Денежно-кредитная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика - это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.
Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной  политики в современных условиях.

3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной  политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.5

    Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

    В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития  Российской Федерации ожидается,  что в 2011 году экономический  рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

    Банк России  разработал три варианта денежной  программы в зависимости от  основных параметров прогноза  социально-экономического развития  Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

    При предполагаемом  в прогнозный период ослаблении  платежного баланса и повышении  гибкости курсовой политики ожидается,  что денежное предложение все  в большей степени будет формироваться  за счет увеличения чистых  внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

    Планируемое  в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита  федерального бюджета, в том  числе монетарных источников  его финансирования, будет способствовать  ограничению воздействия бюджетного  канала на рост денежного предложения,  формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

    В рамках  первого варианта денежной программы,  рассчитанного исходя из значительного  снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение  ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей  в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

    Для обеспечения  роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного  варианта программы, увеличение  ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах  - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Прогноз показателей  денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей)

 

1.01.2011

(оценка)

1.01.2012

1.01.2013

1.01.2014

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

Денежная база(узкое  определение)

-наличные деньги в  обращении

-обязательные резервы

5922

 

5789

 

133

6379

 

6230

 

149

6838

 

6679

 

159

7068

 

6904

 

165

7050

 

6880

 

171

7757

 

7569

 

188

8224

 

8025

 

199

7717

 

7523

 

194

8641

 

8424

 

218

9320

 

9085

 

235

Чистые международные  резервы

-в млрд.долларов США

14682

 

486

14433

 

478

16121

 

534

17337

 

576

13705

 

454

17165

 

569

19606

 

650

12317

 

408

17144

 

568

20597

 

682

Чистые внутренние активы

-8760

-8054

-9282

-10309

-6655

-9407

-11382

-4599

-8502

-11277

Чистый кредит расширенному правительству

-чистый кредит федеральному  правительству

- остатки средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных  внебюджетных фондов на счетах  в Банке России

-4683

 

-3683

 

-1000

-3761

 

-2661

 

-1100

-4511

 

-3411

 

-1100

-5224

 

-4125

 

-1100

-2869

 

-1670

 

-1200

-4603

 

-3403

 

-1200

-6126

 

-4927

 

-1200

-1686

 

-386

 

-1300

-4693

 

-3393

 

-1300

-6884

 

-5584

 

-1300

Чистый кредит банкам

- валовой кредит банкам

- корреспондентские счета  кредитных организаций, депозиты  банков в Банке России и  другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-1400

600

-2000

-1616

600

-2216

-2158

600

-2758

-2359

600

-2959

-893

600

-1493

-2080

600

-2680

-2277

600

-2877

489

1600

-1111

-734

600

-1374

-983

600

-1583

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2677

-2677

-2614

-2726

-2892

-2724

-2979

-3403

-3074

-3409


Как предусмотрено "Основными  направлениями бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.6

    Во втором  варианте денежной программы,  предполагающем умеренный рост  цен на нефть в рамках прогнозного  периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.

    В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР  будет частично компенсирован  сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

    В условиях  предполагаемого по данному варианту  сокращения дефицита федерального  бюджета и изменения источников  его финансирования ожидается,  что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

    При прогнозируемой  динамике кредита расширенному  правительству в 2011 году сокращение  ЧВА будет обеспечено за счет  изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый  для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

    В соответствии  с третьим вариантом денежной  программы, основанным на предположении  о существенном росте цен на  нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

    С учетом  предполагаемой благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры и более значительного  роста ВВП по данному варианту  можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

    Параметры  денежной программы не являются  жестко заданными и могут быть  уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

    Действие автономных  факторов формирования ликвидности  со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.

    В качестве  инструментов стерилизации Банк  России продолжит использование  операций по размещению ОБР  и депозитных операций. Дополнительным  инструментом регулирования ликвидности  могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

    Банк России  продолжит совершенствование порядка  и условий проведения депозитных  операций, в частности путем внедрения  механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.

    С учетом  нормализации ситуации на денежном  рынке Банк России продолжит  осуществлять меры по сокращению  использования антикризисных инструментов  и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

    При сохранении  стабильной ситуации на денежном  рынке и отсутствии признаков  возвращения кризисных тенденций  Банк России будет концентрироваться  на регулировании краткосрочной  банковской ликвидности. При этом  банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

    В целях  повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.

    Банк России  продолжит использование обязательных  резервных требований в качестве  инструмента регулирования ликвидности  банковского сектора и сдерживания  инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России