Ценообразование и цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:13, реферат

Описание работы

В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.
ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.

Работа содержит 1 файл

цены и ценообразование.doc

— 112.50 Кб (Скачать)


8

 

1.                  Цена и ее функции в условиях рынка.

В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.

ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.

В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.

 

ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.

Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:

потребительские свойства, или полезность товара;

условия производства;

ограниченность товара как ресурса;

модель рынка и уровень конкуренции;

уровень государственного регулирования;

покупательную способность денежной единицы и т.д.

Функции цен:

                  Учетно-аналитическая;

                  Стимулирующая;

                  Распределительная;

                  Регулирующая.

Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.

Стимулирующая – обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.

Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.

Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.

 

2.                  Виды цен.

Классификации цен:

            По роли в экономической сфере;

            По способу установления и регулирования;

            По характеру обслуживаемого оборота;

            По степени зависимости;

            По способу фиксации;

            По степени обоснованности;

            По времени действия;

            По форме возврата транспортных затрат;

            По стадии формирования стоимости продукту;

            Современные трактовки цен.

По роли в экономической сфере цены:

        производственные;

        потребительские.

Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям:

        оптовые цены – цены, по которым предприятия рассчитываются между собой за крупные партии товара.

Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности.

   Заготовительные (закупочные) цены – используются при установлении стоимости сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья.

   Сметные цены – цены и расценки, которые используются для определения стоимости нового строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений.

   Тарифы – устанавливаются на перевозки и производственные услуги.

 

Потребительские – цены для населения.

•            Розничные – цены, по которым производится покупка, как правило, населением.

•            Тарифы – цены, которые устанавливаются на услуги, предоставляемые населению.

 

По способу установления и регулирования:

Государственные – фиксированные и регулируемые;

Договорные;

Свободные.

•            Государственные – формируются в условиях рынка, но зависят от юридического и экономического влияния государственных органов власти разного уровня:

-  Фиксированные – устанавливаются и контролируются государством как правило для ограниченного перечня товаров;

-  Регулируемые – формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения, но государство оказывает влияние на их рост или снижение прямим ограничением;

•            Договорные – цены, по которым производится реализация товаров в соответствии с соглашением между поставщиком и потребителем;

•            Свободные – формируются под влиянием конъюнктуры рынка, независимо от деятельности государственных органов, и регулируются только соотношением спроса и предложения.

 

По характеру обслуживаемого оборота:

Оптовые и розничные в промышленности;

Закупочные в сельском хозяйстве;

Сметные и договорные в строительстве;

Цены и тарифы на услуги населению;

Транспортные тарифы.

По степени зависимости:

Свободные;

Регулируемые;

Фиксированные.

По способу фиксации:

Контрактные;

Трансфертные;

Биржевые;

Аукционные;

Цены торгов.

•                 Контрактные – договорные, которые могут быть постоянными на протяжении срока действия соглашения или индексироваться на условиях, соглашения участников договора;

•                 Трансфертные – используются при реализации продукции между филиалами и подразделениями одного предприятия или одной ассоциации;

•                 Биржевые – цена, по которой осуществляется оптовое соглашение по покупке – продаже товаров на бирже, свободная цена, которая меняется в зависимости от спроса, объема соглашения и т.д. Контролируется на основе определения ее типового уровня по наиболее характерным соглашениям;

•                 Аукционные – цены на товары, которые продаются на аукционе. Могут значительно отличаться от рыночной (как правило, в сторону увеличения), или отображают уникальные или особые свойства и признаки товаров;

•                 Цены торгов – информируют про результаты тендерных торгов.

По степени обоснованности:

Базисные;

Справочные;

Прейскурантные;

Фактические;

Потребительские.

•                 Базисные – используются как основа при установлении цен на аналогичные изделия;

•                 Справочные – используются как ориентировочные при установлении цен на аналогичную продукцию и публикуются в каталогах, прейскурантах, прайс–листах, справочниках и прочих информационных источниках;

•                 Прейскурантные – разновидность справочных цен, которая публикуется в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;

•                 Фактические – при установлении учитывают использование различных надбавок или скидок к базисной цене;

•                 Цены потребления – определяют все затраты покупателя, связанные с покупкой товара, его доставкой и затратами по подготовке к эксплуатации.

 

По времени действия:

Постоянные;

Текущие;

Подвижные;

Сезонные;

Ступенчатые.

•                 Постоянные – не изменяются в течение всего сроку поставки продукции по данному контракту или договору;

•                 Текущие – цены, во которым производится поставка продукции в данный момент, но они могут изменяться в течение срока действия определенного контракта;

•                 Подвижные – устанавливаются торговыми соглашениями на продукцию с долгим сроком производства и учитывают изменения производственных затрат;

•                 Сезонные – действуют на протяжении определенного периода;

•                 Ступенчатые – определяются рядом цен на продукцию, которые последовательно уменьшаются в соответствии с заранее принятой шкалой.

 

По форме возврата транспортных затрат:

Франко - склад поставщика;

Франко – станция отправления;

Франко – вагон станция отправления;

Франко – вагон станция назначения;

Франко – станция назначения;

Франко – склад потребителя.

Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.

 

Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат.

 

По стадии формирования стоимости продукта:

Производственная цена предприятия;

Оптовая отпускная цена предприятия;

Оптово-посредническая цена;

Розничная цена.

•                 Производственная цена предприятия – формируется на предприятии и состоит из полной себестоимости изделия и прибыли предприятия;

•                 Оптовая отпускная цена предприятия – включает производственную цену предприятия и дополнительные налоги, которые выплачивает предприятие в соответствии с действующей системой налогообложения, которая в Украине включает акцизный сбор и налог на добавленную стоимость (НДС);

•                 Оптово-посредническая цена – цена реализации приобретенной у производителей продукции, которая, кроме оптовой цены предприятия, включает посреднические надбавки, которые состоят из затрат и прибыли посредника, а также НДС на сумму всех затрат;

•                 Розничная цена – формируется из оптово-посреднической цены и торговой надбавки, которая включает затраты и прибыль торговли и соответствующие суммы НДС.

 

Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.

3. Ценообразование в условиях рынка.

В рыночных условиях при ценообразовании используются методические подходы, которые выходят из основных методологических положений, которые реализуются в условиях реальных проявлений рыночных отношений.

Известны два подхода к ценообразованию, которые применяются предприятием как субъектом рынка в зависимости от характерных особенностей данного субъекта, типа рынка, к которому относится продукция, выпускаемая на предприятии, и его роли в рыночных отношениях:

        Затратный;

        Рыночный.

Предприниматель как субъект рынка предполагает обязательное обеспечение основной цели своего функционирования – формирование прибыли. Таким образом, предприятие как и предприниматель при установлении цены на конкретный вид продукции должно покрыть затраты и получить дополнительную стоимость в форме прибыли. Основой для расчета при указанном подходе являются затраты. Поэтому данный подход в зависимости от основного базового показателя для установления цены носит название затратный.

В основу расчетов на основе затратного подхода лежит следующий алгоритм:

де Ц – цена товара, грн.;

З – затраты на производство продукции, грн.;

П – прибыль от реализации, грн.

Рыночный подход предполагает формирование цены в зависимости от соотношения спроса и предложения, которая в теоретической экономике называется равновесной. Уровень цен на конкретную продукцию зависит от того, к какому типу конкурентной рыночной среды (модели рынка) зависит продукция, производимая на данном предприятии.

 

В реальной ситуации предпринимателю необходимо решить задачу, на основании которой определяется поведение на рынке и ценовая политика, направленная на установление объема производства, способного обеспечить определенный уровень дохода, который ведет к максимизации прибыли, на основе удовлетворения потребностей потребителей, согласных и способных оплатить установленную цену.

 

4.Методы ценообразования.

1.                  Метод «затраты + прибыль»:

Применяется при планировании

Ц = С + П, грн.

де П – прибыль, которая рассчитывается на все расходы в % к затратам, то есть на основе рентабельности продукции.

 

2.                  Получение целевой нормы прибыли.

Ц – цена единицы продукции, грн. / ед.;

Зпер – переменные затраты, грн. / ед.;

Зпост – постоянные затраты, грн.;

П – прибыль на инвестированный капитал, грн.;

В – объем производства, ед.

3.                  Оценка потребительной стоимости.

Рыночная равновесная цена, которую потребитель согласен заплатить за единицу продукции. Риск завысить или занизить цену – не получить достаточную массу прибыли от реализации определенного объема продукции.

 

4.                  Пропорциональное ценообразование.

Цены устанавливаются в зависимости от цен конкурентов. Возможно на среднем уровне, возможно на уровне моды.

 

5.                  Метод ожидаемого дохода.

Снижение цен с целью выиграть в конкурентной борьбе – получение контракта, привлечение потребителя и т. д.

Информация о работе Ценообразование и цены