Черный рынок и цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

Совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение действующего законодательства. Является одним из атрибутов теневой экономики и возникает, как правило, в тех сферах, где существует жесткое административное регулирование экономической деятельности со стороны государства, а тж. при продаже запрещенных, полученных незаконным путем товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Черный рынок и цены.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Черный  рынок

Совокупность  экономических отношений между  продавцами и покупателями товаров  и услуг, складывающихся в нарушение  действующего законодательства. Является одним из атрибутов теневой экономики  и возникает, как правило, в тех  сферах, где существует жесткое административное регулирование экономической деятельности со стороны государства, а тж. при продаже запрещенных, полученных незаконным путем товаров и услуг.        Введение в теорию черных рынков(1) Д. Баттерворс 
Изучение теневых рынков, ставших органическим компонентом командной экономики социалистических стран, начиналось, как ни странно, на материале экономики развитых стран Запада. Часто забывают, что административно-командный хозяйственный механизм, со всеми его сильными и слабыми сторонами, возникает отнюдь не только при “реальном социализме”. Во время Первой и Второй мировых войн экономика практически всех активно воюющих государств подверглась сильному огосударствлению, что не могло не стимулировать развития теневых рынков. Экономическая теория “черных рынков” (black markets) стала формироваться в 1940-е гг. как обобщение именно этого исторического опыта. Те закономерности теневых рынков, о которых пишет в своей книге “Теория ценового контроля и черных рынков” английский экономист Джон Баттерворс (Бирмингемский университет), в значительной степени универсальны для всех форм командной экономики – как “капиталистической”, так и “социалистической”. Ниже публикуется реферат раздела книги, в котором анализируются концепции, объясняющие механизм ценообразования на теневых рынках.

“Первый вклад  в теорию черных рынков внес в 1947 г. Боулдинг(2), который… исходил из следующих предпосылок:

  1. максимальная цена [легального рынка] устанавливается ниже равновесной цены, по которой товар может быть легально продан;
  2. легальный рынок предлагает то количество товаров, которое предлагалось бы на свободном рынке по регулируемой цене, и это количество распределяется между потребителями в соответствии с определенной формой рационирования(3);
  3. установлены штрафы как для покупателей, так и для продавцов, которые торгуют по ценам выше легального максимума (именно такую торговлю К. Боулдинг и называет черным рынком)” (с. 27).

Исходя из этих предпосылок, К. Боулдинг стал строить  кривые совокупного спроса и предложения (суммирующие и официальный, и  черный рынки), соответствующие ценам черного рынка. Он доказал, что эти кривые будут находиться внутри кривых свободного рынка, потому что действующие на черном рынке продавцы и покупатели несут дополнительные издержки – штрафы и моральный дискомфорт. В результате пересечение этих кривых соответствует более низкому объему продаж, чем это было бы на свободном рынке, причем цена черного рынка может быть как выше, так и ниже цены свободного рынка, – это зависит от соотношения дополнительных издержек, возлагаемых на продавцов и покупателей черного рынка. Цены черного рынка будут тем ниже, чем выше штрафы для потребителей и чем они ниже для производителей. Поскольку в реальной действительности наказанию в США подвергали производителей и продавцов, а не потребителей и покупателей, К. Боулдинг пришел к выводу, что во время Второй мировой войны цены американского черного рынка оказывались выше уровня цен свободного рынка, а потому отмена ценового регулирования приведет к снижению цен ниже ранее существовавших на черном рынке.

Модель ценообразования  по K. Боулдингу показана на рис. 1, где D и S – спрос и предложение  на обычном рынке, Q* – то количество товара, которое будет реализовано  по назначенной правительством цене Р*, ВD и BS соответствуют спросу и  предложению на черном рынке, а цена черного рынка Pниже цены свободного рынка P1. В этом графическом примере изображена та любопытная ситуация, когда цена черного рынка оказывается ниже рыночной, и отмена регулирования цен привела бы к их росту.

Предложенный K. Боулдингом подход к формированию совокупного спроса был немедленно оспорен другим американским экономистом, A. Плюмтрэ(4). Плюмтрэ указал, что модель Боулдинга основана на еще двух подразумеваемых, но не оговоренных предпосылках:

  1. на товар, который продается на черном рынке, тратится незначительная часть покупательских расходов;
  2. покупатели, приобретающие товар по официальной цене, не занимаются его перепродажей на черном рынке за более высокую цену.

По мнению A. Плюмтрэ, K. Боулдинг не проанализировал ситуацию, когда не выполняются предпосылки (4) и (5), а потому и количество покупаемых товаров, и цены на черном рынке окажутся на самом деле выше, чем в модели K. Боулдинга.

Рис. 1. Ценообразование  на черном рынке по Боулдингу (c. 28).

A. Плюмтрэ предложил  рассмотреть ситуацию, когда по  официальным каналам весь нормируемый  товар распределяется только  между бедными, а богатые не получают ничего. Богатые будут готовы заплатить на черном рынке гораздо большую цену, чем та, что соответствует кривой спроса D, а потому цена черного рынка возрастет. Поэтому кривая несдерживаемого спроса (uninhibited demand – UD) будет проходить над кривой спроса свободного рынка. Это утверждение A. Плюмтрэ, указывает Д. Баттерворс, основано на совершенно ошибочном применении теории снижающейся предельной полезности. Правильная интерпретация в те годы так и не была предложена. Речь должна идти о том, что любое распределение, отличающееся от свободного рыночного, вовлекает кого-нибудь, у кого предельная полезность будет ниже цены спроса и кто готов поэтому заплатить более высокую цену. Это означает, что “при любом распределении, отличающемся от свободного рынка, кривая несдерживаемого спроса должна лежать выше кривой спроса свободного рынка” (с. 29), независимо от особенностей благосостояния индивидов или других их атрибутов. К данному выводу можно прийти и без отсылок к теории снижающейся предельной полезности, используя лишь современную концепцию предпочтений.

Таким образом, хотя доводы Плюмтрэ были не вполне правильными, однако сам его вывод  вполне справедлив. Итак, если существует перепродажа, то кривая несдерживаемого  спроса будет полностью совпадать с кривой спроса свободного рынка. Если же перепродажи нет, то кривая несдерживаемого спроса будет совпадать с кривой спроса свободного рынка при любых ценах, по которым ни один потребитель не получает по каналам официального распределения больше желаемой потребительской нормы, и кривая несдерживаемого спроса будет расположена выше кривой спроса свободного рынка при любых ценах, по которым любой потребитель получает по каналам официального распределения больше желаемой нормы потребления.

Этот вывод Д. Баттерворс называет “эффектом Плюмтре”. На рис. 2 показано рыночное равновесие на черном рынке с учетом этого эффекта: цена Рвыше цены свободного рынка Р1.

Рис. 2. Ценообразование  на черном рынке по Плюмтрэ (c. 28).

Экономическая природа фирмы 32

Фирма – латинское слово, означает подпись, торговая марка (имя) – субъект хозяйственной деятельности, который преобразует ресурсы в материальные блага и обладает самостоятельностью принятия экономических решений (что производить, как, для кого).

Признаки фирм

  1. Фирма –  организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.
  2. Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):
    1. имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)
    2. фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом
    3. она обладает организационной обособленностью. Фирма может включать несколько предприятий, различных как по сфере деятельности, так и по применяемой технологии. Внутри фирмы может существовать несколько предприятий. Эти предприятия могут располагаться как по вертикали, так по горизонтали. Берём сталелитейный комбинат. Он включает шахты, до производства. То есть по вертикали, все звенья. По горизонтали – сеть магазинов, складов, баз.
    4. Обладает самостоятельностью в принятии экономических решений (что как и для кого)

Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой.

  1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования.
  2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции ...

Если колбасу  расфасовать и положить в пакетики, то её стоимость повысится, а зарплата продавцов не влияет на стоимость продукции, поскольку зарплата считается после получения выручки.

4 особых функции

  1. Концентрация  и использование ресурсов (фирма  предъявляет спрос на ресурсы  и обеспечивает их использование, в  том числе рабсилы)
  2. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг)
  3. Реализация произведённой продукции
  4. Получение прибыли
  5. Адаптация к изменениям рынка

В экономической  литературе к анализу природы  фирмы существует два основных подхода: неоклассический (Маркс) и институциональный (Уильимсон).

  1. Неоклассический (технологический) – определение фирмы осуществляется через систему её функций. Главной функцией – оптимальное соединение факторов производства. Главной проблемой является определение оптимального размера фирмы. Что может повлиять на оптимальный размер фирмы – какой капитал, какой тип производства (массовое, индивидуальное, единичное). Второе – фирма это хозяйственная единица, которая возникла в результате развития общественного разделения труда и кооперации.
  2. Современный подход (институциональный) – определение фирмы осуществляется через систему контрактов между собственниками факторов производства. При этом главной проблемой является выявление закономерностей возникновения и развития фирмы. Транзакционные издержки – издержки взаимодействия субъектов рыночной экономики, связанные с реализацией ими заключённых контрактов. Существуют внешние транзакционные издержки – затраты, связанные с взаимодействием фирмы и других субъектов рынка. Эти затраты включают в себя затраты на поиск рыночной информации плюс затраты на реализацию контрактов. Внутренние транзакционные издержки – затраты, связанные с внутренней организацией и управлением фирмой.

Информация о работе Черный рынок и цены