Денежная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является составление единого представления о денежной системе Российской Федерации, ее происхождении и развитии.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-сформировать общее понятие о денежной системе;
-рассмотреть ее элементы, виды денег;
-охарактеризовать денежную систему России.

Содержание

Введение
Денежная система
Общее понятие
Типы денежной системы
Элементы денежной системы
Виды денег и денежных знаков
Денежная система Российской Федерации
Становление и развитие денежной системы России
Общая характеристика денежной системы РФ
Методы регулирования денежного обращения
Заключение
Список использованной литературы:

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты.

18 сентября 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение новые банкноты и монеты образца 1997 г.:

                    банкноты достоинством: 5, 10, 50, 100 и 500 рублей;

                    монеты достоинством: 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2 и 5 рублей.

С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к 1 рублю новых денег. На этом основании все организации произвели с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельхозпродукцию и т. д.

Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении цен рассматривается в теории денег как деноминация, т. е. одна из форм денежной реформы (зачеркивание нулей) укрупняют масштаб цен. Деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой. Целью проводимой деноминации было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу денег.

             

Общая характеристика денежной системы РФ

Денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Официальной денежной единицей (валютой) является рубль, который равняется 100 копейкам. Копейка - это наименование не денежной, а расчетной единицы. Понятие «расчетная единица» по своему объему шире, чем понятие «денежная единица», и включает не только наличные банкноты и монету, выраженные в российской и иностранной валюте, но и безналичные деньги. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

· установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске, а также изъятии из обращения банкнот и монеты, утверждает номиналы и образцы денежных знаков. Предварительно о таких решениях Банк России информирует Государственную Думу и Правительство РФ.

Выпуск денег в обращение представляет собой процесс, складывающийся из нескольких этапов:

1) составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

2) изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации;

3) организации резервных фондов денежной наличности;

4) транспортировки денежной наличности в регионы РФ.

Необходимость изъятия наличных денег из обращения обусловлена тем, что банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, ЦБ привлекает следующие инструменты:

· Ставки учетного процента (дисконтную политику);

· Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

· Операции на открытом рынке;

· Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

Для осуществления расчетно-кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ) как структурные подразделения Банка России. Целью РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Основные функции РКЦ:

· осуществление расчетов между кредитными организациями и кассового обслуживания кредитных организаций;

· хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

· расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов;

· обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;

· установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением.

РКЦ формируют резервные фонды денежных банковских билетов и монет, а также оборотную кассу.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения нужд экономики в наличных деньгах; обновления денежной массы в обращении в связи с приходом в негодность отдельных банкнот; поддержания обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам; сокращения расходов на перевозки и хранение денежных знаков.

Оборотная касса предназначена для приема и выдачи наличных денег в течение операционного дня. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Если в оборотной кассе расчетно-кассового центра не хватает наличности для обслуживания банков и клиентов, требуется эмиссионное разрешение на подкрепление оборотной кассы из резервных фондов ЦБ РФ. Эта операция по перечислению наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу является эмиссией.

Таким образом, наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

 

Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:

· процентные ставки по операциям Банка России;

· нормативы обязательных резервов;

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование банков;

· депозитные операции;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов:

· в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц;

· в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с 5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.

С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:

· по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;

· по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%.

Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.

В 2002 году также произошло повышение нормы обязательных резервов. Оно составило 12%.

С 1 января 2003 года произошло сокращение нормы обязательных резервов до 10%.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г. Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России и начал операции с ними.

В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке. Целью этих операций было использование временно свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка России.

Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.

До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

· ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

· внутридневные - предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

· однодневные расчетные кредиты - предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты - под залог государственных ценных бумаг.

После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

· кредит банку- санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

· кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);

· кредит на поддержку ликвидности (от 1 - 2 месяцев до 1 года);

· кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года);

· стабилизационный кредит (до 1 года);

За 2003 год ставка рефинансирования претерпела значительные изменения. По сравнению с 2002 годом ставка рефинансирования была снижена 17 февраля 2003 года - с 21% до 18% годовых. С 21 июня 2003 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России была установлена в размере 16 процентов годовых. На 9 декабря 2003 года ставка рефинансирования составляет 16% годовых.

Депозитные операции - это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот - некст», «спот - 1 неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели, 1 месяц.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможными благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Информация о работе Денежная система Российской Федерации