Доходность населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Цель работы можно обозначить следующим образом: проведение всестороннего анализа современной теории доходов, и как напрямую зависящей от нее, проблемы благосостояния, с целью определения меры государственного участия в распределении этих доходов и, как следствие, формы проводимой им социальной политики.

Содержание

Введение
1. Доходы населения и их виды
2. Государственное регулирование доходов
3. Уровень жизни населения
4. Основные принципы социальной защиты населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат макроэк политика.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 
1. Доходы населения и их виды  
2. Государственное регулирование доходов  
3. Уровень жизни населения  
4. Основные принципы социальной защиты населения

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Отличительной чертой современной  рыночной экономики является её социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие  социальные программы, а с другой - решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в  процессе разработки социальной политики государства. Своей социальной политикой  государство поддерживает индивидов  не способных самостоятельно обеспечить себе нормальные условия существования. Но при этом государство не должно превращаться в пассивную помощь для всевозрастающего числа социальных иждивенцев, оно должно изначально не допускать чрезмерного неравенства  в доходах, посредством участия, наряду с рынком, в процессе их формирования.

В связи с вышесказанным цель работы можно обозначить следующим  образом: проведение всестороннего  анализа современной теории доходов, и как напрямую зависящей от нее, проблемы благосостояния, с целью  определения меры государственного участия в распределении этих доходов и, как следствие, формы  проводимой им социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы населения и их виды 

Одним  из важнейших направлений  деятельности  государства в современных  условиях является социальная политика. Ее суть заключается в регулировании социально-экономических условий существования населения, в обеспечении благосостояния и достойного уровня жизни всех граждан. 

Социальная политика осуществляется по двум важнейшим направлениям: 

1)  обеспечение всем трудоспособным  условий для  получения максимально  возможного дохода при помощи  любой законной деятельности;

2)  гарантированное  обеспечение   социальной  защиты  и  определенных  стандартов благосостояния для  всех членов общества. 

Основной характеристикой достигнутого обществом уровня благосостояния являются  размеры  доходов  населения  и  степень  их  дифференциации  у  различных  социальных групп. 

Доходы населения – это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. 

Доходы  поступают  населению  в  денежной и  натуральной  формах.  Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Уровень доходов населения отражается при помощи следующих показателей. Среднедушевые денежные доходы, которые исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население.

Номинальные  денежные  доходы  населения характеризуют  общее  количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени. 

Располагаемые денежные доходы – это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

На доходы населения значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, отражающим это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ) – индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. ИПЦ рассчитывается по формуле:

 

Для его  расчета необходима информация  об изменении цен, которую получают путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке. Кроме  того,  необходимы  данные  о  структуре  потребительских  расходов  населения, так называемой потребительской корзине. Она представляет собой выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Реальные  денежные  доходы  отражают  покупательную  способность  денежного дохода. Это  номинальные денежные  доходы  текущего  периода,  скорректированные на индекс потребительских цен.

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. Основными источниками доходов населения являются:

•  факторные  доходы (доходы  от  основных  факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);

•  трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т. д.;

•  другие поступления: страховые  возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр. 

В  различных  экономических  системах  существуют  разные  принципы  распределения доходов. Обычно выделяют четыре основных принципа:

•  уравнительный;

•  рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства);

•  по накопленному имуществу;

•  привилегированное (перераспределение  богатства  в  пользу  определенных  слоев общества). 

 В  реальной  действительности  эти принципы сочетаются, обусловливая  характерную для данного общества  дифференциацию распределения доходов. Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:

•  различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;

-различия в оплате труда,  которые, в свою очередь, связаны  с различиями в интеллектуальных  и физических способностях, уровне  образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации (желании много и продуктивно трудиться);

•  различия в демографических  характеристиках домохозяйств: размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;

•  стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.

Степень неравенства доходов в  обществе отражается при помощи ряда показателей.

 Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают  размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. 

 Различают: 

•  коэффициент  фондов – соотношение  между  средними  значениями  доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

•  децильный коэффициент – соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.

 

  1. Государственное регулирование доходов 

Значительное неравенство в  распределении доходов является социально опасным.

В  экономически  развитых  странах  признается  право  людей  на  определенный  стандарт благосостояния.  Средством  преодоления  неравенства  и  бедности  выступает  государственная политика доходов, которая осуществляется по двум основным направлениям:

•  регулирование доходов населения;

•  перераспределение доходов  через государственный бюджет.

 Практика регулирования доходов предполагает:

•  установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для  таких категорий населения, как малоквалифицированные  рабочие,  молодежь,  женщины,  иностранные  рабочие,  а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

•  регулирование  в  ряде  случаев  верхнего  предела  увеличения  номинальной  заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

•  защиту  денежных доходов  населения от  инфляционного обесценения путем индексации, т. е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в  коллективный договор, а  также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов  включает:

•  аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

•  предоставление  населению  социальных  гарантий путем финансирования  систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;

•  финансирование системы социальной защиты, включающей:

а)  систему социального страхования;

б)  систему государственной  помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная  защита  населения  предполагает  выплату  государством  трансфертных, т. е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для  финансирования  обязательных  выплат  населению: пенсий,  стипендий,  пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в  оптимальных  размерах. Выравнивание  доходов,  признанное  для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности  экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как  следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную  политику, государство  использует  такие инструменты,  как социальные  стандарты, потребительские бюджеты, другие  пороговые социальные ограничители. 

Социальные  стандарты  являются  средством  обеспечения  прав  граждан  в  области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной  и  безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения  финансовых  нормативов,  необходимых  для  формирования  бюджетов  и  внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

 

  1. Уровень жизни населения 

 Помимо минимальных социальных стандартов индикатором в социальной политике государства  служат  показатели прожиточного  минимума.  В  социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства. 

К прожиточному минимуму привязываются  многие социальные гарантии: минимальная  заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия.

Рассчитывается несколько показателей  прожиточного минимума в зависимости от размеров и предназначения потребительской корзины.

Физиологический минимум (минимальная  потребительская корзина) включает в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения главных физиологических  потребностей.  Это  стоимостная  оценка  натурального  набора  продуктов  питания, учитывающего  диетологические  ограничения и  обеспечивающего  минимально необходимое количество калорий. 

Социальный  минимум  представляет  собой  минимум  товаров  и  услуг,  которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные материальные и духовные запросы:  расходы на непродовольственные товары  и  услуги,  налоги и  обязательные платежи, исходя из доли  затрат  на эти цели  в бюджетах низко доходных домашних хозяйств.

Отдельно  рассчитываются  показатели  прожиточного  минимума  для  работоспособных мужчин и женщин, детей, пенсионеров.

Прожиточный минимум и его динамика являются важными, но не единственными показателями, применяемыми при оценке уровня жизни населения.

 Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг,  совокупность условий и показателей, характеризующих  меру  удовлетворения основных жизненных потребностей людей. 

 

 

Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются:

•  доходы населения (среднедушевые  номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации  доходов,  номинальная  и  реальная  начисленная  средняя  заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.;

•  жилье (общая площадь занимаемого  жилья на одного жителя);

Информация о работе Доходность населения