Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Деньги играют фундаментальную роль во всех современных экономиках. Более того, они кажутся столь естественной характеристикой экономики, что мы не представляем, какой была бы жизнь без них, вероятно, крайне трудной. Даже проведение простых операций купли продажи было бы слишком трудно и обременительно. Наша современная финансовая система, содержащая наличность, чеки расчетные автоматы и множество сложных финансовых инструментов, не возникла за один день. Но ядром этой системы являются деньги. Деньги это предмет, который служит общепринятым средством обмена или средством платежа.
ВВЕДЕНИЕ
1 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СУЩНОСТЬ……………………………………4
Понятие денежной системы, виды………………………………………………4
Характеристика массы развития современного типа денежной массы……….6
Тенденции развития современной денежной системы…………………………8
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ……………………………….10
2.1 Денежная реформа в Эстонии………………………………………………….10
2.2 Денежная реформа в Туркменистане…………………………………………..12
2.3Денежная реформа в Росси…………………………………………………...…13
2.4Денежна реформа в Украине……………………………………………………14
3 ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА В КАЗАХСТАНЕ…………………………………….21
3.1 Основные этапы денежной реформы……………….………………………….21
3.2 Современное состояние денежной реформы………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как я упоминал, наряду с определенной либерализацией проходил и другой процесс: повышение надежности банковской системы (а банки являются важным орудием финансовой политики), а также отслеживание и устранение опасностей, угрожающих стабильности кроны.
С 1 июля 1993 года были введены новые нормативы надежности для коммерческих банков, а в сентябре 1994 года они были ужесточены. Без надежной банковской системы трудно говорить об эффективной денежной политике и доверии к деньгам, так что данные меры представляются совершенно оправданными.
Начиная с мая 1993 года постепенно все больше и больше ужесточаются требования к собственному капиталу коммерческих банков: если в 1992 году минимальный капитал составлял 6 млн. ЕЕК, то к 1 января 1996 года он должен вырасти до 50 млн. Это приводит к уменьшению числа коммерческих банков и повышению их надежности, что благоприятно сказывается на стабильности банковской системы государства.
Когда в марте 1994 года впервые произошло сокращение валютных резервов, было необходимо найти способ убедить деловой мир в том, что не смотря на это крона останется стабильной. Именно этим было обусловлено решение БЭ проводить с коммерческими банками форвардные сделки на срок до 7 лет по обмену кроны на немецкую марку по курсу 1:8. Это имело целью прекратить разговоры о девальвации кроны и увеличить приток инвестиций. Правда, трудно сказать, где была гарантия того, что в случае падения кроны эта сделка состоится: за обязательства БЭ не обязан отвечать никто, кроме него самого.
Как мы
видим, денежная политика после реформы
развивалась без особых коллизий: Эстония
в основном следовала принципам, заложенным
во время реформы 1992 года (сильные деньги,
сбалансированный бюджет, либеральная
внешняя торговля), и пришедшее в марте
1995 года правительство Тийта Вяхи подтвердило
этот курс. И как мне кажется, такая политика
в целом себя оправдала.
2.2 Денежная
реформа в Туркменистане.
С 1 января 2009 года в Туркменистане введена в обращение серия банкнот и монет национальной валюты нового, деноминированного образца. Это событие положило начало очередному этапу реализации финансово-экономической реформы, инициированной Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, и ознаменовало важный шаг на пути прогресса и процветания страны. Деноминация, осуществляемая в контексте преобразовательной политики главы государства, нацелена, прежде всего, на укрепление национальной валюты - маната, дальнейшее стабильное развитие национальной экономики, а значит, на поступательный рост благосостояния туркменского народа.
Как сообщили
в Центральном банке
В течение 2009 года предусматривается параллельное обращение денежных знаков старого и нового образца, которые будут обязательны к приему в качестве законного платежного средства при всех формах расчета на предприятиях торговли, сферы обслуживания и в коммерческих банках. В следующем, 2010 году во всех действующих банках в пределах страны будет осуществляться обмен старых денег на новые, причем в неограниченном количестве. Этот «мягкий» и экономичный вариант, выбранный с учетом приоритетов социально ориентированной стратегии государственного развития Президента Туркменистана, а также лучшего мирового опыта, позволит осуществить деноминацию, избежав каких-либо потрясений, так называемых, «шоковых» моментов для населения.
Все государственные структуры, на которые возложено проведение деноминации, заблаговременно подготовились к этому важному событию. Уже с 3 января начнется выдача пенсий и государственных пособий новыми банкнотами и монетами. Еще через несколько дней планируется выдача авансовой части заработной платы и стипендий в новых манатах. Отметим, что все эти выплаты, в соответствии с решением главы государства, возросли с 1 января 2009 года на 10 процентов. Разменной монетой - тенге для выполнения расчетов обеспечены предприятия сферы обслуживания и торговли, а также транспортных отраслей.
Необходимо особо отметить, что расчет за выращенный урожай хлопка с туркменскими земледельцами-арендаторами будет также производиться в манатах нового образца.
Наконец, следует подчеркнуть еще один момент - с первых дней января, как и предусматривалось ранее, начинается переоценка всех балансовых статей бухгалтерской отчетности. Оформление всех видов бухгалтерских и финансовых документов, отражающих расчетно-платежные операции, будет производиться с учетом изменения нарицательной стоимости денежных знаков и нового масштаба цен.
Что касается курса нового маната по отношению к мировым валютам, то здесь следует исходить из соотношения: 1 доллар США равен 2 манатам 85 тенге.
Таким
образом, введение в оборот национальной
валюты нового, деноминированного образца
будет работать на обеспечение четкого
функционирования финансовой системы
страны в условиях перехода к рыночным
отношениям, послужит сбалансированному
развитию всех отраслей народного хозяйства.
В свою очередь, это позволит Туркменистану
продолжить активную интеграцию в международную
экономическую систему, будет способствовать
повышению его рейтинга на мировом рынке,
стабильному росту инвестиций в экономику,
и в конечном итоге - росту уровня жизни
туркменистанцев.
2.3Денежная
реформа в Росси.
В 1991-1993 годах в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50 и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:
тем, что в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления будут увеличивать инфляцию в России
тем, что в стране обращается много фальшивых купюр крупного достоинства
тем, что необходимо изъять незаконные капиталы, которые хранятся опять же в крупных купюрах.
После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 года были отменены введенные еще при М.С. Горбачеве талоны и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.
Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
Кризис 1998 г. подвел
черту под начальным периодом
постсоциалистического
- девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;
- важнейшим фактором
экономического роста в
- благоприятная
внешнеэкономическая
Сложившаяся к
настоящему времени социально-
Особо важную роль
в обеспечении
Если развитие
в указанных направлениях будет
успешным, то можно ожидать перехода
к устойчивому росту в
2.4Денежна реформа
в Украине.
Национальная
валюта Украины вводилась в два
этапа. Согласно Постановлению КМУ
и НБУ от 28 декабря 1991 года «О мерах
в связи с введением в
С 12 ноября 1992 года начался второй этап - купоны были введены в безналичный оборот. Украина вышла из «рублевой зоны», а купон стал национальной валютой. Обращение рубля на территории Украины было прекращено с 23 часов 12 ноября 1992 года Указом Президента Украины Л.Кравчука от 7 ноября 1992 года. Единственным законным платежным средством в Украине стал украинский карбованец, представленный в наличном обращении купоном НБУ. С 16 ноября 1992 г. все расчеты производятся только в украинских карбованцах. Установлен официальный обменный курс карбованца по отношению к российскому рублю: 1,45крб. за 1 рубль. Украинский карбованец, став национальной валютой, унаследовал от рубля тенденцию к неуклонному падению курса. 12 ноября 92 г. обменный курс карбованца к доллару составлял 403 крб за доллар, 3 февраля 1995 г. - 116 900 крб. за доллар. (за обозреваемый промежуток времени курс карбованца по отношению к доллару упал в 290 раз!)
Временный статус украинского карбованца обесценил результаты денежной реформы 12 ноября 1992 г. Все имеющиеся в Украине ресурсы направлялись на поддержание функционирования неэффективной экономики. Что и явилось причиной быстрого падения обменного курса карбоваца.
Предполагалось, что карбованец «возьмет на себя весь удар от того, что может произойти с деньгами» и тогда будет введена гривна (Л.Кравчук, 18 августа 1992 г.). По мнению правительства к моменту стабилизации экономики купон должен полностью себя исчерпать и в роли денег в «стабилизированной» экономике должна выступить гривна.
Темп инфляции в Украине с июля 1992 года начал расти вследствие проводимой правительством В.Фокина инфляционной монетарной политики. Результатом проводимых правительством мероприятий оказываются спад производства и денежная эмиссия, приводящие к росту цен и девальвации карбованца. Очевидно, что падение обменного курса карбованца обусловлено исключительно денежной эмиссией.
В 1993 году правительство Л.Кучмы ставило задачу ввести гривну. Согласно прогнозам правительства ожидалось снижение темпов инфляции к концу 1993 г. до 3-5% в месяц. На пресс-конференции 8 июля 1993 г. Л.Кучма говорил, что вводить гривну надо не позднее 1993 г. С введением гривны связывалось понятие внешней конвертируемости национальной валюты.
С марта по июль 1993 г. внутренняя конвертируемость карбованца фактически существовала. Однако в июле начался существенный рост курса доллара, как следствие проведенной кредитной эмиссии. Первый опыт установления режима внутренней конвертируемости карбованца (март-июль 93 г.) показал, что в отсутствие реформ ничто не в силах удержать карбованец о катастрофического обесценивания. Девальвация гривны в данной ситуации была бы так же неизбежна, как и девальвация карбованца. Правительство принимает решительные меры и с 12 августа 1993 года вводятся официальный (фиксированный) и рыночный (биржевой) курсы доллара. Валютный рынок Украины был заметно сужен.