Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;

Содержание

Введение…………………………………………………………..….………….3
1. Теоретические основы формирования доходов населения и их дифференциация в рыночной экономике………………………..…….….4
1.1 Сущность доходов населения и их виды………………………………..4
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину…………………………………………………………………………….5
1.3 Дифференциация доходов населения в рыночной экономике……….8

2. Анализ функционирования валютного рынка Республики Беларусь.......................15
2.1 Особенности функционирования валютного рынка в Республике Беларусь.…15
2.2 Динамика официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за
2008-2010гг……………18
2.3 Динамика индексов реального курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнёров Республики Беларусь за 2008-2010гг…23
3. Совершенствование процесса формирования доходов населения в Республике Беларусь…………………………………
Заключение……………………………...32
4. Список использованных источников……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

КУрсач.docx

— 64.09 Кб (Скачать)

 

Способности людей бесконечно разнообразны, поэтому  одни люди, обладающие от природы хорошими способностями, имеют более высокую  производительность труда и получают более высокие доходы, чем те, которые обделены этими способностями. Некоторые же способности людей  являются уникальными и в силу этого ограниченными, что приносит их владельцам интеллектуальную ренту, подобно тому, как ограниченное неэластичное предложение первоклассных участков земли приносит земельным собственникам  рентные доходы.

 

2. Различия  в доходности профессиональной  деятельности.

 

Профессиональная  деятельность обуславливается соотношением спроса и предложения на те или  иные профессиональные услуги, затратами  на получение образования. Исходя из этого можно сказать, что высокие доходы топ-менеджеров, адвокатов, программистов обуславливаются ограниченным неэластичным предложением их услуг. Это происходит из-за особых психологических и умственных данных, которые требуются для освоения этих профессий, а также высоких затрат времени, энергии и денежных средств на получение образования, и высоким спросом на их услуги, от которых напрямую зависит доходность современного бизнеса.

 

3. Различия  в производительности и интенсивности  труда.

 

Неравенство в производительности труда, которое  вызывает неравенство доходов, может  быть признано социально справедливым, если в конкурентную борьбу на рынке  вступают работники с абсолютно  одинаковыми физическими и умственными  способностями. Очевидно, что люди, затрачивающие больше физической и  умственной энергии для выполнения работы, имеют больше возможности  для получения более высоких  доходов, чем те, кто трудится расслаблено. Однако прямой зависимости между  интенсивностью труда и его доходностью  нет.

 

4. Проблема  экономических возможностей.

 

Существует  неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение  образования распределены таким  образом, что часть молодых людей  вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу  и работу, что непосредственно  сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и  получения доходов.

 

Однако, несмотря на существенное влияние вышеотмеченных факторов, на неравенство доходов, все же общепризнанным является то, что "самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве".

 

Неравномерное распределение национального богатства  между собственниками капитала и  собственниками труда приводит к  тому, что чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем  большую долю национального дохода они присваивают.

 

5. Различия  социально-экономических условий  в регионах.

 

6. Различия  в отношении к риску. На предприятиях  с повышенным риском для жизни  человека более высокие доходы.

 

7. Дискриминация  в трудовых отношениях.

 

8. Неформальные  отношения и др.

 

Доходы  используются на финансирование, потребительских  расходов и сбережение, которое может  быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

 

Для измерения  уровня и структуры доходов населения  используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем  личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в  денежной форме или в натуре.

 

Этот  показатель может быть рассчитан  прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения.

 

Совокупные (общие) доходы населения определяются суммированием личных доходов и  стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению  услуг за счет общественных фондов потребления.

 

Между номинальными и реальными величинами доходов  могут быть существенные расхождения  в связи с изменением покупательной  способности денег - показателя, обратного уровню цен.

 

Скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов:

 

    • темпов роста номинальных доходов;

 

    • изменения ставок налоговых платежей;

 

    • изменения покупательной способности денег.

 

1.3 Дифференциация доходов населения в рыночной экономике

 

Дифференциация  доходов, как правило, рассматривается  по размеру среднедушевого совокупного  дохода населения в целом, отдельных  регионов и групп домохозяйств (проживающих  в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет и т.д.) В статистике бюджетов  домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход  на одного члена домохозяйства. Среди  работающих за основу берётся среднемесячная начисленная заработная плата рабочих  и служащих по отраслям экономики (без  работников, занятых неполные рабочий  день или неделю, и учеников).

 

К показателям  дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца  и коэффициент Джини. При их расчёте  используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент  фондов) или полностью распределение населения по доходам (кривая Лоренца и коэффициент Джини).

 

Коэффициент Джини (G) показывает распределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами. Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.

 

Степень неравенства распределения доходов  отражена кривой Лоренца. (рис 1) Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода (20% всех семей получают 20% всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д.). Фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного - единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода.

 

Рисунок 1 –  Кривая Лоренца

 

 

3. Совершенствование процесса формирования доходов населения в Республике Беларусь

 Для  выделения особенностей совершенствования  политики доходов необходимо  обозначить особенности экономической  ситуации в Беларуси.

 Беларусь  – страна с переходной экономикой, занимающая 65- место в мире по  ИРЧП, с достаточно высокой долей  государственного сектора в экономике.  Но, для формирования заработной  платы по законам рынка необходимо  «запустить» рыночную систему,  а для этого продолжать реформирование  государственного устройства от  административно-планового типа  экономики. Здесь можно выделить  несколько подпунктов:

- сокращение  льготных категорий населения; 

- усиление  методов по контролю над рациональным  использованием средств из социальных  фондов;

- создание  частных пенсионных фондов;

- дифференциация  пенсий по выслуге лет, по  размерам внесенных средств; 

- чёткое  налоговое законодательство, но  без чрезмерного использования  прогрессивных налоговых ставок;

- борьба  с "теневой экономикой", путём  отмены лицензий, демонополизации  рынка; 

- искоренение  коррупции во властных структурах.

 Что  же касается механизма дифференциации  и формирования доходов, то  можно сделать вывод о том,  что определенная степень дифференциации  доходов и заработков необходима  экономике. Она играет роль  экономического стимулятора, так  как формирует материальную заинтересованность  человека в повышении эффективности  труда, в поиске более эффективных  вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует  непосредственная зависимость между  мерой труда, мерой его оплаты  и, соответственно, мерой потребления. 

 В  этом плане задача состоит  в том, чтобы минимизировать  резкие скачки дифференциации, попытаться  ее минимизировать, а также уменьшить  количественный разброс между  очень богатыми слоями и очень  бедными. 

 К  предложенным выше факторам снижения  напряжённости в дифференциации  населения можно добавить еще  один – рост реальных денежных  доходов населения. На выполнение  показателя роста реальных денежных  доходов населения оказала влияние  не только политика по формированию  доходов, но и ценовая политика  государства. При реализации данного  шага необходимо учитывать, что  на современном этапе экономического  развития Республики Беларусь  повышающее давление регулируемых  цен и тарифов на потребительские  цены составляет почти пятую  часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста  покупательской способности населения  за счет инфляции могло быть  значительно меньшим, если бы  отсутствовало повышающее давление  со стороны органов государственного  управления по пересмотру регулируемых  цен и тарифов опережающими  темпами. 

 В  прогнозируемом периоде основной  целью социальной политики является  обеспечение устойчивого роста  уровня жизни населения и сокращение  бедности.

 Для  достижения цели необходимо:

 –  обеспечить рост денежных доходов  населения и их реального содержания  как условия повышения платежеспособного  спроса населения; 

 –  значительно повысить размер  заработной платы как основного  источника формирования денежных  доходов населения и важного  стимула трудовой активности  населения; 

 –  повысить роль государственных  минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету  прожиточного минимума, снизить  необоснованную дифференциацию  отдельных групп населения по  уровню доходов на основе совершенствования  налогообложения доходов граждан; 

 –  обеспечить повышение защищенности  социально уязвимых слоев населения,  проведение пенсионной реформы. 

 Политика  в области оплаты труда будет  формироваться с учетом того, что заработная плата должна  стать важнейшим фактором экономического  роста и повышения эффективности  производства. Для этого необходимо  обеспечить повышение доли заработной  платы в валовом внутреннем  продукте и денежных доходах  населения. Основными задачами  реформирования оплаты труда  в предстоящем пятилетии станут:

 –  усиление стимулирующей роли  заработной платы в увеличении  производства продукции, работ  (услуг) и повышении его эффективности; 

 –  значительное повышение удельного  веса оплаты по тарифным ставкам  и окладам в среднемесячной  заработной плате; 

 –  регулирование цены рабочей силы  на основе поэтапного приближения  размера тарифной ставки первого  разряда к бюджету прожиточного  минимума, а в перспективе –  к минимальному потребительскому  бюджету; 

 –  обеспечение дифференциации оплаты  труда по профессионально-квалификационным  группам в зависимости от сложности  выполняемых работ и уровня  квалификации;

 –  повышение роли социального партнерства  при регулировании оплаты труда  в реальном секторе экономики; 

 –  реализация принципа равной оплаты  равносложного труда в сопоставимых  условиях, устранение необоснованной  дифференциации в оплате труда  работников предприятий и организаций  различных форм собственности. 

 Регулирование  оплаты труда работников бюджетной  сферы государством предусматривается  осуществлять путем выработки  обоснованной политики в определении  минимальной заработной платы,  размера тарифной ставки первого  разряда; упорядочения системы  надтарифных выплат и совершенствования  параметров Единой тарифной сетки;  разработки более эффективного  порядка формирования средств  на оплату труда в бюджетных  организациях.

Информация о работе Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в РБ