Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Денежная система это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.
Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее представляет собой движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Содержание

1. Денежная система общее понятие и принципы.
a) элементы денежной системы,
b) биметаллизм,
c) монометаллизм,
d) система неразменных кредитных денег,
e) твердое обеспечение,
f) свободного денежное обращения.
2. Денежная система Российской федерации.

Работа содержит 1 файл

денежная система.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

Резервные фонды денежных билетов  и монет это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную ассу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков. 
В банках такие фонды не создаются у них имеются операционные кассы

Кредитным организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается сумма  минимально допустимого остатка  наличных денег в операционной кассе  на конец дня для обеспечения  своевременной выдачи денег со счетов предприятий независимо от их организационно-правовой форы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 

1.        «Общая теория денег и кредита»; Учебник для ВУЗов, под ред. Е.Ф. Жукова. М., 1998 г. 
 

2.        «Теоретическая экономика. Политэкономия»; Учебник для ВУЗов, под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. М., 1997 г. 

3.        «Курс экономической теории», под ред. М. Чепурина, Е. Киселевой. Киров, 1995 г.   

http://free-referat.ru/referats/management/id161/page4/ 
 
 
 

Денежная  система РФ

В условиях   рыночных  отношений   в  стране  действовал   закон  от  25  сентября  1992  года  о  денежной  системе  Российской  Федерации.  Он  вобрал  в  себя  исторические  традиции,  преемственность   в  развитии  денежной   системы,  а  также   соответствие  данного  закона   с   международным  законодательством  в  этой  сфере.

Данный закон  определял правовые основы денежной системы Российской Федерации, которая  включает в себя официальную денежную единицу, то есть рубль; порядок эмиссии  наличных денег, а также организацию  и регулирование денежного обращения.

Закон закреплял  исторически сложившееся положение, что официальной денежной единицей является рубль, состоящий из ста  копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и  выпуск денежных суррогатов запрещается.

Официальное соотношение  между рублем и золотом или  другими драгоценными металлами  не устанавливается. Это положение  характерно сейчас для всех стран  мира. Цена на золото устанавливается  единая для всех стран и международных  организаций два раза в день в  Лондоне, допускаются незначительные отклонения в некоторых регионах мира от данного установленного порядка.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно  публикуется Центральным банком РФ.

Перечисленные положения закона обязательны к исполнению. Поэтому его ст. 5 гласит: лица, виновные в нарушении требований Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством. Наиболее распространенными в этой области правонарушениями являются подделка денег, фальшивомонетчество, причем в крупных размерах. Незаконное изготовление банкнот и монет наказываются по закону.

В связи с  принятием федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 12 апреля 1995 года Закон о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 года прекратил  свое действие и все его основные положения вошли составной частью в новый федеральный Закон в виде главы VI «Организация наличного денежного обращения». Новый Закон содержит ряд новых положений по организации денежного обращения в Российской Федерации.

В денежных операциях  самым значительным является эмиссия  наличных денег, то есть дополнительный выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация  их обращения и изъятия из обращения  на территории Российской Федерации  проводится исключительно Банком России, который осуществляет наличную и  безналичную эмиссию денег. Безналичная  эмиссия денег происходит в процессе депозитно-ссудных операций, а вся  эмиссия регулируется средствами денежно-кредитной  политики. Наличные деньги выпускаются  в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической  монеты, те и другие являются безусловными обязательствами банка России и  обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Центральным банком по согласованию с Государственной Думой. Новые  образцы банкнот и монет публикуются  в средствах массовой информации.

Банкноты и  монеты, выпущенные в обращение, обязательны  к приему по их нарицательной стоимости  на всей территории России во все виды платежей, а так же на зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы  и для перевода.

В этих условиях президент издал Указ от 21 июня 1992 года «О мерах по защите денежной системы  Российской Федерации». В Указе предписывалось, что в целях защиты денежной системы  Российской Федерации – рубля, установления Российской Федерацией контроля над  денежным обращением в пределах ее границ и достижения сбалансированности расчетов России с другими государствами, использующими рубль в качестве платежного средства.

Без сомнения все  эти мероприятия были направлены на взаимоприемлемые условия решения  денежных отношений Российской Федерации  со странами СНГ. Но важно и другое, что Россия в этих отношениях должна была играть ведущую роль. Наличными  в денежном обороте оставались банкноты Банка России образца 1993 года достоинством 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000, 50000 тысяч рублей и металлическая монета СССР и Банка России образца 1961 и последующих годов.

Центральный банк приложил немало усилий, чтобы в  новых условиях нормализовать финансово  – кредитные отношения между  государствами бывшего СССР. Каждому  государству рублевой зоны с 1 июля 1992 года на имя его центрального банка был открыт корреспондентский  счет,  операции по нему проводились в пределах остатка счета. Становилась стабильной платежная дисциплина. Каждому национальному банку СНГ устанавливался лимит технического кредитования, его размер регулируется межправительственными соглашениями. Для постоянного межгосударственного финансово – кредитного отношения был учрежден Межгосударственный банк. Со второй половины 1992 года некоторые республики перешли к использованию национальных валют, или скрытно готовились к такому переходу, кроме тех, у кого уже была своя национальная валюта.

Субъекты  финансовых правоотношений  

Финансово правовые нормы – это установленные  государством и закрепленные в нормативных  актах правила поведение сторон по поводу собирания, распределения  и использования денежных фондов для реализации стоящих перед  государством целей и задач.

В результате воздействия  финансово правовых норм на финансово  общественные отношения последние  приобретают форму финансовых правоотношений, являющихся одним из видов правоотношений и имеющих ряд особенностей:

1. В финансовом  правоотношении одной из сторон  выступает государство в лице  своих уполномоченных органов  (финансовых, кредитных), что обуславливает  неравные положения субъектов  правоотношений, в отличии, например, от гражданских правоотношений, для которых характерно равенство  сторон.

2. Объектом финансовых  правоотношений являются деньги  или денежные обязательства в  связи с образования и использовании  денежных фондов.

3. Права и  обязанности сторон, составляющие  содержание финансового правоотношения, определяются не договором или  иной формой соглашения сторон, а непосредственно нормативным  актом, предусматривающим основание  возникновения, изменения и прекращения  финансовых правоотношений.

Названные правоотношения можно квалифицировать по ряду основания. Так, по материальному содержанию они  делятся на: бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и др. По субъектам финансовые правоотношения делятся на:

ü   возникающие между органами государственной власти;

ü   между органами государственной власти и управления общей компетенции;

ü   между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово – кредитными органами;

ü   между предприятиями, учреждениями, организациями и министерствами, ведомствами;

ü   между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

ü   между финансовыми органами и гражданами;

ü   между самими финансово – кредитными органами.

Под системой финансового  права понимается единство, взаимосвязь  и дифференциация финансово –  правовых норм по подотраслям ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части. Совет министров Российской доводит такую информацию до представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации- до органов местного  самоуправления  нижестоящего уровня.

ХАРАКТЕРИСТИКА  СТАДИЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Бюджетный процесс  состоит из нескольких стадий, складывающихся, в свою очередь, из ряда этапов. На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета. Данная стадия включает следующие четыре этапа.

На первом этапе  составление проекта бюджета  представительные и исполнительные органы власти и местного самоуправления соответствующих территорий за 18 месяцев  до начала соответствующего финансового  года получают от выше стоящих исполнительных органов власти информацию об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий финансовый год.

На втором этапе  составления проекта бюджета  исполнительные органы власти административно  – территориальных образований  представляют в  вышестоящие исполнительные  органы  власти, а исполнительные органы власти субъектов Федерации – в совет Министров Российской Федерации расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передачи из вышестоящих бюджетов и т.д.

На третьем  этапе составления проекта бюджета  вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим органам  конкретные данные, необходимые для  составления проекта бюджета:

ü   проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов;

ü   о дотациях и субвенциях, намечаемых к представлению из вышестоящего бюджета и их целевого назначения;

ü   перечень фиксированные доли доходов, закрепленные за бюджетами нижестоящих уровней;

ü   перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

На четвертом  этапе составление проекта бюджета  осуществляется непосредственное составление  проекта бюджета исполнительным органом власти в соответствии с  планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями.

Вторая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения проекта бюджета, регламентированная ст.ст. 16 и 21 Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», а так же положениями  о бюджетном процессе, принимаемыми представительными органами власти соответствующих территорий.

На данной стадии исполнительный орган власти или  местного самоуправления вносит в соответствующий  орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения и санкционирования бюджетных расходов.

Заканчивается названная стадия рассмотрения проекта  бюджета вынесением соответствующим  представительным органом власти решения  о санкционирование бюджетных расходов. На основании этого решения исполнительный орган власти дорабатывает проект бюджета.

Третья стадия бюджетного процесса заключается в  утверждении проекта бюджета. Стадия начинается рассмотрением уточненного  проекта бюджета соответствующим  представительным органом власти и  заканчивается утверждением бюджета  в форме закона или решения. Составление  проектов бюджета и их утверждение  осуществляется в соответствии с  единой бюджетной классификацией.

Четвертая стадия бюджетного процесса –исполнение бюджета – равна бюджетному году и длится с1января до 31 декабря . В соответствии с названными законодательными актами исполнение бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы.

Исполнение бюджета  заключается в обеспечении полного  и своевременного поступления предусмотренных  бюджетом  доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

Информация о работе Денежная система РФ