Чистая монополия, ее признаки. Препятствия для вступления предприятий в отрасль

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды, фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затрат.
Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен.
Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов.

Содержание

Введение 2
Характерные черты монополии. 3
Барьеры для вступления в отрасль. 6
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 31.57 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

Характерные черты монополии. 3

Барьеры для  вступления в отрасль. 6

Список литературы 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Использование ресурсов для  удовлетворения потребностей подчинено  экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды, фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения  хозяйствующих субъектов при  выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это  означает стремление к максимизации результатов при данных затрат.

Экономической целью потребителя  является максимизация удовлетворения всех его потребностей, максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен.

Экономической целью фирмы  выступает максимизация прибыли  или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение  товарно-материальных запасов.

Главными экономическими целями современного общества являются: экономический рост, повышение эффективности  производства, полная занятость и  социально-экономическая стабильность. Экономический рост расширяет производственные возможности, является общей предпосылкой повышения народного благосостояния. Однако такая предпосылка достижима  лишь при эффективном использовании  всех ресурсов. Этот рост должен достигаться  не за счет деградации окружающей среды, а за счет повышения использования  старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых. Важнейшим среди  них является население. С одной  стороны нужно поддерживать демографический  оптимум, а с другой - обеспечивать полную занятость. Актуальной целью  для общества выступает также  поддержание относительной стабильности цен. Их быстрый рост нарушает пропорции  производства, ухудшает положение населения.

 Характерные черты монополии.

 

 Чистая монополия является  полной противоположностью совершенной  конкуренции. Если на конкурентном  рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм, отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а также как производители, так и покупатели выступают в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отрасли действует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли.

 Итак, рассмотрим теперь  характеристики монополии более  подробно. Вообще, возможно ли существование  чистой монополии в реальности? Мы ведь знаем что понятие  “совершенная конкуренция” к  реальному рынку неприменимо.  На самом деле в масштабах  страны, а тем более всего мира  о существовании чистой монополии  не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынке программного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкого калибра, например “Apple”. То же самое можно сказать и про российский нефтяной рынок: у “Лукойла” есть конкуренты в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании и других. Но если взять более скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

 Одной из важнейших  особенностей монополии является  отсутствие у производимой продукции  близких заменителей, то есть  выпускаемый фирмой-монополистом  продукт уникален. Такую фирму  можно в полной мере отнести  к естественным монополиям, когда  увеличение числа компаний в  отрасли вызывает рост средних  издержек (АС). Типичным примером  естественной монополии являются метрополитен, или муниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такую глобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средние издержки. Представьте себе, чтобы одна коммунальная служба имела в своем ведении лишь одну квартиру многоэтажного дома. Тогда бы издержки этой службы резко поползли вверх: уборщице, электромонтеру, лифтеру, трубочисту, сантехнику, специалисту по телефонной сети и многим другим необходимо выплачивать заработную плату регулярно, а не когда у жильца этой квартиры прорвет трубу или он застрянет в лифте, и тогда бы коммунальная служба взимала непомерную оплату с этого жильца, а тот в свою очередь отказался бы от услуг службы. Действительно же легче одной такой бригаде коммунальной службы иметь в ведении целый дом, или даже несколько домов. Приведенный выше пример является иллюстрацией к эффекту масштаба производства. Как вы уже поняли, эффект масштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, а также это один из барьеров для вступления в отрасль.

 Существует ряд других  барьеров, как официальных, так  и неофициальных. Государство  создает официальные барьеры,  выдавая патенты и лицензии. Согласно  патентному праву США, изобретатель  имеет исключительное право контроля  над своим изобретением в течение  17 лет. Патенты сыграли огромную  роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).

 Монополия может иметь  своей основой исключительное  право на какой-нибудь ресурс. Примером является деятельность  компании “Де Бирс”, монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

 Итак, подведем итоги,  перечислив все вышеупомянутые  характерные черты чистой монополии  и добавив некоторые новые.

1. Монополист – единственный  продавец продукции.

2. Продукция – уникальна,  т. е. не имеет близких заменителей.

3. Монополист устанавливает  цену (price-maker).

4. Цена в рамках монополии  всегда выше предельного дохода (МR).

5. Существуют непреодолимые  барьеры для вступления в отрасль.

 

 Легальные барьеры:

- экономия осуществляется  с помощью эффекта масштаба  производства (сокращение АС).

- собственность на важнейшие  виды сырья

- патенты и лицензии

- исключительные права,  полученные от государства (часто  в качестве такого монополиста  может выступать само государство)

 Нелегальные барьеры:

- ценовая политика

- давление на поставщиков

 

Барьеры для вступления в отрасль. 

Возникновение и существование  чистых монополий обычно объясняется  наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявляют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочитают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий:

• закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

• открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

• естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

• монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

• двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Базылев Н. И., Базылева М. Н., Гурко С. П.  Микроэкономика. М.: Инфра-М, 2004г., с.109

 

2. Гукасьян Г. М., Экономическая теория. М.: 2008г., с. 94, с. 180

 

3. Носова С. С.  Экономическая теория. М.: Владос, 2005г., с. 60, с.225

 

4. Экономическая  теория. Учебник. М.: Инфра-М, 2008г. с 63


Информация о работе Чистая монополия, ее признаки. Препятствия для вступления предприятий в отрасль