Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 00:31, контрольная работа
Удельный вес государственного потребления в Скандинавских странах также высок: в Швеции - 28%, Дании - 26, Финляндии и Норвегии - по 22%. В сферу государственного потребления принадлежит образование, здравоохранение, социальное обеспечение, поддержка общественного порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет чрезвычайно высокий уровень развития.
Причине наличия такого мощного государственного сектора и четкой направленности государственной политики в Скандинавских странах заключаются в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенное время основывался на идеях социал-реформизма и построения «государства всеобщего благосостояния».
1. Чем
объясняется высокая роль
Рассматривая специфику
государственного регулирования в
странах Северной Европы, необходимо
различать государственную
Доля государственной собственности значительная только в Финляндии. Существующие в Финляндии, а также в Швеции и Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своего рода «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.
Доля государственного сектора, наоборот, значительная почти во всех Скандинавских странах. Под ним понимается степень активности участия государства во всех экономических и социальных процессах. Количественно это выражается в доле государственных расходов в ВВП; на уровне налогообложения и удельному весу налогов в госбюджете и ВВП; масштабах государственного потребления; численности государственных служащих и т. п.
Удельный вес государственного потребления в Скандинавских странах также высок: в Швеции - 28%, Дании - 26, Финляндии и Норвегии - по 22%. В сферу государственного потребления принадлежит образование, здравоохранение, социальное обеспечение, поддержка общественного порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет чрезвычайно высокий уровень развития.
Причине наличия такого мощного государственного сектора и четкой направленности государственной политики в Скандинавских странах заключаются в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенное время основывался на идеях социал-реформизма и построения «государства всеобщего благосостояния».
Таким образом, в Скандинавии
для построения «государства всеобщего
благосостояния» необходимым
2. Дайте характеристику поняття "шведська модель" та особливостей бюджетної системи країни.
Термин «шведская модель» возник в конце 1960-х гг в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Основными целями модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Более полувека с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг) у власти находится социал-демократического на партия Швеции и тесно сотрудничает с Центральным объединением профсоюзов, которое способствует реформистскому рабочему движению в стране.
.Бюджетная система Швеции
трехступенчатая. В Швеции два
уровня власти: страна состоит
из 23 ленов (губерний) и 288 коммун
(низовых административно-
3. Сравните налоговые
системы Норвегии и Швеции. Какие
реформы налогообложения
В Норвегии подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджета. Физическое лицо, фактически присутствует либо намеревается присутствовать на территории Норвегии более шести месяцев, считается налоговым резидентом для налогообложения со дня Нерезиденты имеют налоговый долг только по доходам, полученным из норвежских источников. Дивиденды, полученные из зарубежных компаний, облагаются налогом в общем порядке. Работники выплачивают из своей заработной платы взносы в социальные фонды в размере 7,8%. Ставке налога на добавленную стоимость в размере 23% облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также экспортные товары. Некоторые операции освобождены от НДС, такие, например, как деятельность в области финансов, страховые услуги, образование, медицинские услуги, некоторые профессиональные услуги и экспортные операции. Налог на капиталовложения по ставке 7% применяется вместо НДС на отдельные виды производственного оборудования. Важное место в системе налогов занимает налог на прибыль корпораций.
Важное место в системе налогов Швеции занимает налог на прибыль корпораций. Национальный налог на прибыль взимается с резидентов со всего дохода, а с нерезидентов - с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована (зарегистрирована) в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории. Прибыль определяется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, с небольшим корректировкой в целях налогообложения. Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагается по ставке 28%. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны уплачивать национальный и муниципальный подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг.
4.Какие изменения
произошли в системе
В этой стране система финансового выравнивания получила название «Система Робин Гуда». Новая система финансового выравнивания в Швеции введена с 1996 г. Система построена таким образом, что выравнивание осуществляется исключительно за счет финансовых ресурсов самих коммун, то есть на основах самофинансирования. К этому финансовое выравнивание осуществлялось за счет субсидий из бюджета центрального правительства. С 1996 г. государственные субсидии используются для общей финансовой поддержки местного самоуправления, а также для регулирования отношений коммун и ленов. Финансовое выравнивание осуществляется в два этапа. Сначала выравниваются доходы (средний показатель 100 тыс. крон). На втором этапе выравниваются расходы на большинство видов услуг коммунами. Право на получение трансфертов выравнивания в Швеции имеют коммуны с налоговой возможностью на уровне менее 95% от среднекоммунной по стране. Взносы делают коммуны с налоговой способностью более 110% от среднекоммунной по Швеции.
5. Які тенденції переважають в економічному розвитку Скандинавських країн?
В последние годы экономика Швеции развивалась успешно. Високитемпи роста, безработица, которая сокращается, профицит государств-ного бюджета и низкая инфляция стали нормой. Страна зайняламицну позицию в мире в отрасли высокотехнологических предприятий, предпринимательстве и развитом рынков капиталов.В результате быстрого экономического роста протягомостаннего десятилетия безработицы в Норвегии значительно скоротило-ся, уровень занятости достиг рекордного уровня, дефицит державногобюджету исчез и превратился в большое позитивное сальдо. Повназайнятисть создает благоприятные перспективы. Однако через обме-женисть ресурсов экономика Норвегии не может расти швидшебез риску перегрева. Нет и больших возможностей для витративеличезних государственных средств.В целом экономика Дании сбалансирована при хорошем станидержавних финансов. В бюджете в 2001 г. были повышены допомогипо безработице, увеличенные расходы на образование и помощь незамож-ним пенсионерам. В 2002 г. ВВП увеличился приблизительно на 1,5—2 %. Основные показатели изменились мало в сравнении зпопередним годом. Незначительно выросли валовые капиталовложения изнизилася инфляция.В 2000 г. в Финляндии длилось бурное экономическое зростан-ня. ВВП увеличился на 5,7 % (в среднем в 1995-2000 гг. йогоричний прирост составлял около 5 %). Личное споживаннязросло на 3 %. Наиболее значительная часть прироста экспорта при-падала на продукцию фирмы «Нокиа». Это привело к тому, щоекономика Финляндии стала в большей степени зависеть от телеко-муникацийной отрасли, что особенно ощутимо в условиях нинишнегопадиння спроса на эту продукцию. В 2001 г. темпы роста зна-чно снизили, что повъъязано в первую очередь с ухудшением свитовоиконъъюнктури и, следовательно, замедлением экспорта. Однако такие сприя-тливи внутренние факторы, как снижение темпов инфляции, пидви-щення занятости, снижения налогов, и падение уровня процентнихставок, привели к тому, что доходы домашних хозяйств про-довжували быстро увеличиваться. Рост ВВП становилолише 1,8 %. Личное потребление увеличилось на 2,6 %. В 2002 р.очикувалося, что ВВП вырастет на 2—3 %.