Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

Вопрос о доходах в рыночной экономике и проблема их распределения является важным не только с точки зрения самой экономики, но и сточки зрения политики, общества и морали. Рынок без вмешательства государства в экономику, вряд ли, сможет справиться с проблемой перераспределения доходов, но и государство должно очень аккуратно подходить к этим вопросам.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………………..4
1.1 Доходы граждан……………………………………………………………………4
1.1.1 Доходы граждан их виды и источники формирования……………………….4
1.1.2 Распределение доходов в рыночной экономике……………………………….7
1.1.3 Кривая Лоренца, децильный коэффициент, коэффициент Джинни………….9
1.2 Социально-экономическая политика государства……………………………...11
1.2.1 Уровень жизни и бедность……………………………………………………..11
1.2.2 Дилемма эффективности и справедливости…………………………………..14
1.2.3 Меры борьбы с бедностью в современной России. Системы социальной защиты…………………………………………………………………………………16
Глава 2 Практическая работа………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

ДОХОДЫ!!!!!.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  Кривую Лоренца.  
 
 
 
 
 
 
 

      Лоренц  разделил всё население страны на пять частей (квинтелей)  по 20% и отложил  их на графике по горизонтали. Совокупный доход он также разделил на пять частей по 20% и отложил их на вертикальной оси. Кривая Лоренца основана на расчёте накопленных долей.

  • Прямая ОА показывает абсолютно равномерное распределение доходов в обществе т.е 20% населения получает 20% доходов, 40% населения получает 40% доходов общества, 100% населения получает 100% доходов общества.
  • Кивая ОВА отражает реальное распределение доходов общества, каждая точка, которой отражает, какую долю дохода, имеет та или иная доля граждан.
  • Прямая СА показывает ситуацию абсолютного неравенства когда и 20% и 40%, и 80% не получают никаких доходов, за исключением одного человека который получает 100% дохода.
  • Область, находящаяся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства в распределении дохода. Чем больше эта степень, тем дальше кривая Лоренца откланяется от прямой ОА.

      Есть  и другие способы измерить неравенства  в распределении доходов, например –  децильный коэффициент: всё население разделяется на десять групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходами 10% населения из низшей группы. Так, например, в Швейцарии децильный коэффициент 1:4, в США - 1:14, в СССР составлял 1-3, в России 1:25. [10]

      Третьим показателем для характеристики распределения доходов является коэффициент Джинни. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. Коэффициент рассчитывается путём деления площади фигуры ОВА на площадь треугольника ОАС. Коэффициент располагается от 0 до 1. Если коэффициент Джинни приближается к 1, это показывает, что общество стремится к состоянию абсолютного неравенства. И наоборот, если коэффициент приближается к 0, то общество стремится к абсолютному равенству в распределении доходов. В Европе коэффициент Джинни равен 0,25; в США – 0,33; в России – 0,4. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Социально-экономическая  политика государства

1.2.1 Различия в уровне доходов и бедность 

      Не  смотря на то, что в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами  рыночной экономики, всё равно существует неравенство в доходах. Отметим причины такого неравенства. [5]

      Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими.

      Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Человек не может выбирать, в какой семье ему родиться, в семье миллионера или потомственного рабочего.

      В-третьих, различия в образовательном уровне. Эта причина зависит от первых двух названных.

      В-четвёртых, даже при равных стартовых условиях больший доход будут получать те, кто стремится больше работать, так называемые «трудоголики».

      В-пятых, есть такая группа причин, которые  связаны просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем.

      Таким образом, по крайней мере в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые существуют в странах даже в самых благополучных и самых развитых, в том числе и в нашей стране.

      Экономисты, статистические службы правительства, профсоюзы занимаются исчислением уровня бедности. Так как от этого будут зависеть масштабы и направления перераспределения доходов, построение налоговых систем, система пенсионного обеспечения и т.д.

      Однако  само понятие бедность - относительное. Что одной семье роскошь, то другой – предмет первой необходимости. По мнению американских экономистов П. Сэмуэльсона и В. Нодхауса, уровень бедности можно определить так: бедность – это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Бедные семьи в среднем 1/3 своего дохода тратят на продукты питания[10]. Увеличив эту величину в три раза, можно получить доход необходимый для существования на уровне прожиточного минимума. При этом надо заметить, что прожиточный минимум или черта бедности, говорит нам не о границе физического выживания, а о неком минимальном уровне стандарта жизни. Этот стандарт у разных стран и разных народов будет различным.

      Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

      Причинами роста бедности являются:

  • кризисные явления экономики;
  • спад производства;
  • рост безработицы;
  • нарушение системы денежного обращения;
  • войны;
  • стихийные бедствия;
  • общественная нестабильность.

    Рост  бедности наносит серьёзный ущерб социально-экономическому развитию общества. С ним связаны такие явления, как:

    • падение совокупного спроса, вследствие снижения доходов населения;
    • углубление спада производства;
    • рост безработицы;
    • нарушение социально-политической стабильности общества.

       Государственные органы регулярно пересматривают черту бедности в зависимости от роста цен.

      В Росси вплоть до конца 1998 года порог  бедности определялся так: стоимость  минимального набора продуктов умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России на питание тратит 68,3% семейного бюджета: умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффициент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но методика подверглась критике. [2]

      По  новой методике, которая применяется с ноября 1998 года, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В неё входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор промышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих непродовольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций для детей. В ноябре 1998 года прожиточный минимум в России составлял 642 рубля в месяц на человека, а в ноябре2008 года этот показатель составляет 4642 рубля на человека. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.2 Дилемма  эффективности и справедливости 

     О проблеме перераспределения доходов  в обществе мы говорили в пункте 1.1.2 и пришли к выводу о необходимости  вмешательства государства в  перераспределение доходов в  обществе.

     Особая  роль в социальных государственных программах отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации или государства в распоряжение другим лицам. Надо отметить, что происходит такая передача за счёт налогооблажения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности в результате претерпевают изменения.

       В связи с проблемой перераспределения доходов в обществе возникает так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть её заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности.  Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Так если в виде налогов часть доходов Иванова перейдёт в виде пособия к Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих. Иванов спросит: «А зачем мне много работать, если значительную долю дохода, я отдам в виде налога?», а Петров спросит: «Зачем мне работать, если и так пособие получаю?»

     Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объём поступлений в государственный бюджет. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата.

     Ещё одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, подмечена многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Так как, перераспределение доходов, а особенно трансферты меняют экономическое поведение людей. Например, если государство поднимает налоговые ставки, люди начинают законно и незаконно уклоняться от уплаты налогов. И в результате государство может не собрать нужных сумм для социальных программ. С другой стороны некоторые постараются сделать всё, чтобы воспользоваться социальным трансфертом, а не повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

     Особые  трудности и вызывает то, как определить того, кто именно имеет право на государственную поддержку. Так в Москве при объявлении скидки на ипотеку матерям одиночкам, резко вырос процент последних, хотя фактически они таковыми не являются. Конечно, это гуманно, но ведёт к упадку нравственности  и подрыву института семьи.

     Таким образом, как слишком глубокое неравенство  подрывает стабильность общества, так  и нивелировка доходов подрывает  эффективность, а также стимулы  к предпринимательству. За большее равенство приходится нередко платить снижением эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.3 Меры борьбы с бедностью в современной России. Системы социальной защиты 

      Появление бедняков в стране, особенно когда  их число возрастает, всегда становится серьёзной экономической, социальной  и политической  проблемой. Бедняки чаще становятся преступниками, а это нарушает стабильность ситуации  в стране. Бедняки способны привести к власти радикальные политические партии. При увеличении в стране бедняков происходит сужение спроса на товары и услуги. По этому сегодня созданы системы социальной поддержки малоимущих.

      Поддержка нетрудоспособных граждан (инвалидов, пенсионеров и т.д.), многодетных или неполных семей – всех, кто по объективным причинам не может заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счёт налоговых и других поступлений в государственный бюджет. Такая политика государства называется социальной поддержкой.

      Социальная  поддержка – система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанная с их вкладом в экономическое развитие страны сейчас или в прошлом и направленной на гуманизацию отношений в обществе, предотвращения роста преступности, нищеты, бродяжничества и эпидемий, а также поддержание внутреннего спроса на товары и услуги.

      Исходя  из данного определения, несложно определить какие задачи по борьбе с бедностью  решает наше правительство:

  • предотвращение роста преступности;
  • предотвращение нищеты;
  • предотвращение бродяжничества и попрошайничества;
  • поддержка многодетных и неполных семей;
  • поддержка инвалидов и престарелых;
  • поддержка учащейся молодёжи;
  • поддержка безработных;
  • предоставление минимальных медицинских бесплатных услуг;
  • предоставление бесплатного образования;
  • поддержание внутреннего спроса на товары и услуги.

    По  мере реформирования экономики в нашей стране  возможности социальной поддержки увеличиваются. Усилилась поддержка уязвимых групп населения в области труда, образования, здравоохранения, культуры. [6]

    В области пенсионного обеспечения  происходит переход к трём видам  пенсий:

Информация о работе Доходы населения