Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:29, доклад
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
1. Цивилизационный и формационный подходы к экономическому развитию общества
Формационный подход к развитию общества.
Согласно формационному
подходу, представителями которого
были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
и др., общество в своём развитии
проходит через определённые, сменяющие
друг друга этапы – общественно-
В чём же выражается
зависимость производственных отношений
от формы собственности на средства
производства? Возьмём для примера
первобытное общество. Средства производства
там являлись общей собственностью,
поэтому и трудились все
Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Например, при
феодальной общественно-экономической
формации (феодализме) производственные
отношения следующие. Основное средство
производство – земля – принадлежит
феодалу. Крестьяне за пользование
землёю выполняют повинности. Кроме
того, они лично зависят от феодала,
а в ряде стран были прикреплены
к земле и не могли уйти от своего
господина. Тем временем общество развивается.
Совершенствуется техника, зарождается
промышленность. Однако развитие промышленности
сдерживается практически отсутствием
свободных рабочих рук (крестьяне
зависят от феодала и не могут
уйти от него). Низка покупательная
способность населения (в основном
население состоит из крестьян, у
которых нет денег и
Как отмечалось
выше, формационный подход исходит
из того, что развитие общества, различных
стран и народов идёт по определённым
ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий
строй, феодализм, капитализм и коммунизм.
В основе этого процесса лежат
изменения, происходящие в сфере
производства. Сторонники формационного
подхода считают, что ведущую
роль в общественном развитии играют
исторические закономерности, объективные
законы, в рамках которых и действует
человек. Общество неуклонно движется
по пути прогресса, поскольку каждая
последующая общественно-
Цивилизационный подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня
существует около 200 определений этого
понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889
– 1975), сторонник теории локальных
цивилизаций, называл цивилизацией
устойчивую общность людей, объединённых
духовными традициями, сходным образом
жизни, географическими, историческими
рамками. А Освальд Шпенглер (1880 –
1936), основоположник культурологического
подхода к историческому
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные цивилизации
– это своего рода элементы, составляющие
общий поток истории. Они могут
совпадать с границами
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Обе теории –
стадиальная и локальная –
дают возможность по-разному
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
2. Теория «Биоэкономики»
Чтобы в полной мере реализовать возможности биоэкономики необходим системный подход к её развитию. Приходится признать, что сейчас в мире нет ни одной страны, имеющей хотя бы программу развития биоэкономики как системы народного хозяйства, как совокупности общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. Можно было бы засчитать в качестве такой программы “зелёную революцию” в Африке, если бы она не свелась к вульгарному сбыту развитыми странами африканцам удобрений и гербицидов.
Помимо экономической политики развитых государств и наднациональных корпораций, присутствует и определенная недооценка роли и значения биоэкономики. И это не случайное явление в мире зачарованном хайтэком. Политики охотно лоббируют, инвесторы не скупятся, банкиры выдают кредиты как только речь заходит о нано- или мегапроэктах, сулящих баснословные прибыли. На этом фоне выращивание картошки или утилизация навоза выглядит не так привлекательно.
Неслучайно и то, что биоэкономика не попала в состав стратегическх векторов модернизации России. Это, как раз, и есть результат недопонимания чиновниками, и некоторыми учеными сути биоэкономики, её потенциала и роли особенно для такой страны как Россия.
Между тем, Россия
имеет все возможности и
Проблема ещё и в том, что биоэкономику, как правило, отождествляют с биотехнологией, которая на самом деле является только технологической и инновационной составляющей биоэкономики. Такие представления препятствуют системному подходу к развитию биоэкономики. Развитие этой системы народного хозяйства связано не только и не столько с успехами биотехнологии, сколько с решением целого ряда проблем, таких как оптимизация отношений между социальными группами и внутри них, включая рыночные отношения, создание убедительной мотивации для участников и системы их всесторонней защиты (прежде всего, социальной), формирование эффективной организационной структуры и системы координации во всех звеньях и т.д. Эти проблемы и являются лимитирующими факторами развития биоэкономики.
Информация о работе Цивилизационный и формационный подходы к экономическому развитию обществ