Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:55, курсовая работа
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления.
Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь, определение оптимальных источников его финансирования, а также выявление возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса.
Введение ..................................................................................................................... 3
Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4
Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14
Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его
преодоления ........................................................................................................ 21
Заключение ............................................................................................................... 33
Список использованной литературы ..................................................................... 35
Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь это кредиты национального банка Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%). [14]
В Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены следующие показатели: расходы в сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет 215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в сумме 3 233 171 615 тыс. рублей (217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет 7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
1. внутреннего финансирования – на 85%;
2. внешнего финансирования – на 15%.
По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (65% от объема дефицита). Также одним из источников явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.
При этом дефицит бюджета был увеличен вследствие погашения основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям в размере соответственно -33% и -66% от объема дефицита бюджета. Также покрытие уменьшило погашение основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам правительств (-21%). [14]
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.
В законе на 2002
год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали
доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось
покрыть дефицит
1. внутреннего финансирования - на 64 %;
2. внешнего финансирования - на 36 %.
Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.
Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.
Согласно закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.
Законом предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:
Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.
Согласно отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 910000000,0 (тыс.р). ???????2006
Внутреннее финансирование -386303760,0(тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - -915,0(тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-278000000,0(тыс.р);
-прочие источники внутреннего финансирования- -6774400,0(тыс.р);
-поступления от реализации
принадлежащего государству
-изменение остатков
средств бюджнта-15079075,0(
Внешнее финансирование-523696240,0(
-кредиты Международных
финансовых организаций- -30673
-кредиты правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).
Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - –890,0 (тыс.р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);
-прочие источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);
-поступления от реализации
принадлежащего государству
-изменение остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).
Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):
-кредиты Международных
финансовых организаций- 111
-кредиты правительств иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);
Эти данные свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, для преодоления
отрицательных последствий
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (систематизировать и конкретизировать выводы по каждой главе)
В современном мире
нет государства, которое в
те или иные периоды своей
истории не сталкивалось бы
с бюджетным дефицитом. Его
наличие не всегда
Однако чаще всего, как
это не печально, дефицит отражает
кризисные явления в экономике,
ухудшение показателей
С учетом мирового опыта
величина бюджетного дефицита не должна
превышать предельно
Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В этой связи
дальнейшее развитие получит
инфраструктура фондового
В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.
(убрать липовые ссылки)
12. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. с. 242.
// Белорусский банковский бюллетень. 2000. №44. с. 34–37; №45. с.32-33.
15.Быкова Т., Хотько
А. Упущенные возможности
16.Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ЦБ // Банковский вестник. 2001. № 10. с. 34.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления