Деньги как развитая категория товарно-денежных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег вьпюдится из их функций. Этот тезис сформулировал английский экономист Дж.Хикс: Деньги — это то, что используется как деньги.
Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные, фундаментальные: а) меры стоимости; б) средства обращения.

Работа содержит 1 файл

почти готово.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     В конце концов увеличение продажи  на 10 или 15% которое фирма «Х» может осуществить путем уменьшения цены, распространится столь слабо на ее 20, 40 или 60 конкурентов, что влияние на их продажи будет практически незаметным. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

     Олигополия. Олигополия – имеет место на рынке  с господством немногих фирм, оказывающих  существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей.

     Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение  любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и  само испытывает на себе влияние с  их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

     Примером  такого вида конкуренции являются фирмы, занимающиеся производством сигарет, пива и поставкой их практически во все регионы страны. Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность».

     Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль  является олигополистической. Но что имеется ввиду под «немногочисленностью»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой.

     Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют  тенденции господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в  городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка», «Большая восьмерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

     Есть  две взаимосвязанные черты олигополистического  ценообразования.

     С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии.

     С другой стороны, олигополистические фирмы изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.  

     Выбор метода ценообразования

     Максимальная  цена определяется спросом, а минимальная – издержками.

     Это общий, простой, но достаточно широко распространенный смысловой подход к ценообразованию. Однако цена товара устанавливается  в конечном счете с учетом социально  – экономических, организационно –  технических и других факторов.

     Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом  отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

     Так в условиях командной экономике государственная розничная цена складывалась из оптовой цены предприятия, иначе говоря, из себестоимости продукции, плюс налог с оборота в пользу общественности и торговой накидки для возмещения, в пределах плана, издержек обращения торговых организаций и образования у них прибыли.  
 

     Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

   К внутренним функциям государства относятся:

     экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике.

     Она является предметом дискуссии. Высказывается  мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической  жизни. В частности, так считают  сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

     Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

     Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

     Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают  необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

     Известно, что роль государства в экономике определяется его функциями. Поэтому рассмотрим важнейшие из них.

     1). Законодательная. Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.

     Создание  законодательной базы - это установление правил поведения экономических  агентов, юридических принципов  экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты- производители, потребители само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий. Их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации.

     2).Контролирующая. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство использует меры государственного регулирования на основе антимонопольного законодательства, устанавливая контроль над ценами и поступление налогов, прибегает к разделению монополий , препятствуя их слиянию. Государство может в судебном порядке изымать незаконно полученную прибыль. Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.

     Важнейшим условием создания конкурентной среды  является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии  экономики в целом.

     3).Стабилизирующая функция- третье не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики. Её можно определить как деятельность правительства, направленную на повышение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.

     4).Распределительная функция.

     Наряду  с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия  является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы  является эффективное распределение ресурсов. Но в определённых ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, возникает проблема нерационального распределения ресурсов. Тут необходимо государственное вмешательство для социально справедливого и рационального решения этой проблемы.

     5). Не менее важной является и  функция перераспределения доходов.

     Рыночная  система представляет собой беспристрастный  механизм, который обеспечивает большие  доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшее оборудование. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно и её жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на содержании которых имеются дети, безработные (лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и за счёт него обеспечивать своё существование).

     6).В  условиях неравномерного распределения  доходов, порождающих социальное  расслоение и бедность, государство  берёт на себя функцию защиты  малоимущих и социально незащищённых граждан. Её целью есть обеспечение социальной стабильности, защищенности разных слоёв населения. Система социальной защиты государства в первую очередь предусматривает стимулирования высокой трудовой и деловой активности трудоспособной части населения, обеспечения её рабочими местами, создавая условия для отдыха и оздоровления.

     К социальной функции государства  относятся также вопросы правового  регулирования отношений между  работодателями и наёмными рабочими с точки зрения сбалансированности их экономических интересов, а также вопросы социального страхования.

Информация о работе Деньги как развитая категория товарно-денежных отношений