Долговая безопасность Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование современной системы обеспечения финансовой безопасности и анализ влияния государственного долга на экономику Украины.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
исследовать и уточнить сущность понятий «система обеспечения финансовой безопасности» и «долговая безопасность государства»;
проанализировать показатели долговой безопасности Украины;
определить влияние государственного долга на экономику государства и пути решения долговой угрозы национальной безопасности Украины.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и значение долговой безопасности и финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства….4
Показатели долговой безопасности Украины…………………………..6
Влияние государственного долга на экономику Украины…………….7
Вывод……………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Долговая без-ть У..docx

— 32.77 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА ХАРЬКОВСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Долговая  безопасность Украины»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса 6 группы

финансового факультета

Евенко Ирина

 

 

 

   

Проверила: К.э.н. доц.

Литовченко Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность и значение долговой безопасности и финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства….4
  2. Показатели долговой безопасности Украины…………………………..6
  3. Влияние государственного долга на экономику Украины…………….7

Вывод……………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………..12

 

Введение.

 

Мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а значит и её финансовой системы. Основными условиями обеспечения  безопасности являются повышение управляемости  финансовыми. Финансовая система и  финансовые отношения в Украине  недостаточно надёжно защищены от влияния  различного рода угроз, а именно —  рост внешнего и внутреннего государственного долга, снижение инвестиционной активности и другие.

В связи с этим, актуальной проблемой является обеспечение устойчивого развития экономической системы посредством определения и мониторинга угроз финансовой безопасности, распределение финансовых ресурсов для поддержания необходимого уровня воспроизводства, независимость и конкурентоспособность в системе международных финансов.

Целью данной работы является исследование современной системы  обеспечения финансовой безопасности и анализ влияния государственного долга на экономику Украины.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие  задачи исследования:

  • исследовать и уточнить сущность понятий «система обеспечения финансовой безопасности» и «долговая безопасность государства»;
  • проанализировать показатели долговой безопасности Украины;
  • определить влияние государственного долга на экономику государства и пути решения долговой угрозы национальной безопасности Украины.

Предметом исследования данной работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения  финансовой безопасности государства.

Вопросам взаимосвязи  государственного долга и денежно-кредитной  политики посвящены работы зарубежных учёных — Э. Аткинсона, П. Даймонда, Э. Добсона, Дж.М. Кейнса, Ф. Махлупа, Д. Рикардо, Т. Сарджента, Д. Стиглица, Н. Уоллеса, М. Фельдстейна, Дж. Фергюссона, М. Хайса, П. Элворта и др.

  1. Сущность и значение долговой безопасности и финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства.

 

Долговая безопасность государства  — определенный уровень государственной  внешней и   внутренней  задолженности  с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточный для решения социально-экономических проблем, позволяющий сохранить устойчивость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны производить оплату основной суммы долга и процентов без угрозы потерять суверенитет, одновременно поддерживая необходимый уровень платежеспособности и кредитного рейтинга [6].

Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - финансовая безопасность. И вот почему. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Как справедливо отмечает В. В. Бурцев, с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своей финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях.

Финансовая безопасность государства является основным условием его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Сущность финансовой безопасности Украины можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций [1].

Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов:

- обеспечивать устойчивость  финансово-экономического развития

страны (то есть развития в  финансовой сфере экономики);

- обеспечивать устойчивость  платежно-расчетной системы и  основ-

ных финансово-экономических параметров;

- обеспечивать защиту  отечественных товаропроизводителей  от дискриминационной политики иностранных государств;

- нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых,  теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную  утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;

- предотвращать конфликты  между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

- наиболее оптимально  для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;

- предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

Все перечисленное также  можно представить как некоторые  задачи, которые должны решать органы государственной власти в целях нейтрализации угроз и обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления [2].

Снижение уровня долговой безопасности государства вызывает: рост процентных ставок на рынке государственных  заимствований, повышение уровня налогообложения  субъектов хозяйствования, уменьшение производственного потребления  вследствие падения инвестиций, отток  из страны совокупных валютных резервов, передаче части государственной  собственности в собственность  зарубежных стран, снижение международного престижа страны , усиление неуверенности населения в завтрашнем дне. То есть уровень долговой безопасности непосредственно сказывается на уровне бюджетной, инфляционной, валютной и инвестиционной безопасности [3].

 

 

  1. Показатели долговой безопасности Украины.

 

Коллегия СП рассмотрела  отчет о результатах аудита состояния  государственного и гарантированного государством долга за 2011 год и  констатировала, что темпы прироста совокупного (государственного и гарантированного государством) долга, по сравнению с  предыдущими годами, значительно  замедлились. По итогам 2011 года совокупный долг вырос на 41 млрд. грн. и составил 473 млрд. гривен.

 Показатель совокупного  долга к ВВП (36%) находился в  экономически безопасных пределах, определенных Бюджетным кодексом  Украины (до 60 %). Вместе с тем  показатель государственного внешнего  долга в расчете на одного человека ухудшился и почти вдвое превысил верхнюю границу, рассчитанную по методике Минэкономразвития для уровня долговой безопасности. Основной причиной этого является преобладающая доля внешней задолженности в общей сумме совокупного долга (63,3%).

 Как следствие, состояние  совокупного долга, а также  состояние его погашения и  обслуживания сопровождался валютными  рисками, которые в 2011 году  усилились в связи с введением  облигаций внутреннего государственного  займа с индексированной стоимостью  и ОВГЗ, номинированных в иностранной  валюте.

 Коллегия отметила, что  в 2011 году Правительство и Минфин  принимали меры для развития  и совершенствования нормативно-правового  и организационного регулирования  операций с государственным долгом. Однако целостного нормативного  обеспечения управления долгом  не достигнуто. До сих пор нет  специального закона о государственном и гарантированном государством долгах.

 Программа управления  государственным долгом, которая  должна быть составной частью  системы управления рисками, не  утверждена, а отчетность за 2011 года  не содержала всех необходимых  данных о мерах по управлению  долгом и оценки уровня рисков  в этой сфере.

 Государственные заимствования  в 2011 году осуществлены в меньших  объемах, чем в предыдущем, однако  состояние их использование не  обеспечили полного достижения  установленных законом о госбюджете  на 2011 год показателей и ожидаемого  эффекта. Вследствие неудовлетворительного освоения займов неэффективные расходы бюджетных средств на оплату комиссий по обязательствам, аннулированными кредитными ресурсами и на обслуживание неиспользованной части целевых внутренних государственных заимствований составляли не менее 100 млн. гривен [5].

 

  1. Влияние государственного долга на экономику Украины.

Опасность государственного долга заключается в том, что  при определении бюджетного дефицита его рассматривают лишь как экономическую  категорию. Однако он имеет влияние  на все аспекты жизни общества, и не только на экономику, а и на политику. В западных странах государственный  бюджет обеспечивает аккумулирование  средств необходимых для финансирования государственной машины. Его используют для частичного перераспределения  доходов с целью поддержания  благоприятного социального климата  в государстве, а также для  осуществления национальной стратегии  развития, направленной на укрепление национальной безопасности.

Внутренние и внешние  долги стали неотъемлемой составляющей финансовой системы большинства  стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов согласно имеющимся доходам. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или заимствованиям как внутренним, так и внешним.

Рост государственного долга  отрицательно сказывается на благосостоянии будущих поколений. Дефицитное финансирование может вынудить правительство привлечь займы на финансовом рынке, вследствие чего увеличится спрос па деньги и  поднимется процентная ставка. Последняя уменьшит спрос на деньги со стороны частных инвесторов, что приведет к падению уровня инвестиций в процесс производства. Но следует заметить, что степень негативных последствий зависит главным образом от относительных размеров накопившегося долга.

 Что касается внутреннего  государственного долга, то он  также отрицательно влияет на  экономическое состояние страны, особенно если он связан не  со стимулированием экономического  развития. Внутренний долг означает изъятие с финансового рынка средств, которые могли бы быть использованы на кредитования предприятий Украины, без чего не возможен экономический рост, не возможно повышение конкурентоспособности предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Рассматривая сегодняшнюю  ситуацию, следует отметить интересные факты. Не обращая внимания на то, что  общепринятым критическим уровнем  задолженности считается  60% ВВП, самые большие «локомотивы» мировой  экономики существенно превысили  этот показатель, причем наибольший объем  задолженностей был отмечен в  прошедшем году [4].

Таблица 1.

Страна

Франция

Германия

Италия

Великобритания

Япония

США

Украина

Государственный долг, млрд. $

€ 1,90

1,94

2,01

$1,558

6,468

9,651,8

$52,5

% к ВВП

74,50%

59%

9%

69%

20,70%

6%

38,60%

Изменение за 2010 год млрд. $

€ 230

$ 260

45,4

$ 288,3

$442,5

$1,754,8

$20,4


 

Как можно увидеть в табл.1, у большинства экономических гигантов наблюдается высокий уровень экономической задолженности. Большую роль в этом сыграл экономический кризис 2008 года, например за период с 2008 по 2010 года государственный долг  Германии возрос втрое.

Увеличение государственного долга этих высокоразвитых стран  отрицательно повлиял на экономическую  ситуацию. Например,  рейтинговое  агентство Standard & Poor's снизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии на "АА-" с "АА" (даже события марта этого года не оказали столь пагубный эффект на кредитный рейтинг страны) , сославшись на большой государственный долг, что привело к падению курса йены. Эксперты также призывают Германию  и Францию к снижению уровня государственной задолженности для сокращения рисков как национальной экономики, так и экономики всего ЕС. Но, несмотря на подобные негативные тенденции, большая доля государственного долга не представляет серьезной угрозы для экономики государства, так например, государственные облигации Франции сегодня считаются наиболее надежными в мире. Можно выделить следующие факторы, которые нивелируют дестабилизационные угрозы государственного долга:

Информация о работе Долговая безопасность Украины