Центральный банк

Автор: l*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

В конце XIX – начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была
сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Формы организации и функции центральных банков
1.1. Формы организации центрального банка……………………….4
1.2. Функции центрального банка…………………………………….7
2. Пассивные операции центральных банков……………………….10
3. Активные операции центральных банков………………………...11
4. Денежно-кредитная политика центрального банка……………...12
5. Национальный банк Республики Беларусь……………………….19
6. Цели и функции Национального банка Республики Беларусь….22
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра  Экономической  Информатики  и  Математической Экономики 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему :

« Центральный банк» 
 
 
 

Выполнил:                                                    студент 2 курса

                                                                         Экономического факультета

                                                                         Группы ин. Финансы и кредит

                                                                         Сахадов Я. Г. 

Научный руководитель:                            к.э.н. доцент Марушко А.Д. 
 
 

Минск 2011

                                             Содержание. 

Введение…………………………………………………………………3

1. Формы организации и функции центральных банков

1.1. Формы организации центрального банка……………………….4

1.2. Функции центрального банка…………………………………….7

2. Пассивные операции центральных банков……………………….10

3. Активные операции центральных банков………………………...11

4. Денежно-кредитная политика центрального банка……………...12

5. Национальный банк Республики Беларусь……………………….19

6. Цели и функции Национального банка Республики Беларусь….22

Заключение……………………………………………………………..24

Список  литературы……………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение. 

Возникновение центральных банков исторически  связанно с централизацией

банкнотной  эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

В конце XIX – начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была

сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Формы организации и функции центральных банков. 

1.1. Формы организации центрального банка.               

Центральный банк занимает особое место в экономике  страны – это орган

государственно-монопольного регулирования.

Центральный банк – это правительственное  агентство, которое наблюдает за

банковской  системой и отвечает:

-   за выпуск денег;                             

-    проведение денежной политики;

-   содержание депозитов, представляющих резервы коммерческих банков;

-   проведение сделок, призванных облегчить  проведение бизнеса и защитить

общие интересы.

Деятельность  центрального банка регламентируется инструкциями правительства. Задачи и права центрального банка регламентируются Законом о банках. Центральный банк по отношению к другим банкам выполняет роль «кредитора», регулятора учетной ставки, регламентирования норм обязательных резервов, контроля за деятельностью.  Эти банки не ведут кредитования населения, не конкурируют в сфере бизнеса, не стремятся к получению прибыли. Управляющие (президенты) центральных банков назначаются правительством страны.

Высшим  органом управления центрального банка  является Совет, включающий президента, вице-президента, директорат, президентов региональных банков.

Президент центрального банка во многих назначается  президентом страны по предложению правительства (Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь). Зависимость центрального банка от государства проявляется в росте цен.

С точки  зрения собственности на капитал  центральные банки подразделяются на:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (например,

центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

-   акционерные (например, США)

-  смешанные – акционерные общества, часть капитала которых

принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу  образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усиливавшиеся на современном этапе. Правительство заинтересованно в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако  тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем,

приближение очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения

возможностей  правительства использовать ресурсы  центрального банка для

покрытия  бюджетного дефицита.

В тоже время независимость центрального банка от правительства имеет

относительный характер в том смысле, что экономическая  политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов:

денежно-кредитной  и финансовой политики. В долгосрочном плане политика

центрального  банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Функции центрального банка.                    

         Традиционно центральный банк  выполняет четыре основные функции:        

-  осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

-  является банком банков;

-  является банкиром правительства;

-  проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным  банком как представителем государства  законодательно

закреплена  эмиссионная монополия только в  отношении банкнот, т.е.

общенациональных  кредитных денег, которые являются общепризнанным

окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь в виду, что монополия  на эмиссию банкнот на современном  этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки.

В то же время эмиссионная монополия  превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку  обязательства центрального банка(в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно  с предпринимателями и

населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы.

Исторически эти резервы помещались коммерческими  банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве  стран коммерческие банки обязаны  хранить часть своих резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный  банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось

значение  традиционной для центрального банка  функции расчетного центра

банковской  системы.

Принимая  на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовые исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерство финансов) в  центральном банке, с которого покрывается все правительственные расходы. В некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и

Информация о работе Центральный банк