Доходы и оплата труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения.

Содержание

Введение
Состав и структура доходов.
Виды доходов
Государственное регулирование заработной платы.
Дифференциация доходов
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат эк и соц тр.docx

— 30.62 Кб (Скачать)
  1. Государственное регулирование заработной платы.

Реформы 90–х годов показали неэффективность  либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства  из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической  без государственного управления  невозможен, потому что одна модель не содержит элементов другой модели.  Поэтому усиленное вмешательство государства необходимо во всех сферах социально-экономической жизни, не исключая и оплаты труда. 

Усиление  государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства  в преобразование сложившейся в  советское время системы в  рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней  экономической модели государственное  регулирование оплаты труда было основным принципом организации  заработной платы. Фонд заработной платы  являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась  в бюджете отдельной строкой. У государства находились все  рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты  премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной  численности персонала на предприятиях.   В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда.  Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.  Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях.  Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки.  В развитых странах  этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.

В современной  рыночной экономике предприятия  самостоятельны в выборе формы и  системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому  работнику хорошо зарабатывать, а  работодателю приносили желаемый результат.  Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.

Первое –  это активное блокирующее вмешательство  государства в процесс снижения покупательной способности заработной платы.

Второе –  это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.

Третье направление  состоит в усилении государственного регулирования макроэкономических процессов, прежде всего динамики соотношения  денежной заработной платы и цен.

  1. Дифференциация доходов.

 

 Основные  показатели дифференциации доходов  населения России

В течение 90-х  годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие  доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация.

Основные  показатели дифференциации доходов  изменялись следующим образом.

Коэффициент Джини вырос с 0.256 в 1991 году до 0.376 в 1998 году. Хотя в период с 94 по 98 год явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 году данный коэффициент ещё снизился до 0.341. В последние годы его величина составляет в среднем 39%  . За относительно короткий исторический период Россия по показателям социально-экономической дифференциации оказалась на одном из первых мест среди индустриальных стран.  Например, значение коэффициента Джини в США составляет 0,408, в Великобритании — 0,361, в Швеции — 0,250, в Японии — 0,249, в Зимбабве — 0,568, в Мексике — 0,537, в Чили — 0,565). По некоторым оценкам, одна шестая часть населения России сосредоточила в своих руках 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество.

Другим из наиболее часто употребляемых показателей  дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. 

По официальным  данным, в России он сейчас 15,3:1, что, по меркам стран “восьмерки”, куда мы входим, очень много. А в Москве, по экспертным данным, вообще не менее 50:1. К тому же от 30% до 40% доходов у  нас до сих пор в тени, и основная часть этих теневых доходов идет в верхние децили. Значит, реально расслоение больше. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, порядка 30:1. И это совсем не похоже на Европу. Это Бразилия, Колумбия, где есть очень узкий круг очень богатых людей, а основная масса людей бедная. И, даже по официальным данным, расслоение продолжает расти.

Экономисты  пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот  момент, когда беднейшие 40% населения  получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в  низко доходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280%  от среднего общероссийского уровня, органов управления – 123%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 63%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 76%. Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния.  Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений.


Информация о работе Доходы и оплата труда