Демографическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:34, доклад

Описание работы

В России в начале XXI века смертность в 1,5 раза превышает рождаемость, население сокращается на несколько сотен тысяч человек ежегодно. Численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн человек[11]. В августе 1999 г. газета «Коммерсантъ», ссылаясь на экспертов ООН, опубликовала такой прогноз: к 2050 году население России составит 121 млн человек (против нынешних 142 млн)[12]

Работа содержит 1 файл

демографическая политика россии.docx

— 16.80 Кб (Скачать)

В России в начале XXI века смертность в 1,5 раза превышает  рождаемость, население сокращается  на несколько сотен тысяч человек  ежегодно. Численность населения  России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн  человек[11]. В августе 1999 г. газета «Коммерсантъ», ссылаясь на экспертов ООН, опубликовала такой прогноз: к 2050 году население  России составит 121 млн человек (против нынешних 142 млн)[12].

Рост смертности, стабильно (не считая двух лет горбачёвской антиалкогольной кампании) продолжавшийся на всей территории европейской части  СССР в последние четверть века его  существования, давший новый всплеск  в начале 1990-х в связи с общим  социально-экономического кризисом, прекратился (кроме Белоруссии) в середине 1990-х  годов. К концу десятилетия негативные тенденции возобновились в России, на Украине и в Белоруссии (но не в странах Балтии)[5]

Процесс сокращения рождаемости — общий для индустриальных обществ; но как правило, он сопровождается увеличением продолжительности  жизни. Специфику данного явления  создаёт сочетание сокращения рождаемости  с сокращением продолжительности  жизни, что, по мнению исследователей, связано с повышением употребления алкоголя и наркотиков[13]. Именно с  конца 1950-х — начала 1960 гг. происходит резкий рост потребления алкоголя (за брежневскую эпоху увеличилось  более чем в 2 раза); показательно, что с началом горбачёвской «антиалкогольной кампании» кривая смертности резко  пошла вниз и вновь стала подниматься, когда кампания была фактически прекращена[14][15][16] В начале XXI века в России алкогольная  смертность составляет 600—700 тысяч человек в год.[17]

В качестве возможного средства, чтобы смягчить последствия депопуляции, предлагаются повышение рождаемости, сокращение смертности, а также миграция населения  из других стран[18], но прежде всего  — проведение последовательной антиалкогольной  политики скандинавского типа 

  Демографическая  политика России

Демографическая политика в отношении улучшения здоровья населения и сокращения смертности во всех демографических группах  может быть сведена к трем группам  мер.

Во-первых, это меры по регулированию потребления алкоголя.

Конкретный опыт осуществления «антиалкогольной политики»  в европейских странах включает два основных аспекта: регулирование  предложения алкоголя с помощью  административных и экономических  рычагов, и меры, направленные на ограничение  спроса и оказание соответствующей  медико-санитарной помощи лицам с  алкогольными проблемами.

Регулирование предложения  алкоголя охватывает различные аспекты: покупка и потребление алкоголя; цены на алкоголь; сбыт алкоголя; розничная  продажа алкоголя; оптовая продажа  алкоголя; импорт и экспорт алкоголя; производство алкоголя; производство сырьевых материалов для алкоголя.

Средства осуществления  такого регулирования также варьируют  от страны к стране. Они включают: особые меры ответственности производителей, поставщиков и продавцов алкоголя за предотвращение вызванного им ущерба; возрастные ограничения на покупку  или потребление алкоголя; ограничения  времени, места и способов продажи  или потребления алкоголя; налоги на алкоголь; субсидирование или скидка в налогах на производство сырьевых материалов, индустрию, торговлю; лицензирование производства и/или торговли алкоголем; полный или частичный запрет.

Во-вторых, это меры по сокращению бедности.

Основным путем  сокращения потерь здоровья, связанных  с бедностью, являются действия правительств государств по улучшению жизни населения, повышению доходов, борьбой с  безработицей, созданию социальных программ для социально уязвимых групп  населения и т.д. На национальном уровне, например, правительственные  задачи могут конкретизироваться и  уточняться в плане изменений  и модификаций налоговых систем и систем привилегий и льгот в  целях обеспечения их более прогрессивного характера и повышения доходов  инвалидов и бедных семей. На городском  уровне муниципальные советы могут  разработать задачи по улучшению  жилищных условий, питания, условий  труда и борьбе с загрязнением окружающей среды в неблагополучных  районах. При этом подходе есть еще  одно дополнительное преимущество, что  проводимые мероприятия помогают людям осязаемо и конкретно представлять какое практическое действие может быть предпринято для сокращения проявлений неравенства.

В-третьих, совершенствование  системы здравоохранения.

Основные механизмы, применяемые в обеспечении справедливости в поддержании здоровья населения  в развитых странах сводятся:

а) к обеспечению  солидарной ответственности по принципу "богатые платят за бедных" (модель социального страхования здоровья) или сохранению модели государственного (бюджетного) финансирования здравоохранения;

б) к действенному контролю за ценами на основные лекарственные  препараты;

в) проведению общенациональных профилактических программ и оплаты за мероприятия на уровне первичной  помощи, что существует в ряде стран  Западной Европы и США;

г) приоритетное развитие первичной медицинской помощи, борьба с географическими барьерами  в ее получении;

д) использование  дополнительного государственного субсидирования оплаты медицинской  помощи пожилых и беднейших слоев  населения, оплачиваемой из налогов.

На современном  этапе особое значение в России имеет  взаимодействие государственного и  частного секторов здравоохранения  в контексте развития справедливого  доступа к службам здравоохранения. В соответствии с рекомендациями ВОЗ каждая страна должна провести оценку характера и масштабов  различий в доступе к услугам  здравоохранения различных социальных групп населения в связи с  экономическими и культурными аспектами. Такого рода оценка является тем более  необходимой, что многими странами в настоящее время осуществляется пересмотр и реформирование своих  систем здравоохранения.

Информация о работе Демографическая политика России