Долговой кризис в США: особенности, причины, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, научная работа

Описание работы

Долговой кризис продолжался в острой форме до конца десятилетия, пройдя несколько этапов. В первые годы он носил характер кризиса международного кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и международной кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались транснациональные банки, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. стр.3
Основная часть………………………………………………………………………… стр.5
Особенности долгового кризиса США………………………………………………. стр.5
Проблема внешнего долга в мире……………………………………………………………………………...стр.6
Долговой кризис в США……………………………………………………………………………..стр.7
Причины долгового кризиса в США……………………………………………………………………………..стр.10
Пути сокращение государственного долга США……………………………………………………………………………..стр.12
Заключение…………………………………………………………………………….. стр.14
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Долговой кризис США.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

В январе 2011 года мировые информационные агентства  сообщили о преодолении совокупным государственным долгом США (General Government Gross Debt) отметки в 14 триллионов долларов (рис.1). 

 

Рис.1. Динамика совокупного государственного долга  США

На рисунке 1 видно, что в абсолютном выражении совокупный государственный долг США в последние годы демонстрирует безудержный, практически экспоненциальный рост, чем больше он становится, тем более быстрыми темпами увеличивается.

На сегодня  максимально допустимая сумма совокупного государственного долга, установленная Конгрессом США, составляет 14,3 триллиона долларов. Этот лимит был установлен менее года назад, в феврале 2010 (на тот момент предельно допустимая сумма составляла 12,4 триллиона долларов). Планка данного размера долга была достигнута в начале мая 2011. Нынешние темпы наращивания долга исторически беспрецедентны. Теперь Конгрессу США снова предстоит решать вопрос об увеличении максимальной долговой «планки», к чему призывает министр финансов Т. Гайтнер. Всего верхняя планка государственного долга США с 1940 года поднималась около ста раз.

США уже  длительное время живут «не по средствам». Даже при наличии в  монопольном владении мировой «печатной  машинки», за последние 20 лет бюджет США оказывался профицитным только в 1998-2001 гг. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов. Это почти в четыре раза больше, чем весь бюджет России этого же года.

Из совокупного  государственного долга США можно выделить долг, который государство условно «должно само себе». Это долг перед различными государственными страховыми и социальными фондами и ассоциациями, такими как, например, OASI Trust fund. Собственно государственным долгом (Public Debt) называется та часть совокупного государственного долга, обязательства по которой лежат перед внеправительственными субъектами (рис.2).

Рис. 2. Совокупный и «собственно» государственный  долги США

Собственно  государственный долг уже превысил к началу 2011 года 60 % ВВП страны, большим он был только во время Второй мировой войны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЧИНЫ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА  В США

Внешний долг США образовался во второй половине 80-х годов и представляет собой  разницу между объемом всех разновидностей инвестиций иностранного капитала в США и объемом всех видов инвестиций американского капитала за границей. С каждым годом объем внешней задолженности неуклонно растет и по данным на 1992 г. он превышал 500 млрд долларов.

В конце  апреля 2004 года внешний долг США  впервые в истории страны достиг 7,015 трлн долл. Когда как 10.04.04г. его объем составлял 6,983 трлн долл. Примечательно, что в США законодательно установлен потолок этого показателя в 7,384 трлн долл. По прогнозу Минфина США, лимит будет, достигнут в период с июня по октябрь, и тогда, чтобы не допустить дефолта, администрации страны придется просить Конгресс увеличить его . Кроме того, инициативы Джорджа Буша по снижению налогов привели к сокращению доходов казны. В 2003 году финансовом году дефицит достиг рекордной суммы - 734 млрд долл. Буш винит в дефиците недостаточно быстро растущую экономику, а также необходимость осуществлять многомиллиардные расходы на национальную оборону и безопасность. На рисунке 1 приведена иллюстрация с сайта Grandfather Economic Report показывающая рост государственного долга США.

Что же служит причиной столь быстрого роста  внешней задолженности Соединенных  Штатов?

Войны - какая-то часть государственного долга  стала результатом дефицитного  финансирования военных действий. Долг существенно возрос в период первой мировой войны и увеличился более чем в 5 раз за время второй мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы на вооружение и содержание военнослужащих существенно возросли.

Для решения  этой проблемы можно было выбрать  один из трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять настолько, что этот полностью подорвет стимулы к труду, в то время как национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в состав рабочей силы и создания уже работающих эффективных побуждений к удлинению рабочего времени. Слишком высокие налоговые ставки, очевидно, могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за счет продажи облигаций населению, позволившей "оттянуть" из обращения расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с тем, чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей. Не стала исключением и Иракская компания, которая полностью велась на заемные средства. Крепкая военная мощь США гарантирована иностранным капиталом.

Спады - вторая причина государственного долга. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов, и во время спадов 1974-75, 80-82, 90-91, 2010-11 гг.

Снижение  налогов - основной причиной крупных  бюджетных дефицитов, начиная с 1981 г., послужил третий фактор. Закон о  налогах для стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение, как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль, создав, тем самым, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансированным, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х г.

Недостаток  политической воли - также можно  утверждать, что дефицит бюджета  и растущий государственный долг есть не что иное, как результат  отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно трудно поддаются сокращению программы социальных льгот. Кажется, самое распространенное отношение к налогам можно выразить так: "Не бери налогов с меня, не бери налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за деревом". Однако налогоплательщиков "за деревьями" недостаточно, чтобы из новых налоговых поступлений собрать средства, необходимые для покрытия бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПУТИ  СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США

Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:

До сих  пор США справлялись с растущим уровнем госдолга страны довольно простым  способом: увеличивали его предельно допустимый уровень по мере возрастания показателя. Вариантов дальнейшего развития событий два. Первый – переложить нагрузку на население, что выльется в увеличение налогового бремени и естественным образом затормозит восстановление американской экономики, на которое надеется весь мир. Второй в очередной раз повысить предельно допустимый уровень госдолга еще на год, сняв напряжение в данном вопросе. Но это – только внешняя сторона медали. Обратная сторона такова, что для самих США проблема госдолга не является проблемой в чистом виде. Инвестиционные условия в американской экономике остаются благоприятными, отсюда и отрицательное сальдо международной финансовой позиции, когда показатель привлеченных средств превышает показатель средств размещенных. Вряд ли инвесторы, вливавшие ранее деньги в американский рынок с целью присоединиться к экономическому гиганту, изымут их – экономика США остается ведущей в мире, и более привлекательного объекта и подобных стабильных условий для размещения средств пока нет.

При этом даже если США лишатся кредитного рейтинга высшей ступени – что также сомнительно ввиду описанных выше факторов, – особого вреда американской экономике это не нанесет по причине отсутствия альтернативы.

С этой точкой зрения согласен и консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Андрей Чернявский. «Госдолг США действительно огромный, и темпы его роста чрезвычайно высоки. При этом планка предельного размера федерального долга США постоянно повышается, – отмечает он. – Однако, несмотря на эти факты, США по-прежнему остается самой мощной экономикой в мире. Американские гособлигации по-прежнему пользуются спросом и считаются одними из самых надежных».

По его  мнению, сегодня госдолг США увеличивается в связи с дефицитом бюджета – чтобы не допустить дефолта, власти вынуждены увеличивать объем займа. В результате размер госдолга США вплотную приблизился к объему ВВП страны. Впрочем, это обстоятельство не повлияет на доверие инвесторов, готовых кредитовать США. «Госбумаги США практически бессрочные, – подчеркивает Чернявский. – Фактически это инструмент для сохранности средств, в итоге они составляют значительную долю национальных резервов многих государств. Вероятность того, что все кредиторы одновременно представят облигации к выкупу, практически нулевая. Поэтому пока рост госдолга США не угрожает мировой экономике».

Тем не менее надуваться до бесконечности  такой мощный пузырь не может –  рано или поздно, если ситуация не будет меняться, он лопнет, считают эксперты. В этом случае кризис 2008–2009 годов покажется мелкой неприятностью. Таким образом, США уже сегодня необходимо серьезно озаботиться проблемой роста государственного долга.

Решение было принято и американским правительством 2 августа 2011, принявшем законопроект о повышении потолка государственного долга, тем самым избежав дефолта. План предусматривает сокращение оборонных и необоронных расходов и увеличение лимита госдолга на 2,1 триллиона долларов. Такие меры должны позволить не повышать потолок до 2013 года и избежать увеличения налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего  выше сказанного мы выяснили, что и  за финансовую помощь, и тем более  за получение извне на коммерческих условиях займов, кредитов и ссуд необходимо платить. Именно так  образуется внешний долг (внешняя задолженность) страны. Та его часть, которая ложится на плечи государственных органов (из-за того, что они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долга частным банков, фирм и местных органов власти), называется официальным (государственным) внешним долгом. В развивающихся и постсоциалистических странах он обычно намного больше, чем частный внешний долг, т.е. внешний долг частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированный государством.

Растущее  долговое бремя может привести к  тому, что страна оказывается в  так называемой долговой петле, когда  новые внешние заимствования  используются большей частью на погашение  ранее полученных займов, кредитов и ссуд. Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП и экспортных доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например у России.

Для того чтобы внешний долг не превратился  в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.grandfin.ru/
  2. http://www.rusrand.ru/
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.ng.ru/
  5. http://kp.ua/
  6. http://fincrisis.narod.ru/
  7. http://rostowskaja.narod.ru/
  8. http://www.ckp.ru/
  9. http://www.auditorium.ru/

Информация о работе Долговой кризис в США: особенности, причины, пути преодоления