Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:06, контрольная работа
Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и
экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить?
7
1. В чем заключается фундаментальные проблемы любого общества и какие способы их решения существуют.
Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и
экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить?
ЧТО надо производить?
Надо производить средства производства, и предметы потребления. При этом необходимо учесть, что требуется производить самые разные виды потребительских товаров и услуг в соответствии с многообразными потребностями людей. Значит, в стране должны создаваться многочисленные виды оборудования, добываться руды цветных и черных металлов, нефть. газ, уголь и т.д., выращиваться зерновые, кормовые и технические культуры и т. д. Более того, ответ на вопрос, что производить, предполагает не только определение наименований сотен тысяч товаров и услуг, но и решение вопроса об их количестве, так как в любой данный краткосрочный отрезок времени увеличение выпуска одного блага может быть достигнуто за счет сокращения другого.
КАК производить?
Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. Обработать землю и собрать урожай можно вручную за счет привлечения значительного количества неквалифицированного труда. Но можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников.
В большинстве отраслей современной экономики (в обрабатывающей и
добывающей промышленности, в строительстве и других) ручной труд
практически не применяется, но это не снимает проблему, как производить, так как менеджер любого предприятия стоит перед выбором, какую технологию следует применить для производства продукции. От его выбора зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, что очень важно, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям
покупателей.
Во многих случаях решение менеджера, как производить. Может оказаться далеко не очевидным. В принципе самым выгодным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Однако, что введение новейшей технологии потребует больших затрат, а менеджер не располагает нужной суммой денег; производимая продукция и при использовании старой технологии находит сбыт и приносит достаточно высокий доход. Решение вопроса, как производить, будет зависеть от того, есть ли необходимость перехода на новую технологию, есть ли возможности для этого, есть ли стимулы к применению новой технологии, и от многих других обстоятельств.
ДЛЯ КОГО производить?
Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.
2. Раскройте понятие и категории: микроэкономика, макроэкономика, позитивный анализ, нормативный анализ, экономические ресурсы, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, труд, земля, капитал, предпринимательство.
Микроэкономика -раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. микроэкономика изучает так же рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. В то же время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.
В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко и на лимонад по-разному влияет на изменение спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.
Макроэкономика - раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие, как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. В то же время предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.
Позитивный анализ – та часть экономической теории, которая изучает факты и зависимости между ними. Позитивный анализ имеет дело с тем, что есть, или с тем, что должно быть. Например, позитивный анализ изучает, как функционируют рынки товаров, как формируются цены на эти товары, почему они повышаются или снижаются, к чему приведет снижение или повышение цен и т.д. Важная особенность позитивного анализа состоит в том, что если тот или иной вывод научно обоснован, доказан, то он становится бесспорным. Позитивный анализ не дает ни каких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо.
Нормативный анализ – та часть экономической теории, которая занимается оценочными суждениями о том, хороши или плохи те или иные экономические условия и политика.
Изучение объективных законов развития и функционирования экономики дает основание ученым предлагать рецепты действий домохозяйствам, руководителям фирм или государства. У любого экономиста складываются свои личные, субъективные суждения по проблемам экономики, на основе которых формулируются утверждения, как должно быть. Эта сторона экономических суждений представляет собой нормативный анализ. Он основан на том, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Нормативный анализ дает рекомендации, что следует сделать, чтобы получить результат наиболее близкий к идеалу, к норме.
Экономические ресурсы - Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;
трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;
капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;
знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Традиционная экономика - основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.
Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.
Характерные черты экономики традиционного типа:
- Слабое развитие техники и технологий производства;
- Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
- Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том
- Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.
Основные особенности капиталистической экономики:
Частная собственность
Свобода предпринимательского выбора
Конкуренция
Опора на рыночную систему
Ограниченная роль государства
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Смешенная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Командная экономика - Способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности.
Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Труд – деятельность, благодаря которой человек производит нечто, имеющее ценность для других людей, т.е. продукт труда с рыночной стоимостью.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг Труд делится на две большие категории – производительный труд и непроизводительный труд. Производительным считается всякий труд создающий осязаемые продукты или предметы, являющиеся товарами. Непроизводительный труд не создает товары, он оказывает услуги. Труд врача, учителя или менеджеры – пример непроизводительного труда, а труд шахтера, хлебороба или токаря – образец производительного труда. Понятия производительного и непроизводительного труда не несет в себе никакого дискриминационного смысла. Непроизводительный, т.е. оказывающий услуги, труд также нужен обществу, как и производительный, создающий товары. Подобное деление имеет тесную привязку к экономике. Действительно, она состоит всего из двух главных форм деятельности – создание товаров и оказание услуг. Помимо них ничего не существует, во всяком случае для экономиста. Основное предназначение экономики – создание богатства общества. Но в богатство входят все товары и не входят никакие услуги. Казалось бы, здесь заложена известная дискриминация, неважность услуг. Но вот вам другая закономерность: мир развивается таким образом, что сфера услуг все больше вытесняет производство товаров, занимая от 60 до 80% объема всей экономической активности. И чем более развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания. Но мы-то с вами знаем, что разумно устроенное общество не может развиваться так, что второстепенное и неважное вытесняет в нем самое главное, первостепенное. А раз подобного не происходит, то надо согласиться, что оба вида экономической активности – создание товаров и оказание услуг, а также оба вида трудовой активности – производительный труд и непроизводительный труд – одинаково важны и значимы для общества. С технической точки зрения труд представляет собой очень простое явление. В нем участвует живое существо и неодушевленное существо. Первое (человек или животное) удовлетворяет свои биологические потребности, а второе видоизменяется, а затем потребляется. Желая утолить голод, человек использует средства труда, применяет их к определенному предмету труда и получает готовый продукт труда.