Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:09, реферат
Вопрос о доходах в рыночной экономике и проблема их распределения является важным не только с точки зрения самой экономики, но и сточки зрения политики, общества и морали. Рынок без вмешательства государства в экономику, вряд ли, сможет справиться с проблемой перераспределения доходов, но и государство должно очень аккуратно подходить к этим вопросам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………………..4
1.1 Доходы граждан……………………………………………………………………4
1.1.1 Доходы граждан их виды и источники формирования……………………….4
1.1.2 Распределение доходов в рыночной экономике……………………………….7
1.1.3 Кривая Лоренца, децильный коэффициент, коэффициент Джинни………….9
1.2 Социально-экономическая политика государства……………………………...11
1.2.1 Уровень жизни и бедность……………………………………………………..11
1.2.2 Дилемма эффективности и справедливости…………………………………..14
1.2.3 Меры борьбы с бедностью в современной России. Системы социальной защиты…………………………………………………………………………………16
Глава 2 Практическая работа………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………………………….21
Рассмотрим
Кривую Лоренца.
Лоренц разделил всё население страны на пять частей (квинтелей) по 20% и отложил их на графике по горизонтали. Совокупный доход он также разделил на пять частей по 20% и отложил их на вертикальной оси. Кривая Лоренца основана на расчёте накопленных долей.
Есть и другие способы измерить неравенства в распределении доходов, например – децильный коэффициент: всё население разделяется на десять групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходами 10% населения из низшей группы. Так, например, в Швейцарии децильный коэффициент 1:4, в США - 1:14, в СССР составлял 1-3, в России 1:25. [10]
Третьим
показателем для характеристики
распределения доходов является коэффициент
Джинни. Этот коэффициент тесно связан
с кривой Лоренца. Коэффициент рассчитывается
путём деления площади фигуры ОВА на площадь
треугольника ОАС. Коэффициент располагается
от 0 до 1. Если коэффициент Джинни приближается
к 1, это показывает, что общество стремится
к состоянию абсолютного неравенства.
И наоборот, если коэффициент приближается
к 0, то общество стремится к абсолютному
равенству в распределении доходов. В
Европе коэффициент Джинни равен 0,25; в
США – 0,33; в России – 0,4. [10]
1.2 Социально-экономическая политика государства
1.2.1 Различия
в уровне доходов и бедность
Не смотря на то, что в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики, всё равно существует неравенство в доходах. Отметим причины такого неравенства. [5]
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими.
Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Человек не может выбирать, в какой семье ему родиться, в семье миллионера или потомственного рабочего.
В-третьих, различия в образовательном уровне. Эта причина зависит от первых двух названных.
В-четвёртых, даже при равных стартовых условиях больший доход будут получать те, кто стремится больше работать, так называемые «трудоголики».
В-пятых, есть такая группа причин, которые связаны просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем.
Таким образом, по крайней мере в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые существуют в странах даже в самых благополучных и самых развитых, в том числе и в нашей стране.
Экономисты, статистические службы правительства, профсоюзы занимаются исчислением уровня бедности. Так как от этого будут зависеть масштабы и направления перераспределения доходов, построение налоговых систем, система пенсионного обеспечения и т.д.
Однако само понятие бедность - относительное. Что одной семье роскошь, то другой – предмет первой необходимости. По мнению американских экономистов П. Сэмуэльсона и В. Нодхауса, уровень бедности можно определить так: бедность – это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Бедные семьи в среднем 1/3 своего дохода тратят на продукты питания[10]. Увеличив эту величину в три раза, можно получить доход необходимый для существования на уровне прожиточного минимума. При этом надо заметить, что прожиточный минимум или черта бедности, говорит нам не о границе физического выживания, а о неком минимальном уровне стандарта жизни. Этот стандарт у разных стран и разных народов будет различным.
Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.
Причинами роста бедности являются:
Рост бедности наносит серьёзный ущерб социально-экономическому развитию общества. С ним связаны такие явления, как:
Государственные органы регулярно пересматривают черту бедности в зависимости от роста цен.
В Росси вплоть до конца 1998 года порог бедности определялся так: стоимость минимального набора продуктов умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России на питание тратит 68,3% семейного бюджета: умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффициент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но методика подверглась критике. [2]
По
новой методике, которая применяется
с ноября 1998 года, прожиточный минимум
рассчитывается на основе реальной потребительской
корзины. В неё входит не только минимум
продовольственных товаров, но и набор
промышленных товаров, необходимых услуг
и впервые включены некоторые товары длительного
пользования. В новом варианте потребительской
корзины присутствуют 33 вида продовольственных
товаров и 79 позиций, составляющих непродовольственный
набор товаров для взрослых, и 69 позиций
для детей.
В ноябре 1998 года прожиточный минимум
в России составлял 642 рубля в месяц на
человека, а в ноябре2008 года этот показатель
составляет 4642 рубля на человека. [2]
1.2.2 Дилемма
эффективности и справедливости
О проблеме перераспределения доходов в обществе мы говорили в пункте 1.1.2 и пришли к выводу о необходимости вмешательства государства в перераспределение доходов в обществе.
Особая роль в социальных государственных программах отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации или государства в распоряжение другим лицам. Надо отметить, что происходит такая передача за счёт налогооблажения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности в результате претерпевают изменения.
В связи с проблемой перераспределения доходов в обществе возникает так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть её заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Так если в виде налогов часть доходов Иванова перейдёт в виде пособия к Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих. Иванов спросит: «А зачем мне много работать, если значительную долю дохода, я отдам в виде налога?», а Петров спросит: «Зачем мне работать, если и так пособие получаю?»
Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объём поступлений в государственный бюджет. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата.
Ещё одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, подмечена многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Так как, перераспределение доходов, а особенно трансферты меняют экономическое поведение людей. Например, если государство поднимает налоговые ставки, люди начинают законно и незаконно уклоняться от уплаты налогов. И в результате государство может не собрать нужных сумм для социальных программ. С другой стороны некоторые постараются сделать всё, чтобы воспользоваться социальным трансфертом, а не повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.
Особые трудности и вызывает то, как определить того, кто именно имеет право на государственную поддержку. Так в Москве при объявлении скидки на ипотеку матерям одиночкам, резко вырос процент последних, хотя фактически они таковыми не являются. Конечно, это гуманно, но ведёт к упадку нравственности и подрыву института семьи.
Таким
образом, как слишком глубокое неравенство
подрывает стабильность общества, так
и нивелировка доходов
1.2.3 Меры
борьбы с бедностью в современной России.
Системы социальной защиты
Появление бедняков в стране, особенно когда их число возрастает, всегда становится серьёзной экономической, социальной и политической проблемой. Бедняки чаще становятся преступниками, а это нарушает стабильность ситуации в стране. Бедняки способны привести к власти радикальные политические партии. При увеличении в стране бедняков происходит сужение спроса на товары и услуги. По этому сегодня созданы системы социальной поддержки малоимущих.
Поддержка нетрудоспособных граждан (инвалидов, пенсионеров и т.д.), многодетных или неполных семей – всех, кто по объективным причинам не может заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счёт налоговых и других поступлений в государственный бюджет. Такая политика государства называется социальной поддержкой.
Социальная
поддержка – система мер
Исходя из данного определения, несложно определить какие задачи по борьбе с бедностью решает наше правительство:
По мере реформирования экономики в нашей стране возможности социальной поддержки увеличиваются. Усилилась поддержка уязвимых групп населения в области труда, образования, здравоохранения, культуры. [6]
В
области пенсионного