Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:13, курсовая работа
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год)
Реферат 3
Введение 4
1 Социальная политика государства 6
1.1 Доходы населения: сущность, виды 6
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов 8
1.3 Уровень и качество жизни 12
1.4 Бедность 14
2 Политика благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь 17
2.1 Анализ уровня доходов населения 17
2.2 Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики 20
2.3 Государственная политика перераспределения доходов. Социальная защита населения 22
Заключение 26
Список литературы 28
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Как видно из табл. 2.1, денежные доходы на душу населения в республике с 2007 года увеличились в 1,86 раз. И составили в 2010 году 952,4 тыс. рублей в месяц. В то же время табл. 2.1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год. Следует отметить, что темпы прироста данных показателей существенно замедлились в 2009 году и составили 102,7 и 103,7% соответственно. Это связано с последствиями мирового финансового кризиса.
В табл. 2.1 также прослеживается положительная динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника. С 2007 по 2010 год она увеличилась в 1,75 раз, и составила 1217 тыс. рублей. В динамике реальной заработной платы наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115%. Исключение составляет лишь 2009 год, когда рост этого показателя составил лишь 100,1%.
Средний размер назначенной пенсии в республике в 2010 году составлял 584,7 тыс. рублей, увеличившись почти в 2 раз с 2007 года.
Наибольший удельный вес в доходах населения во всем мире имеет заработная плата, и наша страна не является исключением. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) продемонстрирована на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Структура денежных доходов населения
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Если рассмотреть структуру денежных доходов населения, приведенную на рис. 2.1, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (56,5% в 2010 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и прочие доходы (19,9% и 21,2% соответственно в 2010 году), наименьший источник дохода (2,4% в 2010 году) - это доходы населения от собственности.
Покупательная
способность среднедушевых
Таблица 2.2 Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, кг. в месяц
Наименование продуктов | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Хлеб пшеничный | 351,5 | 383,6 | 386,7 | 438,7 |
Картофель | 664,3 | 755,3 | 747,9 | 654,1 |
Капуста свежая | 461,6 | 458,2 | 699,3 | 523,9 |
Морковь | 475,6 | 410,7 | 597,2 | 553,2 |
Яблоки | 164,8 | 147,3 | 238,7 | 288,8 |
Сахар-песок | 264,2 | 322,4 | 337,2 | 323,7 |
Масло растительное | 125,6 | 102,7 | 151,7 | 176,7 |
Свинина | 64,3 | 70,6 | 71,6 | 81,4 |
Рыба | 85,1 | 98,2 | 107,1 | 126,5 |
Молоко, л. | 503 | 505,6 | 499,1 | 562,7 |
Масло животное | 55,8 | 54,6 | 55,7 | 56,1 |
Яйца, шт. | 2154 | 2438 | 2445 | 2726 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Из табл. 2.2 видно, что покупательская способность среднедушевых доходов населения увеличивается ежегодно, однако по некоторым продуктам питания в 2010 году наблюдается ее снижение.
Мировой
финансово-экономический
В январе-августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 92,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличился на 40,1%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4% [14].
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5% [14].
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-августе 2011 г. составил 85,1% [14].
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1654,4 тыс. рублей, в том числе в августе – 1992,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей [14].
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 10,1%, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4% [14].
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-августе 2011 г. составила 1387 тыс. рублей, в том числе в августе – 1484,1 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2011 г. уменьшилась на 1,6%, или на 24,3 тыс. рублей [14].
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 20,5%, в августе по сравнению с июлем 2011 г. − уменьшилась на 9,6% [14].
В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей [14].
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5%, по сравнению с августом 2011 г. – на 12% [14].
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в сентябре месяце неработающим пенсионерам была выплачена единовременная материальная помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 тыс. рублей.
Наиболее актуальной и сложной проблемой реформирования механизмов реализации социальной политики является сочетание требований социальной целесообразности и экономической эффективности, социальных целей и рациональных экономических путей их достижении. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны (квалификация, здоровье, духовный настрой населения), и она является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, которые не могут без нее выжить, и при этом поддержать и обеспечить бюджетным финансированием те направления, без которых невозможно будущее развитие государства, – образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение.
Задача перехода к более эффективной социальной политике стала решаться на основе выработки новых механизмов, более рационального использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, прежде всего на основе введения государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, упорядочения системы социальных льгот, гарантий, компенсаций, постепенной отмены субсидий, усиления экономической ответственности членов общества за результаты их труда. В основу новой модели был положен принцип направления социальных трансферов на удовлетворение нужд нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; трудоспособным же предоставлялись возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое и семейное благосостояние. Постепенно начали вырисовываться черты новой модели социальной политики, которая стала утрачивать патерналистский характер. Эти черты впервые были отражены в Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития до 2020 г., а затем вошли в Программу социально- экономического развития на 2006–2010 гг. К их числу относятся:
•
обеспечение доступности и
• перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения;
• опора на собственные силы, предоставление трудоспособному населению возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое семейное благосостояние;
• сокращение бедности и неравенства;
• развитие человеческого потенциала, повышение образовательного уровня населения.
По существу на современном этапе в стране в социальной сфере продолжается переход от патерналистской к более эффективной субсидиарной модели. Смысл этой модели состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необходимые рабочие места, повысить реальные доходы населения, обеспечить жильем, предоставить качественные медицинские и образовательные услуги, подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для перехода к информационному обществу, развивать новые наукоемкие технологии; с другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Это те группы населения, которые нуждаются в государственной поддержке. Социальная политика стала приобретать все большее звучание, наполняясь новыми компонентами.
К числу основных компонентов социальной политики в настоящее время относятся:
• политика в сфере социально-трудовых отношений (политика оплаты труда, занятости, охраны и нормирования труда, обеспечение безопасных условий труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
• социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, включая пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);
• развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);
• социальная поддержка отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);
• демографическая и миграционная политика;
• охрана окружающей среды.
Серьезная работа проводится по реализации каждого компонента социальной политики. Важнейшие приоритеты социальной политики обозначаются в основных направлениях социально-экономического развития страны, которые всесторонне обсуждаются на Всебелорусских народных собраниях. Приоритеты с каждой пятилеткой становятся все более значимыми, расширяется их диапазон. Одно остается неизменным – в центре внимания находится человек, его права, свободы и гарантии их реализации.
В 2010–2015 гг. в числе основных целей социальной политики является повышение уровня и качества жизни, и к ним еще добавится создание условия для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг. Основные направления ее реализации:
•
повышение эффективности
• постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
•
укрепление здоровья и увеличение ожидаемой
продолжительности жизни
• повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
• улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.
Сильная социальная политика выступает важнейшей составляющей белорусской модели развития, предусматривающей заботу о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа социальной справедливости для всех групп населения, каждого гражданина страны. И за этой моделью будущее
Перераспределительная деятельность в области доходов населения имеет конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются: