Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:46, доклад
С целью увеличения прибыли монополия часто использует прием, называемый ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация (ценовое разделение) – продажа различных единиц одного товара по разным ценам, при этом различия в ценах не объясняются различиями в издержках (например, продажа товара по разным ценам по причине разной стоимости доставки не является ценовой дискриминацией).
Различают три степени ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация,
ее особенности и условия
С целью увеличения прибыли
монополия часто использует прием, называемый
ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация
(ценовое разделение) – продажа различных
единиц одного товара по разным ценам,
при этом различия в ценах не объясняются
различиями в издержках (например, продажа
товара по разным ценам по причине разной
стоимости доставки не является ценовой
дискриминацией).
Различают три степени ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация
первой степени (совершенная ценовая дискриминация)
– это продажа каждой единицы товара на
уровне цены рыночного спроса именно этой
единицы, в результате чего весь потребительский
излишек присваивается монополистом (Рис.1)
Получается, что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны, т.е. монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.
На графике точка Е (РEQE) характеризует равновесие
монополии, на проводящей ценовую дискриминацию,
а PEAE – излишек потребителя.
Проводя ценовую дискриминацию первой
степени, монополист каждую единицу продукции
продает по максимальной цене, поэтому
каждая дополнительная проданная единица
продукции увеличивает совокупный доход
монополиста равно на ту сумму, по которой
она продалась.
Значит, для монополии, осуществляющей
совершенную ценовую
Точка ЕД (РДQД) – это точка равновесия монополиста,
проводящего совершенную ценовую дискриминацию.
При этом:
Совершенная ценовая дискриминация – мечта любого производителя(рис.2), но она практически неосуществима, хотя элементы ее увидеть можно постоянно. Например, адвокат, зная материальное положение своих постоянных клиентов, может за одну и ту же услугу взять с них разное вознаграждение.
Ценовая дискриминация второй степени – это продажа различных единиц одного товара по разным ценам в зависимости от объема покупки.
Данная ценовая дискриминация сильно распространена, например, различная стоимость: проезд в метро в зависимости от количества приобретаемых поездок; клубные карты в спорт-клуб (среднемесячная стоимость) в зависимости от ее срока действия и т.д.
Ценовая дискриминация третьей степени – это продажа различных единиц одного товара по различным ценам разным группам покупателей, различающихся эластичностью спроса по цене.
Ценовая дискриминация третьей степени также сильно распространена. Это и различная стоимость билетов в кинотеатры, музеи, зоопарки, на авиаперевозки: часто для детей, студентов, пенсионеров делаются значительные скидки; это и проводимые сезонные распродажи одежды, обуви и т.д.
Покажем графически эффект, получаемый монополией от разделения рынков покупателей(рис 3)
Пусть:
D1 и D2 – линии спроса двух групп потребителей;
MR1 и MR2 – соответствующие им линии
предельного дохода;
MC – кривая предельных издержек монополиста.
Если монополия не проводит
ценовую дискриминацию, то две группы
потребителей рассматриваются как
единое целое(рис.3а и б). Тогда:
D1+2 – рыночная кривая спроса, равная
сумме спроса двух групп потребителей
(D1+D2);
MR1+2 - кривая предельного дохода рыночного спроса (имеет разрыв, соответствующий излому кривой спроса);
Е (РЕQE) – положение равновесия монополиста;
QE1 - количество товара продаваемой первой группе потребителей, QE2 – второй группе.
Предельный доход, получаемый монополистом в каждой группе, различается: MRЕ1 – предельный доход, получаемый монополистом при продаже товара первой группе, MRЕ2 – второй группе.
Таким образом, установление одной цены всем потребителям сопровождается сильным различием MR по группам. Получается, что монополист недополучает, продавая товар первой группе потребителей (MRЕ1 существенно выше MСЕ), и теряет, продавая товар второй группе потребителей (MRЕ2 существенно ниже MСЕ).
Если монополия проводит ценовую дискриминацию третьей степени, то происходит разделение потребителей на две группы(рис.3 б и в).
Монополиста уже не интересует
рыночная кривая спроса, так как
в связи с разделением
Из точки А, проведя горизонтальную прямую, определим точки пересечения ее с линиями MR1 и MR2 , которые позволяют определить положение равновесия монополиста на каждом рынке.
На рынке 1 будет продано QА1 единиц по цене Р А1 , на рынке 2 – QА2 единиц по цене Р А2 . При этом предельные доходы, получаемые монополистом на каждом рынке, будут одинаковыми и будут равны предельным издержкам, а фирма-монополист будет получать прибыль существенно выше той, которую бы она получала, не разделяя рынки.
Особый интерес представляет
то, что коренное отличие дискриминации
третьей степени от первых двух заключается
в том, что ценовая дискриминация
третьей степени «может быть связана
с отказом предпринимателя
Словарь
Монополия – рыночная структура при которой одна фирма осуществляет производство или реализацию продукции.
Излишек потребителя — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности).
Совокупный доход - годовой рост стоимости вложения во взаимный фонд плюс реинвестированный доход, полученный инвестором в результате распределения прибыли фонда. Обычно совокупный доход рассчитывается в процентном отношении к сумме первоначального вложения.
Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене.
Предельный доход — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.
Средний доход- доход на единицу продукции, полученный делением валового дохода на количество продукции.
Эластичность - степень реакции потребителя на изменение цены. Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1 процент.
Предельные издержки — показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции.
Информация о работе Ценовая дискриминация, ее особенности и условия использования