Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;
3) численность обучающихся в вузах возрастает, если различия в заработках выпускников вузов и средних школ увеличивается;
4) выгодность получения образования в молодом возрасте выше, чем в старшем.
В России уже несколько лет проводится реформа образования, которую сейчас все чаще называют более политически корректным словом «модернизация». Эти преобразования не остались незамеченными в обществе, разделившиеся на их сторонников и противников. В 2004 году о проблемах отечественного образования заговорили и в самых высших эшелонах власти. В частности, большое внимание им уделил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ. А в начале декабря 2004 года Правительство РФ одобрило приоритетные направления развития системы отечественного образования, подготовленные Минобрнауки РФ. Премьер-министр Фрадков выделил также три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания и улучшение финансирования сферы.
Суть реформы сводится к введению в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр), создания системы дошкольного образования, сокращению недельной нагрузки на учащихся школ, предоставлению им возможности выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образования.
По данным Госкомстата РФ, порядка 109,4 млн. человек в России в возрасте 15 лет и более имеют образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. При этом из группы населения в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное).
Всего с 1989 г. по 2004 г. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн. человек (на 52%), со средним профессиональным - на 11,2 млн. человек (на 52%), с начальным профессиональным - на 0,7 млн. человек (на 5%). Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составило по итогам переписи 4 тыс. человек. Кроме того, увеличилось на 5% (1 млн.) число лиц, имеющих среднее образование.
Помимо всего прочего, по количественным характеристикам наблюдается рост уровня образования среди молодежи. Так, по данным Госкомстата, за 1989-2004 гг. было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. При этом численность молодых людей в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным - на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. - 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. - 223). В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась за указанный выше период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из которых 70% не учится.
На
начало 2004 учебного года количество студентов
в стране выросло по сравнению с 1992 г. в
2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При
этом наблюдались схожие тенденции роста
числа высших учебных заведений (в 2 раза),
количество которых к 2005 г. составило 1039
(рисунок 1). При этом, если наиболее высокие
темпы роста количества ВУЗов наблюдались
до 1999 г. (средние темпы прироста - 8,1% в год),
то в отношении студентов картина обратная
(12,3%).
Рис. 1.
Динамика количества ВУЗов и студентов
в России (на начало учебного года)
Также
наблюдается рост численности профессорско-
Рис. 2.
Соотношение студентов и преподавательского
состава (на начало учебного года)
По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней школы. В странах же сопоставимого уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.
Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько эти знания и умения востребованы экономикой в настоящее время. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос, как быстро трудоустраиваются и насколько эффективно работают лица с различным видом образования.
Отметим,
что в России в последние годы наблюдаются
процессы роста занятости дипломированных
специалистов в народном хозяйстве страны
(рисунок 3).
Рис. 3.
Распределение занятых в экономике России
по уровню образования
Однако,
несмотря на указанные выше тенденции,
в России значительная часть выпускников
профессионального образования работают
не по специальности. Также отметим, что
на фоне указанных выше процессов занятости
населения с высшим образованием, уровень
безработицы по данной категории за последние
10 лет практически не изменился. Основной
рост безработицы приходится на население
со средним общим образованием.
Рис. 4. Распределение численности безработных по уровню образования
Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего.
Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.
Многие повышают свою производительность, овладевая новыми навыками и совершенствуя уже имеющиеся непосредственно на рабочем месте. Очевидно, будущую производительность можно повысить лишь ценой определенных издержек, так как в противном случае спрос на подготовку был бы безграничен. Ее издержки состоят из потраченного времени и усилий самого обучающегося работника, преподавательской деятельности, осуществляемой другими, а также используемого оборудования и материалов. Эти затраты являются издержками в том смысле, что они могли бы служить для выпуска текущей продукции вместо того, чтобы направляться на увеличение будущего выпуска. Объем расходов и продолжительность подготовки частично зависят от ее типа, поскольку, скажем на подготовку молодого врача затрачивается больше средств в течение более продолжительного периода, чем на подготовку оператора станков. (Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1993. - Сер. 5. - Вып. 3)
Рассмотрим
теперь фирму, нанимающую работников на
определенный срок (в частном случае он
может быть близок к нулю), и допустим пока,
что и на рынке товаров, и на рынке труда
действует совершенная конкуренция. Если
бы никакой подготовки по месту работы
не проводилось, ставки заработной платы
для фирмы были бы величиной данной и не
зависели бы от ее действий. Максимизирующая
прибыль фирмы окажется в состоянии равновесия,
когда предельный продукт будет равен
заработной плате, т.е. при равенстве предельной
выручки и предельных расходов. В формульной
записи:
(1)
где W - заработная плата, или расходы, а МР - предельный продукт, или выручка.
Фирмы
не будут особенно беспокоиться о взаимосвязи
между условиями труда в настоящем и будущем
- отчасти потому, что работники нанимаются
лишь на один срок, отчасти потому, что
заработная плата и предельный продукт
в будущие периоды не зависят от текущего
поведения фирмы. Правомерно поэтому исходить
из допущения о единственности заработной
платы и предельного продукта труда каждого
работника в любой период времени (при
данных объемах прочих ресурсов), которые
будут устанавливаться соответственно
на уровне рыночной ставки заработной
платы и максимального - из всех возможных
- уровня производительности труда. Более
полный перечень равновесных состояний
можно выразить уравнением:
(2)
где t означало бы t-ый период. Состояние равновесия в каждый данный период определялось бы только соотношением потоков в течение этого периода.
Положение
меняется, если принять во внимание подготовку
по месту работы и возникающую отсюда
взаимозависимость между настоящими и
будущими потоками расходов и поступлений.
Подготовка может сократить текущие поступления
и увеличить текущие расходы, однако предоставление
подготовки было бы для фирмы рентабельным,
если бы это обеспечивало достаточное
увеличение будущих поступлений или сокращение
будущих расходов. Расходы в течение каждого
периода уже не обязательно были бы равны
заработной плате, а поступления максимальному
из возможных предельных продуктов, так
что поступления и расходы разных периодов
оказались бы взаимосвязаны. Условие равновесия,
как оно представлено уравнением (2), пришлось
бы заменить равенством между приведенными
величинами расходов и поступлений. Если
Et и Rt - расходы
и поступления в период t, а i
- рыночная ставка дисконта, то тогда условие
равновесия можно представить в виде:
(3)
где n - число периодов, а R и Е зависят от объемов расходов и поступлений во все остальные периоды. Условие равновесия из уравнения (2) приобрело обобщенный вид, так как если бы для каждого периода предельный продукт был равен заработной плате, то приведенная величина потока предельных продуктов также оказалась бы равна приведенной величине потока заработной платы. Очевидно, однако, что обратное неверно. (Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - №11-12.)
Если
бы подготовка ограничивалась только
начальным периодом, то расходы в течение
этого периода были бы равны сумме заработной
платы и затрат на подготовку, расходы
последующих периодов состояли бы из одной
заработной платы, а поступления в течение
всех периодов были бы равны соответствующим
предельным продуктам. Уравнение (3) в данном
случае принимает вид:
(4)
где k - показатель затрат на подготовку.
Если
ввести новый термин G, где
(5)
то
уравнение (4) принимает вид:
(6)
Так как k относится только к прямым
затратам на подготовку, он не полностью
отражает все связанные с ней издержки,
потому что не учитывает времени, которое
затрачивается работниками на свою подготовку
и могло бы использоваться для производства
текущей продукции. Разность между тем,
что могло бы быть произведено (MP'0),
и тем, что произведено фактически (MP0),
представляет собой альтернативную стоимость
времени, пошедшего на подготовку, что
уравнение (6) примет вид:
(7)
Термин G, превышение будущих поступлений над будущими расходами, является мерой отдачи от подготовки для осуществляющей ее фирмы и, следовательно, разность между С и G представляет собой разность между издержками подготовки и отдачей (доходом) от нее. Уравнение (7) показывает, что в начальный период предельный продукт будет равен заработной плате только в том случае, если отдача равна издержкам (G = С), и что он окажется больше или меньше заработной платы при отдаче меньшей или большей, чем издержки. Те, кто знакомы с теорией капитала, могли бы возразить, что такое обобщение простейшего равенства между предельным продуктом и заработной платой надуманно, поскольку для достижения полного равновесия необходимо равенство между отдачей от инвестиций (в данном случае - производимых на рабочем месте) и издержками. Если этим предполагается равенство G и С, то предельный продукт должен быть равен заработной плате в начальный период. О равенстве между отдачей от инвестиции и их издержками можно было бы сказать многое, но из него не следует, что G должно быть равно С или что предельный продукт должен быть равен заработной плате. Как будет показано ниже, необходимо осторожно применять это условие к инвестициям в подготовку по месту работы.
Информация о работе Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике