Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:34, контрольная работа
Центральный экономический район расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.
Среди новых особенностей экономико-географического положения района — ослабление его центральных функций после распада СССР и начала демократизации, а также децентрализация хозяйства, повышение роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов.
Введение……………………………………………………………………3
Природно-ресурсный потенциал………………………………….........4
Население и трудовые ресурсы…………………………………………6
Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………..8
Заключение………………………………………………………………16
Список литературы……
Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами — "Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.
В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.
Базовую
роль в экономике района играет высокоразвитая
электроэнергетика. Определенное значение
имеет топливная
Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы. Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.
Все заводы цветной металлургии неполного цикла. Они занимаются переделом металлического лома, производят литье и сплавы (Москва, Кольчугино, Подольск, Мценск).
Промышленный комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный
комплекс. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. По производству льна-долгунца и картофеля район занимает одно из первых мест в России. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и молочно-мясной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:
Сельское хозяйство покрывает только часть потребности района в продовольствии и сырье. Исключение составляют картофель, овощи, молоко, льноволокно, потребность в которых почти полностью удовлетворяется местным производством. Постоянно ведется поиск эффективных форм организации АПК. Начинает развиваться фермерство, особенно в Орловской области.
ЦЭР выделяется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую жизнь района. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива над вывозом транспортабельной готовой продукции. Крупнейший транспортный центр — Москва, которая является узлом II железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы, например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности, строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва —Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы.
В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения, станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15—30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.
В легкой
промышленности сократится доля текстильной
подотрасли из-за трудностей с обеспечением
сырьем. Основные перспективы в отрасли
будут иметь производства, либо ориентированные
на местный рынок (чулочно-носочные, трикотажные,
швейные), либо имеющие экспортные возможности
(льняное, особо модные изделия по моделям
отечественных художников, народные промыслы).
Заключение.
Центральный экономический район стал первым базовым регионом, где осуществляются российские экономические реформы — необходимое условие построения социально-ориентированной экономики и формирования рыночных отношений.
В
Центральном экономическом районе
исторически складывались культурно-нравственные,
хозяйственные, политико-управленческие,
этнонациональные, основы централизованного
Российского государства. ЦЭР был, есть
и будет историческим и экономическим
ядром России.