Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:20, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие доход, отобразить основные показатели доходов населения в России, а также определить уровень дифференциации доходов в России. Предметом исследования выступают такие базисные показатели доходов, как показатели заработной платы, дифференциация и методы регулирования доходов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1 Состав и структура доходов 4
1.2 Функциональное и личное распределение доходов………………………………….7
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ РЕГИОНОВ. 9
2.1 Финансовые результаты.……………………………………………... ……………….9
2.2.Доходы населения в регионах Росссии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Финансовые
результаты формируются под влиянием
общей экономической ситуации в стране,
а также являются индикатором конкурентоспособности
экономики регионов. В то же время, необходимо
учитывать, что в России существует искусственная
сверхконцентрация прибыли в Москве. В
этом городе сосредоточены органы управления
многими крупнейшими компаниями страны,
при этом, как правило, они приобретают
промежуточную продукцию у расположенных
в регионах дочерних структур по заниженным
ценам и осуществляют реализацию конечной
продукции и экспорт по рыночным или мировым
ценам. То есть в реальности продукция
создается в регионах страны, но оформление
ее продажи осуществляется в столице и
здесь фиксируется значительная часть
генерируемой экономикой России прибыли.
Особенно характерна такая схема организации
финансовых потоков для нефтегазовых,
транспортных, металлургических, угольных,
торговых компаний (табл. 28).
Финансовые результаты крупных и средних организаций в 2007 году
Всего | На душу населения, тыс. руб. | ||
Млрд.руб. | % к РФ | ||
Всего
по РФ
в том числе |
5726 | 100,0 | 40 |
Центральный ФО | 2815 | 49,2 | 76 |
в т.ч. Москва | 2405 | 42,0 | 230 |
Северо-Западный ФО | 527 | 9,2 | 39 |
Южный ФО | 197 | 3,4 | 9 |
Приволжский ФО | 713 | 12,5 | 24 |
Уральский ФО | 780 | 13,6 | 64 |
в т.ч. Тюменская обл. | 497 | 8,7 | 148 |
Сибирский ФО | 465 | 8,1 | 24 |
Дальневосточный ФО | 99 | 1,7 | 15 |
Нераспределенные результаты | 130 | 2,3 | - |
Несмотря на указанное обстоятельство, публикуемая Росстатом информация дает определенное представление о прибыльности экономики регионов страны. Как показывает анализ данных табл. 28 наиболее низкая обеспеченность прибылью существует в Южном и Дальневосточном федеральных округах, что в значительной степени обусловливает их сложное социально-экономическое положение.
Благоприятные
показатели финансовых результатов
формируются в Тюменской
Значительную прибыль до кризисного 2008 года получали организации Санкт-Петербурга, Красноярского края, Татарстана, Московской и Свердловской областей. Отрицательные сводные финансовые результаты, то превышение убытков над прибылью, были в 2007 году зафиксированы в республиках Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Магаданской области, Чукотском автономном округе, в которых не накапливались собственные ресурсы организаций для развития экономики, в том числе для инвестирования.
Другой важной характеристикой, определяющей доходы страны в целом и отдельных регионов, являются объемы поступлений средств в бюджетную систему. Общая величина доходов бюджетов государства определяется размерами валового внутреннего продукта, ставками налогов и сборов, эффективностью использования государственной и муниципальной собственности, ценами на экспортируемые Россией товары и другими факторами.
Бюджетная система России, как известно, включает три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, то есть пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования;
- бюджеты субъектов Федерации;
-
бюджеты муниципальных
Общее количество ежегодно разрабатываемых и исполняемых территориальных (то есть без бюджетов хозяйствующих субъектов) бюджетов в стране составляет более 28 тысяч.
Кроме указанных бюджетов рассчитываются консолидированный бюджет Российской Федерации, который включает общие расходы и доходы всех бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Например, в 2008 г. доходы консолидированного бюджета страны составили 16,0 трлн. рублей, в том числе на федеральный бюджет приходилось 9,3 трлн. рублей.
Консолидированный бюджет субъекта Федерации представляет собой сумму доходов и расходов собственно регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований. В 2008 г. доходы консолидированных бюджетов всех входящих в него субъектов Федерации составили 6,2 трлн. рублей, то есть 39% общих доходов бюджетной системы страны.
Особенностью консолидированных бюджетов является то, что они законодательно не утверждаются на федеральном и региональном уровнях органами представительной власти. Тем не менее, именно консолидированный бюджет наиболее полно характеризует доходы бюджетной системы страны, в том числе реальные доходы бюджетов субъектов Федерации в целом, с учетом состояния как собственно региональных, так и муниципальных бюджетов.
Основным
нормативным документом, определяющим
процессы подготовки, утверждения и исполнения
бюджетов, является Бюджетный кодекс Российской
Федерации. При этом бюджетное законодательство
тесно связано с комплексом других нормативных
правовых актов государства, устанавливающих
ставки налогов и сборов, размеры таможенных
пошлин, распределение полномочий между
уровнями власти и др. В регионах страны
принимаются собственные законодательные
акты, определяющие процесс формирования
и исполнения бюджетов на соответствующих
территориях.
2.2
Доходы населения в регионах России
В среднем по регионам России в 2008 г. величина рассматриваемого показателя составила 44 тыс. рублей на одного человека. Наивысшая обеспеченность населения доходами консолидированного бюджета отмечалась в Чукотском автономном округе, где она превысила 300 тысяч рублей на одного проживающего, в связи с особым порядком формирования финансовых потоков в данном регионе. Высокие душевые доходы отмечались также в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах и Магаданской области. Все эти регионы расположены в зоне Крайнего Севера, имеют высокую концентрацию производств по добыче полезных ископаемых (в основном углеводородов) и относительно малочисленное население, кроме Ханты-Мансийского автономного округа, где проживает более 1,5 млн.человек. Главными источниками доходов в них являются налоги на прибыль и имущество организаций, а также на доходы физических лиц в связи с высокими уровнями оплаты труда. Существенно выше средней является обеспеченность населения бюджетными доходами в Москве, в первую очередь за счет поступления налога на прибыль.
В то же время, имеется группа регионов, где величина рассматриваемого показателя была менее 25 тысяч рублей на человека в год. Главной причиной этого является отсутствие на их территории крупных высокодоходных производств, генерирующих большие потоки налоговых поступлений.
Наконец,
еще одним параметром, характеризующим
уровень материального
Уровень доходов населения отдельных субъектов Федерации зависит от общего состояния их экономики, наличия производств пользующихся спросом товаров и услуг, доли убыточных компаний. В свою очередь, величина доходов оказывает влияние на объем и структуру спроса на товары и услуги, то есть на степень развития региональных рынков, объемы оптовой и розничной торговли, услуг общественного питания, масштабы продаж товаров различного назначения (табл. 31).
Средние доходы населения и заработная плата, тыс. рублей на человека в месяц
Федеральный округ | Средний доход в 2007г. | Средняя зарплата | |
2007 г. | 2008 г. | ||
В
целом по России
в том числе |
12,6 | 13,5 | 17,2 |
Центральный | 16,8 | 15,7 | 20,5 |
из него Москва | 34,5 | 23,2 | 30,1 |
Северо-Западный | 13,2 | 14,9 | 19,1 |
Южный | 8,7 | 9,2 | 11,8 |
Приволжский | 9,9 | 10,4 | 13,2 |
Уральский | 15,1 | 17,8 | 21,7 |
из него Тюменская обл. | 22,7 | 28,6 | 37,2 |
Сибирский | 10,3 | 12,3 | 15,4 |
Дальневосточный | 13,3 | 16,7 | 21,1 |
Наиболее высокие душевые доходы населения в 2007 г. отмечались в Москве, где они в 2,7 раза превосходили среднероссийский показатель. Это обусловлено не только повышенным уровнем заработной платы, но и масштабами получения доходов от собственности, выплатами дивидендов и бонусов, гонорарами отдельных категорий населения. Существенно выше средних по стране отмечаются доходы также в Тюменской области и ряде других северных регионов. Наименьшие значения денежных доходов существуют в отдельных субъектах Федерации, расположенных на Северном Кавказе и в Сибири, что является следствием общего состояния их экономики.
Определение доходов населения основано на расчете баланса средств населения с использованием банковской статистики и в ряде случаев содержит значительные погрешности, так как не учитывает перетоки средств между регионами, доходы от теневой экономики и ряд других факторов. Поэтому для характеристики материального положения населения необходимо также рассматривать данные о средней начисленной заработной плате. В определении этого показателя сохраняется некоторая недостоверность, но она ниже, чем при расчете общей величины денежных доходов.
По уровням средней заработной платы также отмечается существенная дифференциация регионов России. В 2008 г. наивысшие значения данного показателя отмечались в Ямало-Ненецком автономном округе (43,6 тыс.рублей в месяц), Ненецком автономном округе (41,5 тыс.рублей), Чукотском автономном округе (38,8 тыс.рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (37,2 тыс.рублей). Все эти регионы расположены в зоне Севера и их экономика в основном ориентирована на производство топливно-энергетических ресурсов, пользующихся спросом на рынках. В то же время, в Дагестане средняя официально учтенная заработная плата составляла только 7,5 тыс. рублей в месяц, Калмыкии -9,1, Северной Осетии – 9,3, Ингушетии – 9,4 тыс.рублей в месяц.
Значения средней заработной платы в большинстве случаев несколько превышают значения среднедушевых доходов в связи с тем, что часть населения (например, дети) не получают персональных доходов, а другая часть (пенсионеры, учащиеся, инвалиды) получают их в значительно меньшем размере, чем средняя зарплата. Исключение оставляет только Москва в связи с наличием крупных доходов от собственности и других источников средств.
В
целом из крупных регионов страны
наиболее высокие уровни доходов населения
и средней зарплаты характерны для Уральского
и Северо-Западного федеральных округов,
относительно низкие – Южного и Приволжского
федеральных округов. В основе данной
дифференциации чаще всего лежат природные
факторы, обусловливающие установление
повышенной зарплаты за счет территориальных
коэффициентов и северных надбавок, а
также сырьевую структуру региональной
экономики. В более сложном положении
оказываются субъекты Федерации, не имеющие
высокорентабельных полезных ископаемых,
пользующихся спросом на внутреннем и
мировом рынках. Это отражает общую сырьевую
ориентацию современной экономики России.