Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является установка связи между человеческим капиталом и ростом эффективности экономики в современных условиях.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
• Показать теоретическую основу и взаимосвязь таких понятий как экономический рост и человеческий капитал.
• Выявить роль государства на рынке человеческого капитала.
• Определить основные факторы, влияющие на улучшение качества и повышение производительности человеческого капитала.
• Рассмотреть проблемы развития рынка человеческого капитала. Исследовать причины трудовой эмиграции населения в нашей стране.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа2.docx

— 563.03 Кб (Скачать)

    Данная  классификация видов человеческого  капитал позволяет рассматривать  и оценивать человеческий капитал  на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства  в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре  индивидуального человеческого  капитала можно выделить капитал  здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский  капитал.  В структуре капитала фирмы особую роль играют признанные активы индивидуального человеческого  капитала (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и др.), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки  коммерческие секреты и т.п.), организационный  капитал, структурный капитал, бренд-капитал  и социальный капитал. Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал  нации.

     Человеческий капитал также классифицируется по формам, в которых он представлен. Живой капитал включает в себя здоровье, знания, воплотившиеся в человеке. Неживой капитал создаётся, когда знания представлены в материальных, физических  формах. Институты, оказывающие содействие эффективному использованию всех видов человеческого капитала, представлены институциональным капиталом.

       Кроме того человеческий капитал разделяется на трудовой, умственный, интеллектуальный капитал. Трудовой капитал формируется на всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. В настоящее время при описании категории труд наиболее часто используются термины «компетенция» и «компетентность», обозначающие способность человека эффективно решать определенный круг профессиональных задач. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. В современном мире именно люди, обладающие большим объемом знаний, информации, занимают более выгодные места в жизни. Талантливые высококвалифицированные научные работники, ученые получают высокие доходы от интеллектуальной собственности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности. Интеллектуальный капитал имеет много общего с умственным. Предметом воздействия и того и другого вида капитала является информация, однако интеллектуальный капитал (ИК) гораздо глубже умственного, т.к. его созидательное применение непосрдственно увязывается с гуманистически ориентированными знаниями. А это значит, что благодаря применению ИК создание жизненных благ может осуществляется в условиях экологического и социального равновесия. [9,122-123]

     Человеческий  капитал можно классифицировать по видам вложений в него. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал здоровья, капитал культуры и капитал образования. Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Категория культурно-нравственного капитала в рамках социологических наук обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью. Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект. Капитал образования является системообразующей структурой общества, роль которой непрерывно возрастает.

       С точки зрения содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.    Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. Например,  создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и таким образом также содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких услуг, которые приводят  к появлению новых способов удовлетворения потребностей.

     Назначение  классификации состоит в обосновании  целевых программ развития человеческого капитала, а уделять внимание этому вопросу действительно необходимо, так как современный мир находится в состоянии глубоких трансформаций во всех областях жизни - экономической, политической, культурной. Центром всех этих изменении является человек - именно от его действий зависит судьба человечества.

     Если  известный и величайший в экономической  науке индустриального периода труд К. Маркса назывался «Капитал», то в период становления основ постиндустриальных отношений и объективной необходимости экономического «антропоцентризма» аналогичным по значимости может быть научный труд, с названием «Человеческий капитал». Другими словами, экономическая теория 21 века - это теория человеческого капитала.

1.2. Основные постулаты теории человеческого капитала

     Теория  человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической  мысли; ее возникновение стало результатом  выделения в общей совокупности производственных факторов человека, его возможностей и способностей. Теория человеческого капитала появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам экономики образования, здравоохранения и миграции. Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда, Б. Л. Хансена и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О её рождении объявил в 1960-м году Теодор Шульц. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

     Однако  рассмотрение человека как капитального блага долгое  время сдерживалось этическими факторами; как заметил Г. фон Тюнен (немецкий экономист, предшественник маржинализма)моральная скромность заставляла авторов научных исследований и просто людей воздерживаться от мыслей, сколько человек стоит и какова величина капитала, который может быть в него инвестирован; человек рассматривался как объект высшего порядка по сравнению со всей живой и неживой природой, потому рассмотрение его как одной из форм капитала казалось чем-то непристойным. Из нежелания оценивать человеческие, существа в денежном выражении "проистекает недостаток ясности и путаность понятий в одной из наиболее важных областей политической экономии",  "свобода и достоинство людей могли бы быть успешно обеспечены, если "бы они были субъектами законов о капитале". Но в конце 50-х годов  происходит  преодоление этических ограничений и расширение градационно-узкого понятия «капитал», послужившее предпосылкой к началу активного изучения и исследования человеческого капитала. [14,с.9]

     Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х  годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого  направления в западной экономической  науке вызвано объективными причинами:

  1. Теория человеческого капитала является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической революцией 40-50-х годов.
  2. Теория исходит из простых и убедительных предпосылок. Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом, а не отдельного периода или года. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. Предполагается, что эта зависимость отражает причинно-следственную связь, идущую от образования к мастерству, от мастерства к производительности труда и, наконец, от производительности труда к заработкам.

     Хотя, возвращение экономистов к этому  вопросу происходит ещё в 50 годах, стройное оформление и бурное развитие теория человеческого капитала  получает только в 60-е XX столетия в работах Гэри Беккера, Якоба Минсера, Теодора Шульца и других экономистов. Современные теоретики человеческого капитала не уделяют должного внимания его теоретическим основаниям. Соглашаясь, что адекватная модель была создана в начале 60-х гг., они проводят аналогию с физическим капиталом и используют соответствующий инструментарий. Человеческий капитал рассматривается как частный вид капитала в рамках неоклассической модели. Современная теория человеческого капитала критикуется по ряду положений.

  1. Экономисты признают влияние политики и культуры на экономику, но рассматривают их как экзогенные факторы, от которых можно без ущерба для смысла абстрагироваться, сосредоточив внимание на чисто экономических параметрах. В действительности общество и культура не могут быть произвольно отделены от экономики; различными способами они изменяют предпочтения индивидов.
  2. В теории человеческого капитала все поведение людей объясняется их эгоистическими интересами в условиях конкурентного рынка, прочие формы поведения исключаются, т.е. рассматривается только рациональное поведение индивида в целях максимизации прибыли. В действительности же рациональное действие зависит в определенной мере от контекста, который не учитывает теория человеческого капитала. Между тем, в условиях неопределенности разрыв между реальными действиями и рациональностью может быть очень существенным.
  3. Критика теории человеческого капитала также касается ее использования для объяснения национального экономического роста. Утверждение, что экономический рост есть следствие образования, не является бесспорным. М.Блауг говорит, что не образование само по себе вносит вклад в рост, а большее образование вносит больший вклад в рост наряду с лучшим здоровьем, лучшим жильем, более хорошими дорогами и т.д.

        Но, несмотря на существование  в теории спорных и недостаточно ясных положений она внесла значительный вклад в развитие экономической  науки. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж. Кендрик и другие произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э.Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективной стратегией экономического развития.

     Еще одна область, где вклад теории человеческого  капитала оказался особенно весом, - это  анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции  в человеческий  капитал отражает неравенство  в  природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам. Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномерное, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство возникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются наделены и более высокими способностями.

     Предложенная  Г.Беккером модель объясняет неравенство  доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и  от собственности (от полученных в дар  или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем  выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого  капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в  случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или  вообще не меняется.

     Идеи, заложенные в теории человеческого  капитала, оказали серьезное воздействие  на экономическую политику государства. Благодаря данной теории изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

     Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится  роль «великого уравнителя», произошла  определенная переориентация социальной политики. В частности, программы  подготовки стали рассматриваться  как эффективное орудие борьбы с  бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что  общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а  не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше - в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике