Динамика инфляции в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ С 2000 ПО 2010 ГГ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ. 5
ГЛАВА 2. AНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В PОССИИ: МЕРЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

Динамика инфляции в современной России.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

Несмотря на значительный прирост  денежных агрегатов в посткризисный период, наблюдается ежегодное снижение темпов инфляции. Если в 1999 г. она составила 36,6%, то в 2006 г. снизилась до 9% в основном вследствие жесткой бюджетной политики, проводимой правительством России. В последние годы значительная часть сверхдоходов от продажи нефти и газа аккумулирована в Стабфонде, поэтому удалось избежать выброса в экономику значительной части валютной выручки. Базовая инфляция составила в январе-марте 2006 года 2,8% (за такой же период 2005 г. – 2,4%). По оценке, базовая инфляция примерно наполовину была обусловлена повышением цен производителей промышленной продукции, работающих непосредственно на потребительский рынок. Заметный вклад в базовую инфляцию внесли инфляционные ожидания. В то же время укрепление номинального эффективного курса рубля сдерживало ее рост.

Индекс потребительских цен  в России с 25 февраля по 2 марта 2009 составил 100,3%, с начала года – 104,2% (в 2008 г. с начала года – 103,7 %, в целом за март – 101,2%). За указанную неделю наибольший прирост цен отмечался на чай и рыбу замороженную – 1,5% и 0,9% соответственно. В 2009 году инфляция составила 8,8%.

Инфляция в 2009 г. достигла минимального значения за период с 1991 года. Резко  снизившись с 5,33% за I квартал до 0,7% за IV квартал, в целом за год она составила 8,8%. Решающую роль в замедлении инфляции сыграло существенное сокращение совокупного спроса, обусловленное мировым финансово-экономическим кризисом. Однако ослабление курса рубля в конце 2008 – начале 2009 г. повлияло на высокие значения инфляции в первой половине года.

Согласно информации Федеральной  службы государственной статистики, по итогам 2009 г. потребительские цены повысились на 8,8% (за I квартал их прирост составил 5,4%, за II квартал – 1,9%, за III квартал – 0,6%, за IV квартал – 0,7%), что явилось минимальным показателем за период с 1991 г.  (в 2008 г. удорожание потребительских товаров и услуг составило 13,3%).

Замедление инфляции в 2009 г. в значительной мере было связано с сокращением темпов роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции, а также темпов удорожания платных услуг, не относящихся к категории административно регулируемых. Вместе с тем по сравнению с 2008 г. ускорился рост цен на непродовольственные товары без учета автомобильного бензина.

Базовая инфляция замедлилась в 2009 г. до 8,3% против 13,6% в 2008 году. За   I квартал базовая инфляция составила 4,3%, за II квартал – 1,6%, за III квартал – 1,3%, за IV квартал – 1,0%. Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 6,7 процентного пункта, или 76,4% уровня инфляции. В     2008 г. эти показатели составили 10,8 процентного пункта и 81,5%.

        

По итогам 2009 г. цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции повысились на 6,9% (за 2008 г. – на 17,5%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 2,4 процентного пункта, или 26,7% уровня инфляции (в аналогичный период 2008 г. – 6,2 процентного пункта и 46,4%).

Из продуктов питания за 2009 г. более всего подорожали сахар-песок – на 42,7% (на 7,0% в 2008 г.), а также рыба и морепродукты – на 10,6% (на 15,1%). Темпы прироста цен на продукты переработки зерна, мясо и птицу, молоко и молочную продукцию, масло сливочное заключались в интервале от 1,6 до 7,9%, что было существенно ниже аналогичных показателей в 2008 году. На 2,5 19,8% снизились цены на крупу и бобовые, масло подсолнечное, яйца (за 2008 г. отмечалось удорожание этих видов продовольствия).

За 2009 г. цены на плодоовощную продукцию на отечественном рынке снизились на 1,7%. В предыдущие пять лет их динамика имела тенденцию к повышению. По оценкам, в 2009 г. влияние удешевления плодоовощной продукции на общий уровень потребительских цен было малозаметным.

По итогам предыдущего года рост цен на товары плодоовощной группы обусловил 0,3 процентного пункта инфляции, или 2,2% прироста цен на потребительском рынке.

Цены на продовольственные товары в целом в 2009 г. повысились на 6,1%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 16,5%.

За 2009 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 9,7% (8,0% в 2008 г.). Удорожанием непродовольственных товаров было обусловлено оценочно 3,6 процентного пункта, или 41,0% уровня инфляции. В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 18,7% , медикаменты – на 17,6%, моющие и чистящие средства – на 12,6% (17,5%). Цены на автомобильный бензин повысились на 8,0% (в 2008 г. – на 1,2%).

Цены и тарифы на платные услуги населению в 2009 г. повысились на 11,6%. Удорожание платных услуг по итогам 2009 г. обусловило оценочно 2,9 процентного пункта, или 33,0% общего прироста потребительских цен. Прирост регулируемых тарифов на платные услуги в 2009 г. был равен, по оценке, 14,6%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 19,6%, что на 3,2 процентного пункта превысило соответствующий показатель 2008 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 6,5%.

В 2009 г. замедлился рост цен на все  основные виды услуг, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен. Особенно заметным было замедление роста цен на санаторно-оздоровительные услуги, физкультуры и спорта, услуги организации зарубежного туризма.

Темп прироста цен и тарифов  на платные услуги населению в 2009 г. на 3,7 процентного пункта превысил общий темп удорожания потребительских товаров (в 2008 г. – на 3,5 процентного пункта). [7]

В январе-сентябре 2010 г. Российская экономика постепенно восстанавливалась после мирового финансово-экономического кризиса. По итогам периода в большинстве основных видов экономической деятельности отмечен рост производства. Наиболее высокие темпы роста производства наблюдались в первом полугодии. В III квартале 2010 г. они замедлились. Под влиянием неблагоприятных погодных условий значительно снизилось производство сельскохозяйственной продукции. Наблюдались низкие темпы роста производства в строительстве и на транспорте.

В условиях увеличения производства росла численность занятых в экономике. Рост производства был поддержан увеличением потребительского и инвестиционного спроса. Однако спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска.

В январе-июле 2010 г. инфляция снижалась, в августе-сентябре темпы роста цен заметно ускорились. Повышательное воздействие на инфляцию оказывало ускорившееся удорожание продовольствия. Тем не менее, за январь-сентябрь инфляция была ниже, чем за сопоставимый период 2009 года.

За девять месяцев 2010 г. потребительские цены повысились на 6,2%, что меньше такого же показателя в предыдущем году на 1,9 процентного пункта. При этом в III квартале 2010 г. инфляция составила 1,75%, что на 1,15 процентного пункта выше, чем в III квартале 2009 года. Темп прироста потребительских цен в сентябре по отношению к сентябрю 2009 г. составил 7,0%, за январь-сентябрь по отношению к такому же периоду прошлого года – 6,4%.

Замедление инфляции по итогам трех кварталов 2010 г. произошло главным образом за счет базовой инфляции, которая составила 4,3% против 7,3% в аналогичный период 2009 года. [3]

В первом полугодии 2012 г. темпы экономического роста ускорились по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Потребительская и инвестиционная активность оставалась высокой. Фактический выпуск товаров и услуг оценивается как близкий к потенциальному уровню.

В первом полугодии 2012 г. инфляция в России снизилась до 4,3% в июне относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Цены на потребительском рынке формировались в условиях спросовых ограничений, сдержанной динамики цен производителей промышленной продукции для потребительского рынка, на  продукцию сельского хозяйства, в  целом благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка. Заметное влияние на прирост цен на жилищно­коммунальные услуги и, соответственно, на уровень инфляции оказал перенос с января на III квартал индексации регулируемых цен и тарифов. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Aнтиинфляционная политика в Pоссии: меры и их результаты.

Рыночные преобразования в России знаменуют собой качественно новый этап в социально-экономическом развитии страны. Они привели к глубоким переменам и затронули все стороны жизни общества. Изменился политический строй. Другими стали экономические отношения. Российская экономика оказалась в сложном положении. Cказались не толькo последствия распада общесоюзного хозяйственного комплекса, но и поспешная либерализация по всем направлениям экономической деятельности и резкое yменьшение государственного присутствия в экономике [8].

Oдним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение [9].

Инструменты управления процессом инфляции различаются  в зависимости от ее характера  и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах. [10]

Для антиинфляционного  регулирования используются два типа экономической политики:

  • политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);
  • политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. [11].

Опыт стран, достигших  успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены [9]:

  • структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;
  • выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
  • глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
  • проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
  • переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
  • улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
  • более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;
  • в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (однако данный фактор не следует переоценивать, например бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

Режим денежно-кредитной  политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией.

Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

  • двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;
  • высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;
  • недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;
  • низкой сберегательной активности населения;
  • высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь на природный газ). [9]

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения  для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

Инфляция подпитывается  множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп. [9]

Информация о работе Динамика инфляции в современной России