Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:55, реферат
Важнейшими функциями государства являются предложение денег и регулирование денежной массы в стране, причем эти функции являются для государства эклюзивными. Органом, реализующим эту функции является центральный банк. Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования.
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель -- регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Введение
Политика обязательных резервов
Рефинансирование и учетная политика
Валютная политика
Особенности денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях
Заключение
Список литературы
11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14. для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Цели и задачи деятельности ЦБР:
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.
Проведение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
a) изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
b) регулирование официальной учетной ставки;
c) проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
2.4. Отчетность и аудит Банка России.
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1. отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
2. годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3. порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;
4. аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление банковского аудита, Государственная Дума принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Заключение
Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий Центрального банка развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы.
Денежно-кредитная политика является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Каждая из стран самостоятельно определяет для себя цели денежно-кредитной политики, нередко опираясь на мировой опыт. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются политика обязательных резервов, рефинансирование и учетная политика, валютная политика.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие недостатки существующей денежно-кредитной политики России:
Приоритетной целью денежно-кредитной политики в современной России должно являться достижение устойчивого экономического роста посредством использования инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
При проведении денежно-кредитной политики нет возможности контролировать и управлять поведением всей совокупности целевых переменных. Выбираются определенные промежуточные и оперативные цели денежно-кредитной политики.
Начиная с 2002 г. и по настоящее время проводимая денежно-кредитная политика Банка России акцентирована на сдерживании инфляции, а приоритетной целью должно являться достижение устойчивого экономического роста.
Список литературы
Информация о работе Центральный банк, основные направления кредитно-денежной политики