Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:18, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и изучение мирового кризиса задолженности: причины и последствия.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включает в себя:
изучение мировых финансовых кризисов, форм проявления, а так же последствия финансовых кризисов;
освоение международного долгового кризиса, предпосылки долгового кризиса, планы и практика преодоления;
изучение особенности финансового положения России.
ВВЕДЕНИЕ
1. МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КРИЗИСЫ
1.1 ФИНАНСОВЫЕ КРИЗИСЫ
1.2 ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС
2.1 МИРОВАЯ ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПОКАЗАТЕЛИ И ОБЪЕМ
2.2 ПРЕДПОСЫЛКИ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА
2.2.1 СОКРАЩЕНИЕ ПРИТОКА ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ
2.2.2 РОСТ БАНКОВСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - УХУДШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА
2.3 КРИЗИС МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 1980-Е ГОДЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.3.1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА
2.3.2 ВЛИЯНИЕ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА
2.4 СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОЛГОВ В 1990-2000-Е ГОДЫ
2.5 ПЛАНЫ И ПРАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Многие страны-заемщики проводили ошибочную политику в сфере кредита и валютных операций. Они осуществляли чрезмерные заимствования; неэффективно использовали привлеченные средства, допускали просчеты в составлении национальных программ развития, закладывая дорогостоящие, амбициозные проекты; неграмотно управляли внешним долгом.
Предпосылки
возникновения долгового
Начало 1980-х гг. ознаменовалось резким падением мировых цен на экспортную продукцию развивающихся стран, ухудшением соотношения экспортных и импортных цен и сокращением объемов экспорта. Это про изошло под воздействием структурной перестройки в развитых странах. 7
Негативную
роль в усугублении внешней
К началу 1980-х гг. ухудшились общие условия кредитования развивающихся стран по всем показателям и категориям заемных средств. За 1973-1982 гг. средняя ставка процента поднялась с 6,6 до 11,0%, срок погашения сократился с 18,6 года до 14,4 лет, сократился и льготный период с 5,6 года до 4,3 лет. Условия частного кредитования были значительно жестче государственного кредитования. Ухудшению структуры задолженности развивающихся стран способствовало также и то, что основная часть банковских и определенная часть государственных займов и кредитов предоставлялась на условиях базисной "плавающей ставки". Это автоматически распространяло ежегодный прирост процентных ставок на платежи по ранее полученным кредитам.
В накоплении чрезмерной задолженности, приведшей к кризису, вина лежит и на заемщиках, и на кредиторах. Банки развитых стран, особенно американские, охотно кредитовали развивающиеся страны. Отмена золотого паритета доллара и фиксированных валютных курсов снизила значение государственного регулирования международной валютной системы и создала исключительно благоприятные условия для бесконтрольной экспансии частного ссудного капитала на международных рынках. Кредитный потенциал западных банков резко возрос, в том числе и в результате массированного притока нефтедолларов.
В 1980-е гг. произошли события, повлиявшие на все страны одновременно, а именно - глобальная рецессия, повышение процентных ставок, падение цен на сырье. Поощряемая Западом стратегия развития в кредит, основанная на широком привлечении внешних заемных финансовых ресурсов, которая осуществлялась многими развивающимися странами, не сопровождаясь адекватным расширением ликвидных ресурсов, привела к серьезным платежным трудностям, а затем и к долговому кризису. 8
На начало 70-х лет уже были заложены основы для формирования системы международной задолженности. Отправными ее точками можно считать крах Бреттон-Вудской системы в 1971 г. и первый нефтяной шок в 1973 г. После этих двух событий начался настоящий бум международных займов. Причем большими заемщиками были не только страны, которые развиваются, которые не имеют нефти, для финансирования своих дефицитов, а и страны, которые владеют нефтью, для финансирования программ расширения экономики. Падение процентной ставки, которое состоялось со временем вследствие взрыва спроса на международный кредит, заставило многих стран-кредиторов и стран-заемщиков пересмотреть раньше заключенные кредитные соглашения, которые оказались несостоятельными в результате кардинального изменения объективных внешних условий. На начало 80-х лет много стран из числа тех, что развиваются, ощущали трудности при выполнении своих обязательств. Настоящий долговой кризис взорвался в 1982 г., когда Мексика заявила, что не в возможности больше обслуживать свой внешний долг. 9 Проблема внешнего долга стала главным фактором резкого ухудшения социально-экономической ситуации в странах-неплательщиках, а также в ряде государств, сумевших своевременно выполнять свои долговые обязательства за счет снижения экономического роста, сокращения доходов и других краткосрочных и долгосрочных негативных последствий.
В первые годы долговой кризис носил характер кризиса международного кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и международной кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались транснациональные банки, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран и платежей по его обслуживанию, огромные суммы выданных банками кредитов, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня.
Внешние
причины долгового кризиса
Итак, появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд условий:
1. Широкое кредитование развивающихся стран частным сектором началось в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования.
2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров.
3. Способность обслуживать долг зависит от величины долга, от условий заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В условиях очередного экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентных и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран.
4. Образование кризиса внешней задолженности сопровождалось бегством капитала за границу.
Особенностью кредитных отношений является их многоступенчатость в фазах, предшествующих использованию ссудного капитала, который может несколько раз переходить из рук в руки. Неплатежи в одном звене обычно приводят к разрыву цепи кредитных обязательств и ухудшению ликвидного положения в международном масштабе. Если в конце 1982 г.34 страны имели просроченные платежи по долгам, то в конце 1986 г. их число поднялось до 57, а в начале 1990-х годов в долговом кризисе оказалось 72 государства. На их долю приходилось 60% внешнего долга, но 46% ВВП и 33% экспорта развивающихся стран. 11
Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников. Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.
Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь вызвало целый ряд взаимосвязанных неблагоприятных последствий. Сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов повлекло за собой снижение нормы накопления, а это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов роста экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.
После того как некоторые страны-должники приостановили выплаты, а в ряде случаев прекратили кредитование стран-должников. Проявлением этих процессов стал чистый отток финансовых средств из развивающихся стран в ведущие западные страны. Начиная с 1983 по 1990 г. их чистый отток превысил 174 млрд. долл. основным районом, из которого откачивались финансовые средства, была Латинская Америка: чистый отток из этого региона составил почти 324 млрд. долл. 12
1990-е
годы характеризовались новыми
ситуациями в динамике
В тяжелом положении оказались многие беднейшие страны. В этой связи были предприняты новые меры. В частности, в 1999 г. развитые страны начали снижение долгов беднейших стран, находящихся в тяжелом положении, до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Однако общая сумма внешних долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: за первую половину текущего десятилетия она выросла с 2,5 до 3,2 трлн. долл. в 2005 г., т.е. в 1,3 раза. Несмотря на рост общей суммы международных долгов, положение многих стран-должников изменилось. Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран с наибольшей тяжестью задолженности - Аргентины, Бразилии. Величина обслуживания долга по отношению к экспорту латиноамериканских стран повышалась до 2000 г., достигнув 52% (47,6% в 1982 г). В 2005 г. она уже понизилась до 35,6%, тем не менее, значительно превышая условную норму.
В последние годы изменилась ситуация в отношении внешних долгов в странах Африки. У стран этого континента был самый высокий уровень долга по отношению к ВВП среди всех развивающихся стран (1982 г. - 51%, 2000 г. - 66%). Особые трудности вызывало обслуживание долга. Отношение величины обслуживания долга к экспорту в 1990-е годы колебалось в пределах 18-27%. Страны Тропической Африки имели самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Она превышала 70%, причем больше половины ее приходится на международные институты. Уменьшилось бремя международных долгов в странах СНГ 7-8% экспорта в 2004-2005 гг. Положение с погашением долга для ряда стран улучшилось в связи с резким ростом поступлений от экспорта нефти. 13
Кризис
международной задолженности
Макроэкономические показатели России не достигли критического уровня. Списание долга считается оправданным, если из пяти показателей - ВВП на душу населения, отношения внешнего долга к ВВП, внешнего долга к годовому экспорту, погашения и обслуживания долга к годовому экспорту, обслуживания внешнего долга к годовому экспорту - три показателя превышают критический уровень. Показатели России лишь в одном случае (внешний долг к ВВП) превышает критический уровень. Поэтому Россия ведет очень трудные переговоры по облегчению долгового бремени. 14
Министерство финансов США пригрозило экономическими санкциями странам, отказавшимся выполнять свои финансовые обязательства. Был опубликован список американских товаров, которые могли стать дефицитными в странахдолжниках, если те просрочат платежи. В то же время кредиторы вынуждены были искать компромиссы. С середины 1984 г. начались регулярные переговоры между должниками и кредиторами о рефинансировании долга, изменении его структуры, об отсрочке его выплаты, пересмотре условий амортизационных платежей и по другим вопросам, связанным с задолженностью. Операции западных банков в развивающихся странах сократились, наметился более селективный подход к потенциальным заемщикам, ужесточились условия предоставления средств. Многие крупные государства с высокой внешней задолженностью, в том числе Бразилия и Мексика, встретились с большими трудностями в получении новых частных кредитов на международном рынке.
Переоформление долгов и предоставление новых кредитов были обусловлены - страны-реципиенты должны были принять программы приспособления, которые включали ряд обязательных положений:
1) ограничение совокупного спроса посредством введения ограничительной денежной и фискальной политики, основанной на сокращении правительственных расходов, с целью стабилизации инфляции;
2) девальвация национальной валюты для повышения международной конкурентоспособности товаров;
3) проведение рыночных реформ, в том числе сокращение субсидий на продовольствие, снижение торгового протекционизма, осуществление приватизации государственных промышленных предприятий для получения дохода и повышения их экономической эффективности;