Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:46, контрольная работа
Чтобы правильно понять сущность цены, ее функции, прежде всего, необходимо рассмотреть процесс создания стоимости.
Закон стоимости – это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда.
Государство регулирует цены на рис, пшеницу (утверждаются парламентом), мясо и молочные продукты (устанавливает министр земледелия, лесоводства и рыболовства), железнодорожные тарифы (устанавливает Министерство транспорта), тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ (утверждает агентство природных ресурсов и энергии), образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется 20 % потребительских цен.
Во Франции государственным регулированием цен и ценовой конкуренцией занимается департамент по конкуренции Министерства экономики, финансов и бюджета, который насчитывает 500 сотрудников. Прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги.
В различных городах имеется более 3 тыс. государственных контролеров по ценам, осуществляющих контроль за правильностью оформления товаров в магазинах и соответствием качества товара установленной цене. Есть и разветвленная система общественного контроля за качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребителей объединены несколько частных институтов, занимающихся экспертизой промышленной продукции, товаров народного потребления и услуг.
В Швейцарии создано Федеральное ведомство по контролю за ценами. В законодательном порядке регулируются цены почти на 50 % объема товарной продукции. На государственном уровне регулируются цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, картофель, рапс, в виде справочных устанавливаются цены на мясо. Ограниченным регулированием охвачены цены на текстильные товары, игрушки, музыкальные инструменты. Контролируют уровень цен не только государственные органы, но общественные, например фонд защиты прав и интересов потребителей.
В Норвегии сложилась следующая система органов, ведающих ценами: Министерство труда и администрации, Совет по ценам, Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам, местные органы - комитеты по ценам. Основа для установления внутренних цен - мировые цены. Определяется предельный уровень цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
В Греции решение вопросов о ценах возложены на Межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения. Комитетом устанавливаются цены на сельскохозяйственные товары массового производства и тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки и другие цены, входящие в компетенцию правительства.
На все остальные товары, не попадающие под влияние Межминистерского комитета, цены регулируются министром торговли (совещательный комитет). В целом в Греции 20 % цен на потребительские товары и услуги регулируются государством. Контроль за соблюдением регулируемых цен ведут специальный отдел и рыночная полиция при Министерстве торговли. Индексы оптовых и розничных цен ежемесячно рассчитывает национальная статистическая служба.
В Дании цены и тарифы в государственном секторе устанавливаются фолькетингом, муниципальными и городскими властями. В общей структуре цен доля регулируемых составляет 6 %. Надзор за деятельностью монополий в области ценообразования возложен на Совет по вопросам конкуренции, состав которого определяется министром промышленности.
В Испании действует Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, являющийся рабочим органом правительственной комиссии по экономическим вопросам. В Совет входят : Президент Совета в ранге заместителя министра экономики и финансов, по одному представителю министерств труда, промышленности и энергетики, экономики и финансов, здравоохранения и социального обеспечения, транспорта, туризма и связи, генеральный секретарь, начальник технического кабинета. В работе Совета при необходимости могут принимать участие представители других министерств. Окончательное решение о повышении цен принимается правительственной комиссией по экономическим вопросам при Совете Министров. Цены, устанавливаемые непосредственно государством, составляют 10 % в общей структуре потребительских цен.
В Испании национальным институтом статистики ежемесячно публикуется индекс потребительских цен, рассчитываемый на основе корзины покупок. Контроль за ценами осуществляет трибунал по защите конкуренции Министерства экономики и финансов.
В Канаде хотя и отсутствует единая система регулирования цен, но к ценовой политике в той или иной мере причастно большинство министерств, ведомств и организаций - министерства по делам потребителей и корпораций, сельского хозяйства, коммуникаций, труда, пшеничный комитет, национальное агентство по сбыту сельхозпродукции, национальный совет по энергетике, национальный комитет по транспорту, канадский экономический совет, канадский трибунал по международной торговле, национальное правление, Министерство труда. Удельный вес регулируемых цен - 10 %.
В Австралии также нет специальной системы государственного регулирования цен. Контроль за ценами по узкому перечню продовольственных товаров - хлеб, яйца, молоко - осуществляется в ряде австралийский штатов, специально уполномоченными органами управления штатов, входящими в состав их казначейств. Они регулярно пересматривают максимально возможный уровень цен на эти товары. На другие массовые сельхозтовары назначаются минимальные гарантированные закупочные цены. Решение этих вопросов входит в функции пшеничного комитета, корпорации по шерсти, комитета по сахару.
Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного (за 21 день) уведомления управления по наблюдению за ценами, входящего в состав Федерального Казначейства.
В Швеции в 1957 г. был специально создан Национальный Совет по ценам и конкуренции, который исключительное значение придает налаживанию системной информации по ценам, анализу и прогнозированию индексов цен, разработке мер по сдерживанию резкого повышения цен и постоянно держит население и предпринимателей в курсе причин и факторов их изменения. Информация по ценам призвана, по мнению шведских экономистов, обеспечить “прозрачность” рыночных отношений.
Закон разрешает замораживать на 6 месяцев цены на некоторые виды продукции в случае войны и событий на рынке, которые могут быть приравнены к ней. В последнее десятилетие эта норма практически не применяется из-за слабой ее эффективности.
В странах Европейского Сообщества (ЕС), где наблюдение за ценами на рынке на подавляющую часть (88 - 97 % по разным странам) сельскохозяйственной продукции (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, рапс, подсолнечник), крупного рогатого скота, молока, сахара- рафинада, оливкового масла осуществляется наднациональными органами ЕС постоянно, “оздоровление рынка достигается путем поддержания баланса между спросом и предложением и регулирования рыночных цен путем поддержания их в определенных пределах несмотря на то, что свободная игра спроса и предложения с введением единых цен не устраняется.
Предложения об уровне максимальных и минимальных цен готовит Комиссия ЕС, а решение принимает Совет Министров ЕС на уровне министров сельского хозяйства.
Кроме сельскохозяйственной продукции, в странах ЕС с 1980 г. осуществляется национальный контроль за ценами на уголь, сталь и прокат в рамках Европейского Общества угля и стали (ЕОУС). Помимо прямого регулирования объемов производства (квот) ЕОУС проводит также мероприятия по поддержанию цен на продукцию черной металлургии на определенном уровне путем установления твердых и обязательных для всех стран - членов ЕС базисных минимальных цен. Базисные цены фиксируются на базисный размер и на базовое качество той или иной продукции. Они публикуются в прейскурантах ведущих монополий, в которых указываются также приплаты и скидки с базисных цен. Фактические цены устанавливаются фирмами на основе этих прейскурантов с возможным отклонением не более 5 %. Ведущие производители и экспортеры металлопроката осуществляют практически согласованную ценовую политику при их выступлении с экспортными товарами на мировом рынке.
В сентябре 1990 г. вступил в действие новый закон Европейского Сообщества о конкуренции, который предоставил Европейской Комиссии исключительные права контроля за деятельностью фирм при их объединении, слиянии или торгах, в том числе и при решении вопросов ценообразования. В течение недели со дня объявления о приобретении, слиянии или продаже вовлеченные в эту операцию фирмы стран ЕС должны представить в Комиссию соответствующее извещение, в котором содержатся данные о ценах, устанавливаемых каждой фирмой. Фирма, представляющая неверную информацию (или осуществляющая сделку без получения одобрения Комиссии), может быть оштрафована на сумму до 10 % ее товарооборота.
Если сделка позволяет фирме увеличить ее цены на 5 %, не теряя при этом своей доли на рынке, Комиссия может прийти к выводу, что фирма занимает доминирующее положение.
В течение месяца Комиссия принимает решение о возможности заключения сделки или тщательном судебном разбирательстве ее последствий, причем в случае второго решения Комиссия обязана закончить все исследования в течение четырех месяцев.
Официальным лицам Комиссии предоставлено право налагать арест на документацию любой фирмы.
Если сделка получает одобрение Комиссии, она не может быть заблокирована национальными властями. Исключение составляют сделки, угрожающие общественной безопасности и законодательству страны.
Комиссия при рассмотрении вопросов о конкуренции принимает во внимание, что развитие технического и экономического прогресса способствует увеличению преимуществ потребителей и не создает препятствий для конкуренции.
Регулирование цен на отечественную продукцию по сравнению с импортной, помимо черной металлургии, применяется в текстильной промышленности, судостроении, производстве легковых автомобилей, бытовой электронике, к станкам с программным управлением. Регистрацию цен ведут национальные статистические административные или экономические организации.
В рамках Сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15 % цен.
Во многих из этих стран создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена и систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные обычно используются при регулировании уровня доходов, их индексации.
Список использованных источников:
1. Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб.пособие (ГРИФ). – М.: ИНФРА – М, 2005 – 422 с.
2. Тактаров Г.А. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А.Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
3. П.Н. Шуляк. Ценообразование: Учебно – практическое пособие. – 2 – е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. – 121 с.
7