Цикличность-закомерность экономического развития

Автор: Елена Филимоненко, 24 Августа 2010 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Новые реалии российской экономики побуждают к некоторому переосмыслению многих уже, казалось бы, вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из которых − циклы и кризисы.

Содержание

Глава 1. Сущность процессов цикличности в экономике и
основные формы их проявлений.
1.1. Понятие экономического роста и цикличности.
1.2. Общая характеристика цикла и его фазы.
1.3. Виды и продолжительность экономических циклов.
Глава 2. Причины и механизм циклических колебаний.
2.1. Причины цикличности в развитии экономики. Теории
циклов.
2.2. Принцип акселератора. Модель мультипликатора –
акселератора.
Глава 3. Воздействие государства на экономические циклы.
3.1. Современный кризис в России.
3.2. Антициклические мероприятия экономической политики
государства.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 3 файла

Приложение.docx

— 63.85 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая работа 1ч..docx

— 16.20 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая работа 2ч..docx

— 83.70 Кб (Скачать)

     Для России кризис — это также новые  возможности. Хочется верить, что у российских властей есть политическая воля для реализации своих планов. И хотелось бы быть уверенным в том, что Российские власти понимают, что в эпоху финансового кризиса особую роль приобретает независимая система контроля за деятельностью экономических субъектов, а именно обеспечение проведения независимых аудиторских проверок деятельности экономических субъектов.

     Российские  власти должны понимать, что одним  из инструментов выхода из кризиса  является формирование мнения бизнес-сообщества, профессиональной общественности о  необходимости и общественной полезности процедуры прохождения независимых  аудиторских проверок.

     Основной  целью проведения аудита любого хозяйствующего субъекта является определение и  формирование мнения внешнего аудитора о том, действительно ли финансовая отчетность справедливо и достоверно отображает финансовое состояние хозяйствующего субъекта и результат его деятельности за отчетный период.

     Получение мнения независимого аудитора позволяет  укрепить доверие инвесторов, коммерческих партнеров, государственных структур в лице контролирующих органов и  органов государственной власти к экономическому субъекту.

     В эпоху финансового кризиса органы банковского надзора будут в  большей степени заинтересованы в получении ими и другими  пользователями полной и достоверной  информации о банке, а органы власти и государственные контролирующие органы – в получении достоверной  информации в хозяйствующих субъектах.

     При этом хозяйствующие субъекты (поставщики, инвесторы) будут уделять внимание на наличие и содержание аудиторского заключения, выданного их партнерам  по бизнесу.

     По  мнению некоторых специалистов, финансовый кризис поможет формированию нового содержания института аудита в России. В эпоху финансового кризиса общество заинтересовано в наличии такого института аудита, который бы помогал формировать доверие бизнес - сообщества и общественности в целом к аудируемому субъекту.

     Наличие аудиторского заключения, выданного  независимым аудитором должно выгодно  отличать аудируемый субъект от предприятий, которые не проходили аудиторскую  проверку.

     Многие полагают, что события ближайших лет покажут, что созданная в последние годы российская экономическая система окажется в период кризиса прочней, чем думают профессиональные пессимисты и критики властей.

     Какие меры необходимо предпринять для  реализации вышеуказанных положений, высказанных Президентом РФ?

     1. Привлечь внимание профессиональной общественности и бизнес-сообщества к вопросу содержания, целей и задач аудита. Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и, что особенно важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

     Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного  риска для пользователей финансовой отчетности.

     2. Обеспечить популяризацию идеи аудита в эпоху финансового кризиса.

     Нельзя  рассматривать проблемы аудита отдельно от развития рыночных отношений в  целом, состояния общества и менталитета  его членов.

     3. Прежде всего, должна быть проведена разъяснительная работа, направленная на ликвидацию существующей проблемы недопонимания собственниками предприятий целей и задач аудита. Многие бизнесмены до сих пор не понимают, что аудит проводится не для подтверждения налоговой отчетности и предупреждения штрафов, а в целях и прямых интересах собственника и общества в целом.

     Аудитор должен выразить мнение о достоверности  финансовой отчетности: об активах, пассивах, чистой прибыли. Мнение аудитора должно усилить прозрачность компании, способствовать привлечению инвесторов. Существующее непонимание собственниками роли и  значения аудита приводит к абсурдной  ситуации: выбор аудитора зачастую осуществляется не собственником, а  главным бухгалтером. Привлечение  недобросовестных аудиторов является результатом указанной проблемы.

     4. Обеспечить популяризацию профессии аудитора, способствовать повышению ее значимости. Ликвидировать недостаточное внимание государства к аудиторской деятельности и российскому аудиту.

     5. Обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением организациями требований закона о проведении ежегодного обязательного аудита.

     В случае непредоставления аудиторского заключения налоговые органы применят статью 126 Налогового кодекса (НК РФ) и  статью 15.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). НК РФ предусматривает 50-рублевый штраф для организации «за непредставление в установленный срок документов», необходимых для налогового контроля. Штрафуют по этому основанию за каждый не предоставленный документ. По КоАПу могут оштрафовать руководителя организации на 500 рублей. Иной ответственности для организаций, руководства и собственников бизнеса в России не существует.

     Об  ответственности за непрохождение  обязательного аудита в действующем  российском законодательстве ничего не говорится.

     В эпоху финансового кризиса, а  также, учитывая эффективные меры, предпринятые государством для снижения налоговой  нагрузки на бизнес, а также чрезвычайно  эффективные меры, предпринятые государством для минимизации налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса, государство и общество должны быть заинтересованы в том, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, включая предприятия малого бизнеса, подлежали обязательному аудиту. Это должно быть требованием современного общества. Отсутствие аудиторского заключения у экономического субъекта должно вызывать отрицательную общественную реакцию.

     Самое главное, что диагноз уже поставлен, пути минимизации влияния глобального  экономического кризиса на российскую экономику и общество правильно определены Президентом РФ. Сейчас главным является обеспечение совместных усилий государства, аудиторского сообщества, представителей бизнеса. Насколько профессионально и быстро будут решаться вышеуказанные проблемы российского общества по отношению к государственному контролю, институту аудита, насколько эффективно будет меняться менталитет бизнес-сообщества в отношении его ответственности за свою финансово-хозяйственную деятельность перед обществом, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики и российского общества в целом.

     В заключение необходимо сказать, что  актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики в период развития экономического кризиса в России. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов  государства, соблюдения законов и  нормативных актов. Следовательно, диагностике и решению проблем, способных помешать полноценному развитию аудита в России, должно уделяться  исключительное внимание государства и общества.

     Когда закончится кризис – сказать сложно. Эксперты высказывают самые разные мнения, зачастую – совершенно противоположные. Одни уверены, что экономический кризис достиг своего пика и в скором времени мы станем свидетелями улучшения ситуации. Другие, наоборот, считают, что кризис в России, случившийся в 2008 – 2009 гг., лишь набирает обороты, и мировая экономика еще не коснулась дна. 

3.2. Антициклические  мероприятия  

экономической политики государства. 

     Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

     Таким образом, современный механизм самонастройки  рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

     Нельзя  не отметить особенности современных  циклических кризисов, которые связаны  с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

     Кризис  государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

     Инфляция  является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инфляцию.

     Антициклическая и антиинфляционная политика государства  призвана смягчить отрицательные последствия.

     Антициклическая политика направлена на использование  инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономического цикла, сглаживания  верхней и нижней поворотных точек. Особенности антициклической политики современных государств показаны в  таблице (см. Приложение №7).

     Осуществляя антициклическую политику, нужно  учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли  экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного  пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские  товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано  с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема  инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический  сектора. Из-за запаздывания в реакции  производителей и слабой мобильности  производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих циклах в экономике, сближение которых – важнейшая роль экономической политики.

 

Заключение.

Информация о работе Цикличность-закомерность экономического развития