6 | 43,2 |
из них питание вне дома | 1,6 | 1,9 | 0,7 | 2,3 | 2,8 | 0,9 |
алкогольных напитков | 3,5 | 3,1 | 5,1 | 2,3 | 2,1 | 3,1 |
табачных изделий | 1,8 | 1,8 | 2,0 | 1,3 | 1,2 | 1,7 |
одежды, обуви, ткани | 11,7 | 11,3 | 13,0 | 9,1 | 9,3 | 8,7 |
предметы личной гигиены | 2,0 | 2,1 | 1,5 | 2,1 | 2,3 | 1,6 |
мебели и товаров культурно-бытового назначения | 4,1 | 4,1 | 4,2 | 8,2 | 8,2 | 8,4 |
Информация о работе Домашнее хозяйство и его роль в экономике