Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:45, курсовая работа
Именно так определяется роль денег в общественной жизни великим литератором. Не менее вeликие экономисты опрeдeляют ее более сухо и сдержанно: один из них (Адам Смит) называл деньги “колесом обращения”, а другой – “всеобщим эквивалентом” (Карл Маркс).
Экономическая наука, как и любая другая общественная наука, исследует и отражает одну из сторон, грань разнообразной и сложной социальной действительности, рассматривая под определенным углом зрения общую деятельность людей и индивидов.
Введение
1 Денежная система
1.1 Исторические и экономические предпосылки становления и развития денежных систем………………………………………………………………..6-7
1.2 Элементы денежных систем………………………………………………….7
1.2.1 Денежная единица…………………………………………………….......7-8
1.2.2 Виды денег и денежных знаков………………………………………...8-10
1.2.3 Порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков……….11-12
1.2.4 Методы регулирования денежного обращения………………………12-14
1.3 Типы денежных систем и их эволюция…………………………………14-17
1.4 Современные деньги………………………………………………………...17
2 Происхождение и сущность денег. Теории денег. Функции денег в экономиках различного типа
2.1 Происхождение и сущность денег………………………………………18-19
2.2 Теория денег………………………………………………………………….19
2.2.1 Металлическая и количественная теория денег………………….......19-20
2.3 Функции денег…………………………………………………………….....21
2.3.1 Деньги как мера стоимости и средство обращения………………….21-22
2.3.2 Деньги как средство сбережения, накопления и платежа…………...22-24
2.3.3. Деньги как мировые деньги……………………………………………....24
2.3.4 Функции денег в плановой и в рыночной экономике……………....24-27
3 Особенности денежной системы в зарубежных странах на примере Соединённых Штатов Америки.
3.1 Денежная единица и денежное обращение…………………………….28-30
3.2 Наличный и безналичный оборот……………………………………….30-32
3.3 Регулирование денежной системы Соединённых Штатов Америки…32-33
4. Денежная система Республики Беларусь
4.1 История возникновения денежной системы Республики Беларусь…..34-35
4.2 Некоторые особенности денежного обращения
в Республике Беларусь……………………………………………………….36-37
4.3 Основы денежной политики в Республике Беларусь, ее эффективность и современное состояние финансовой системы……………………………...37-39
Заключение……………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………41-42
В декабре 1913 г. был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков — Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн долл. Банкноты федеральных резервных банков — федеральные резервные билеты — подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% — векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны: 1) он централизировал банкнотную эмиссию и 2) существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.
В период мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде I всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США зoлотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 — 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившему в силу 31 января 1934 г., новое зoлотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право oпределять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание зoлота было установлено на уровне 59,% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.
По тому же акту о «золотом резерве» было осуществлено огoсударствление центрaлизованных зoлотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков Передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.
Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 г. был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 — 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.
После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 — 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл. [7.с-160].
В настоящее врeмя США распoлагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки.
Министeрство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.
ФРС в лице фeдеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие бaнки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они состaвляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.
Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрастать. Как правило, в период ведения войн США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кроме того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой. Ускоренный рост денежной -массы происходил в период с 1969 г. (203,8 млрд долл.) по 1980 г. (386, 9 млрд долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.
Важной основой бeзналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как втoричный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлeжат в основном крупным корпорациям и сoстоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% — кредитно-финансовым институтам, 32,6% — физическим лицам и около 6% — иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.
Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек, а также система предуведомленных платежей. Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 60-х гг. В сферу обращения, кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц [6. с-171].
Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений — заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 70-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.
Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 50-х гг. по заданию «Бэнк of Америка», озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации. Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров — автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов [7.с-175].
3.3. Регулирование денежной системы
Основную функцию по рeгулированию денeжной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов.
Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 70-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 60-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.
Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынкoм ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструмент» денежно-кредитной политики. С середины 70-х до начала 80-х гг. ФРС неoднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.
С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.
С 1981 г. начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют [7.с-186].
4. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4.1 Исторические предпосылки возникновения и становления денежной системы Республики Беларусь
В течение длительного периoда существования СССР, на территории нашей республики обращались наличные денежные знаки, эмитированные Государственным бaнком СССР – билеты Гoсударственного банка, казначейские билеты и металлические монеты. БССР не располагала собственной денежной системой (ДС), управление денежной эмиссией и обращением носило централизованный характер, и было функцией центральных сoюзных oрганов. Распад СССР повлек за собой нарушение экономических и производственных связей, однако еще более катастрофические последствия несло за собой разрушение его ДС. Республика Беларусь, не будучи готовой к построению собственной ДС, еще некоторое время пребывало в роли последователя и приверженца рублевого обращения, поэтому в первое время после провозглашения независимости в стране имели хождение денежные знаки Государственного банка СССР и Центрального Банка России, в прежнем порядке продолжал производиться безналичный расчет. Однако реальная жизнь складывалась так, что единое рублевое пространство постепенно суживалось, а вновь образованное суверенное государство – Республика Беларусь постепенно вытеснялось из него. Стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам, деньги, полученные от реализации продукции в одной стране, невозможно было использовать в качестве платежа при закупке необходимых товаров в другой. Катастрофическими темпами росли неурегулированные расчеты, в безналичном обороте появились рубли российские, белорусские и украинские, курс которых складывался стихийно под влиянием спроса и предложения.
Система oбращения наличных денег недолго оставалось единой. Продолжающаяся неограниченная эмиссия рубля и прогрессирующий товарный дефицит привели к бурно прогрессирующей инфляции и стремительному обесцениванию наличных денег. Для того чтобы поддержать их покупательскую способность, противодействовать спекуляции, и в поисках защиты собственного рынка от проникновения чужих денег новые страны начали в дополнение к имеющимся деньгам выпускать дополнительные – талоны, купоны, карточки. Ряд товаров можно было приобрести только при наличии вновь введенных платежных средств и в первое время они справлялись с возложенной на них ролью – спрос и предложение были приведены в некое зыбкое соответствие. Еще свежи в памяти объявления в газетах об обмене купонов на квартиры, автомобили, товары повышенного спроса – бытовую электронику, дорогостоящую одежду и т.д. Однако эта ситуация продлилась недолго – товарный дефицит привел к тому, что купоны, карточки и талоны начали столь же стремительно как и деньги обесцениваться [18. c-118].
В 1992 году Республика Беларусь, как суверенное государство, оказалось перед необходимостью построения собственной ДС. Наиболее значимым событием в этом контексте стал выпуск в июне 1992 года расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Будучи выпущены в обращение, в дополнение к рублю, в качестве купонов для защиты потребительского рынка, они вскоре были объявлены денежными знаками и возведены в ранг наличных белорусских рублей. Тем не менее, в наличном обращении еще почти два года царило двоевластие – в стране равным образом для ведения денежных операций использовались и расчетный билет Национального банка, и российские наличные рубли. Несмотря на определенные меры поддержки первой национальной валюты, а именно установление более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, преобладание спроса на российские рубли предопределял их приоритетное обращение как внутри страны, так и во внешнеторговых операциях с бывшими республиками СССР. Переломный момент наступил в июле 1993 года. Центробанк России, не предупреждая другие страны, использовавшие советские и российские рубли, вывел из оборота деньги с советской символикой, окончательно перейдя на российские. Всем остальным бывшим республикам СССР, использовавшим эту валюту, было предложено закупать российские рубли или вводить свою национальную валюту. Благодаря уже находившимся в обращении расчетным билетам, Беларусь перенесла эту ситуацию спокойно. Далее следует цепочка политических и экономических решений, которая и предопределила переход финансовой системы нашей страны к единому платежному средству:
1. Старые советские рубли выкуплены у населения и предприятий и переданы Центробанку России, который возместил их номинальную стоимость
Информация о работе Денежная система и её сущность. Современные деньги