Центральный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Центральный экономический район расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.
Среди новых особенностей экономико-географического положения района — ослабление его центральных функций после распада СССР и начала демократизации, а также децентрализация хозяйства, повышение роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Природно-ресурсный потенциал………………………………….........4
Население и трудовые ресурсы…………………………………………6
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………..8
Заключение………………………………………………………………16
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Отраслью  рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами — "Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР  развиваются многие другие отрасли  легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность. ЦЭР — один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла. Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов — мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции — ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция — Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции — Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС. В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь. Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская, Ц^екинская ГРЭС в Тульской области. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумули-рующая станция (ГАЭС — Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу. Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы. Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

Все заводы цветной металлургии неполного  цикла. Они занимаются переделом  металлического лома, производят литье  и сплавы (Москва, Кольчугино, Подольск, Мценск).

Промышленный  комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный

комплекс. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. По производству льна-долгунца и картофеля район занимает одно из первых мест в России. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и молочно-мясной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:

  1. северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская, Костромская области);
  2. зона товарного овощеводства (Ярославская область);
  3. центральная зона — специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство — Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей);
  4. южная зона — основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. Развито картофелеводство, особенно в Брянской и Орловской областях. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и конопля (Орловская и другие области). Развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Велика роль садоводства и пчеловодства.

Сельское  хозяйство покрывает только часть  потребности района в продовольствии и сырье. Исключение составляют картофель, овощи, молоко, льноволокно, потребность в которых почти полностью удовлетворяется местным производством. Постоянно ведется поиск эффективных форм организации АПК. Начинает развиваться фермерство, особенно в Орловской области.

ЦЭР выделяется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую жизнь района. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива над вывозом транспортабельной готовой продукции. Крупнейший транспортный центр — Москва, которая является узлом II железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы, например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности, строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва —Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить  изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения, станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15—30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной  подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли  будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно-носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы). 

Заключение. 

      Центральный экономический район стал первым базовым регионом, где осуществляются российские экономические реформы — необходимое условие построения социально-ориентированной экономики и формирования рыночных отношений.

      В Центральном экономическом районе исторически складывались культурно-нравственные,  хозяйственные, политико-управленческие, этнонациональные, основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. «Региональная экономика», под ред. Т.Г. Морозовой, М., 95г.
  2. «Национальная экономика»,

Информация о работе Центральный экономический район