Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.
На первом этапе (с 1990-1992 год) происходило создание предпосылок развития фондового рынка: образование фондовых и товарных бирж, формирование первичной законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Сущность, классификация и значение ценных бумаг………………...3
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
Этапы развития фондового рынка в России…………………………15
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2
глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Сущность, классификация и значение ценных бумаг………………...3
глава 2.
АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
Этапы развития фондового рынка в России…………………………15
глава 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ………………………………………………………………
заключение…………………………………………30
список используемой литературы………………………31
В 90-х гг. Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Однако как это обычно случается в России, этот самый опыт не всегда идет на пользу.
Целью настоящей работы является обобщение этапов развития российского рынка и государственных ценных бумаг, в частности.
На первом этапе (с 1990-1992 год) происходило создание предпосылок развития фондового рынка: образование фондовых и товарных бирж, формирование первичной законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
На втором этапе (1993 год – первая половина 1994 года) фондовый рынок обогатился сделками с приватизационными чеками. Это было и расцветом, и, одновременно, угасанием рынка приватизационных чеков, выпущенных государством в огромном количестве и выдаваемых гражданам Российской Федерации бесплатно. На этом же этапе в связи со слабо развитой нормативной базой по ценным бумагам, мы познали на себе - что такое финансовые пирамиды.
На третьем этапе (со второй половины 1994 и до 1998 года) начал складываться новый фондовый рынок, на котором большинство сделок ориентируется на акции существующих российских акционерных обществ и ГКО. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ), принимаются основополагающие законы - «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах». Настоящий момент можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода: решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, лицензированию профессиональных участников рынка. Встали вопросы создания систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по рынку ценных бумаг и защиты прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность законодательных органов с профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство. Невозможно не упомянуть так называемый «кризис 17 августа», оказавший ни с чем не сравнимое влияние на структуру фондового рынка.
Однако сначала остановлюсь на теории рынка ценных бумаг и теории ценных бумаг.
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг.
Сущность, классификация и значение ценных бумаг.
Анализ вопроса о сущности ценных бумаг сводится к анализу переуступаемого долгового обязательства и документального оформления имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недвижимость, землю, товары, деньги и др.), в силу чего эти документы могут отделяться от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.
В Гражданском кодексе Российской Федерации дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги, как правило, лишает возможности реализовать выраженное в ней право.
В определении, данном ГК РФ, можно выделить следующие отличительные признаки ценных бумаг: 1) это документы; 2) составляются эти документы с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов; 3) они удостоверяют имущественные права; 4) осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении этих документов.
Приведенное определение не исчерпывает, однако, полностью всех составляющих. Под него подпадают и документы, не рассматриваемые в качестве ценных бумаг. Это относится, например, к внутрибанковским расчетным документам (платежным поручениям, платежным требованиям-поручениям, аккредитивам, гарантиям и поручительствам), исполнительным документам судов, нотариальных органов, складским документам и т. п.
Не проясняет ситуации и перечень ценных бумаг, данный в Гражданском кодексе РФ. К ним ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.
Вместе с тем из приведенного перечня видно, что в число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Так, акции соответствуют недвижимости; облигации корпораций, государственные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты выражают долговые отношения; коносаменты, векселя, чеки связаны с движением товаров. Поэтому для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.
Во-первых, ценные бумаги представляют собой документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции корпораций, чеки, коносаменты и т. д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, векселя и др.).
Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Это особенно важно для понимания экономической сущности и роли ценных бумаг. Здесь они играют главную роль как высшая форма инвестиций.
В-третьих, ценные бумаги — это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документам, коносаментам, жилищным сертификатам и др.).
В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства (об этом было сказано выше).
Наиболее ярко это проявляется в облигациях государственных займов, которые выпускаются обычно в непроизводительных целях (для покрытия бюджетного дефицита). Деньги, полученные государством от выпуска займов, фактически не функционируют как капитал. Тем не менее, владельцы облигаций имеют право на получение регулярного дохода в виде процента, и поэтому для них облигации служат капиталом.
Капитализация регулярных доходов состоит в том, что, исходя из величины получаемого дохода и существующей в данное время нормы ссудного процента, исчисляется капитал, который приносит доход.
При прочих равных условиях доход на действительный капитал зависит от величины капитала, функционирующего в производстве. Величина же капитала в виде ценных бумаг не определяет величину приносимого им дохода, а сама зависит от размеров дохода.
Происходит своеобразное раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, с другой — его отражение в ценных бумагах. Реальный капитал функционирует в процессе производства, а ценные бумаги начинают самостоятельное движение на рынке.
Реальный капитал может еще не завершить кругооборота, в то время как владелец, например, акций, продав их на рынке, уже получит свой денежный капитал обратно. Превращение ценных бумаг в деньги не связано непосредственно с кругооборотом реального капитала. Вместе с тем возникновение ценных бумаг происходит на основе реального капитала. Если бы реальный капитал не приносил прибыль, то он не смог бы возникнуть и развиться в капитал в ценных бумагах, претендующий на получение дополнительной прибыли, но сам ее не создающий.
Нельзя не отметить и такие качества ценных бумаг, как ликвидность, обращаемость, рыночный характер, стандартность, серийность, участие в гражданском обороте.
Под ликвидностью понимается способность ценных бумаг быть превращенными в денежные средства путем продажи. Для этого необходимо, чтобы ценные бумаги могли обращаться на рынке. Обращаемость заключается в способности ценных бумаг выступать в качестве или предмета купли-продажи (акции, облигации и др.), или платежного инструмента, опосредующего обращение на рынке других товаров (чеки, векселя, коносаменты, приватизационные документы).
Как уже отмечалось ранее, ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.
Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. На нем ценные бумаги служат предметом купли-продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров. Они имеют нарицательную (номинальную) цену, эмиссионную и рыночную цену (курс).
Нарицательная цена имеет формальное счетное значение и в качестве базы начисления дивидендов, процентов используется и при дальнейших расчетах. Эмиссионная цена означает продажную цену при первичном размещении ценных бумаг. Она определяется доходностью ценных бумаг и уровнем ссудного процента. Рыночная цена (курс) — цена, по которой ценные бумаги обращаются (продаются и покупаются) на вторичном рынке (при их перепродаже). На ее величину влияет соотношение на рынке между спросом на ценные бумаги и их предложением.
Серийность означает выпуск ценных бумаг сериями, однородными группами. Она тесно связана со стандартностью, так как ценные бумаги одного типа должны иметь стандартное содержание (стандартную форму, стандартность прав, предоставляемых ценной бумагой, стандартность сроков действия, институтов обращения ценных бумаг и т.д.). Стандартность делает ценную бумагу массовым однотипным товаром.
Участие ценных бумаг как товара в гражданском обороте заключается в их способности не только быть предметом купли-продажи, но и выступать объектом других имущественных отношений (сделок залога, хранения, дарения, комиссии, займа, наследования и т.д.).
Регулируемость, признание государством, рискованность, документарность являются отличительными, хотя и вспомогательными признаками ценных бумаг.
Законодательно регулируются права, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги, порядок эмиссии, другие параметры их обращения. Государственное регулирование в целом направлено на защиту интересов инвесторов, предоставление им равных прав на рынке ценных бумаг.
Ценные бумаги должны признаваться государством в качестве таковых. Это призвано обеспечить регулируемость функционирования ценных бумаг и доверие к ним инвесторов.
Доход, приносимый ценными бумагами, возможность возврата ссужаемых средств, как правило, зависят от многих факторов с вероятностным характером взаимодействия. Это предопределяет рискованность инвестиций в ценные бумаги.
Ценной бумаге свойственно документарное закрепление прав. Лицо, получившее специальную лицензию, может фиксировать права, закрепляемые ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т. п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, устанавливаемые для ценных бумаг. Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве.
Операции с бездокументарными ценными бумагами могут выполняться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться лицом, ответственным за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, предоставление правильных данных о таких записях.
Поэтому, когда речь идет о бездокументарной форме ценных бумаг, имеется в виду видоизменение способа фиксации прав, предоставляемых ценной бумагой. Однако в любом случае ценные бумаги — это документы в бумажной форме или в виде соответствующих записей, хранящихся в реестре ценных бумаг, на счете «депо» с выдачей документов, удостоверяющих содержание данных. Поэтому для осуществления и передачи прав, дающихся ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре или счете «депо» (обычных или компьютеризированных).
Ценные бумаги в документарной и бездокументарной формах должны содержать все предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие или неправильное оформление хотя бы одного из них означает недействительность документа как ценной бумаги данного вида.
Все перечисленные признаки необходимо иметь в виду при рассмотрении экономической сущности и юридического статуса ценных бумаг.
Итак, ценные бумаги — это большое разнообразие документов для использования в хозяйственной деятельности. Вместе с тем они объединяются одним общим для них признаком — необходимостью их предъявления для реализации выраженного в них имущественного права.
Многообразие видов ценных бумаг предопределяет множественность критериев их классификации.
Традиционным является деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими. Права могут принадлежать:
предъявителю ценной бумаги;
названному в ценной бумаге лицу;
названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо.
В соответствии с этим различают: ценную бумагу на предъявителя, именную бумагу и ордерную ценную бумагу.
Ценная бумага на предъявителя не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются другому лицу путем простого вручения.
Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.
Ордерная ценная бумага выписывается на имя первого приобретателя или «его приказу». Это означает, что указанные в них права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи — индоссамента. Индоссант ответствен не только за существование права, но и за его осуществление.
Индоссамент переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на индоссанта, которому или приказу которого передаются права по ценной бумаге.
Индоссамент может ограничиваться только поручением осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи их индоссанту (перепоручительному индоссаменту). В этом случае индоссант выступает в качестве представителя.
Иногда именные и ордерные ценные бумаги объединяются в более общий вид именных бумаг, в которых обозначается имя первоначального субъекта прав. Затем общий вид подразделяется на две разновидности: собственно именные ценные бумаги и ордерные бумаги, отличающиеся тем, что субъект права может быть указан приказом своего предшественника.
Деление ценных бумаг на именные, ценные бумаги на предъявителя и ордерные возможно также по способу передачи удостоверяемых ими прав.
Ценные бумаги можно подразделить и по критерию назначения или цели выпуска: ценные бумаги денежного краткосрочного рынка и рынка капиталов (инвестиций). На денежном рынке покупаются и продаются краткосрочные ценные бумаги со сроком обращения от одного дня до одного года. К ним относятся коммерческие, банковские и казначейские векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и др. Они основаны на отношениях займа. Цель выпуска — обеспечить бесперебойность платежного и денежного оборота.
Рынок инвестиций отражает движение капиталов и представлен среднесрочными (до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет) ценными бумагами, а также бессрочными фондовыми ценностями. Последние не имеют конечного срока погашения (акции, бессрочные облигации).
В свою очередь инвестиционные бумаги можно разделить на две категории:
долговые ценные бумаги, основанные на отношениях займа и воплощающие обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки (облигации);
ценные бумаги, выражающие отношения собственности и являющиеся свидетельством о доле собственника в капитале корпорации (акции).
Некоторые ценные бумаги, несмотря на то, что срок обращения их менее одного года, функционируют не на денежном рынке, а на рынке капиталов (например, опционы).
В зависимости от сделок, для которых выпускаются ценные бумаги, последние подразделяются на фондовые (акции, облигации) и торговые (коммерческие векселя, чеки, коносаменты, залоговые свидетельства и др.).
Фондовые ценные бумаги отличаются массовостью эмиссии и обращаются на фондовых биржах.
Торговые ценные бумаги имеют коммерческую направленность. Они предназначены главным образом для расчетов по торговым операциям и обслуживания процесса перемещения товаров.
С учетом правового статуса эмитента, степени инвестиционных и кредитных рисков, гарантий охраны интересов инвесторов и других факторов фондовые ценные бумаги подразделяются на три группы: государственные, муниципальные и негосударственные. Среди государственных наиболее распространены казначейские векселя, казначейские обязательства, облигации государственных и сберегательных займов. К муниципальным относятся долговые обязательства местных органов власти. Негосударственные ценные бумаги представлены корпоративными и частными финансовыми инструментами. Корпоративными ценными бумагами служат долговые обязательства предприятий, организаций и банков, акции. Частными ценными бумагами могут быть векселя, чеки, выпускаемые физическими лицами.
Особенности обращаемости на рынке предопределяют деление ценных бумаг на рыночные (обращаемые) и нерыночные (необращаемые).
Рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на вторичном рынке в рамках биржевого и внебиржевого оборота. После выпуска они не могут быть предъявлены эмитенту досрочно.
Нерыночные ценные бумаги не переходят свободно из рук в руки, т.е. не имеют вторичного обращения. Это относится, например, к ценным бумагам, эмитент которых поставил при выпуске условие, заключающееся в том, что они не могут быть проданы и должны выкупаться только самим эмитентом. Можно выделить также ценные бумаги с ограниченным обращением. Так, ограничения по сделкам купли-продажи имеют акции закрытых акционерных обществ.
По своей роли ценные бумаги делятся на основные (акции и облигации), вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты и др.) и производные, удостоверяющие право на покупку и продажу основных ценных бумаг (варранты, опционы, финансовые фьючерсы, преимущественные права приобретения).
Многие виды ценных бумаг составляют предмет эмиссии (эмиссионные бумаги). Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, обладающая одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных или неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
размещается выпусками, под которыми понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и одинаковые условия эмиссии (первичного размещения);
имеет равные объем и сроки реализации прав внутри одного выпуска, независимо от времени приобретения ценной бумаги.
Целесообразна классификация ценных бумаг по срокам погашения обязательств: срочные ценные бумаги с конкретными сроками погашения и бумаги, обязательства по которым выполняются по предъявлении.
Можно классифицировать ценные бумаги и по другим признакам (документарные и бездокументарные, отзывные и безотзывные, с фиксированным и колеблющимся доходом и т.д.). При решении вопроса о группировках ценных бумаг всегда нужно учитывать цель классификации.
Возникновение и быстрое развитие упорядоченного рынка ценных бумаг были обусловлены становлением капиталистических производственных отношений. Прежде всего это проявилось в расширении границ коммерческого кредитования, которое представляет собой исходную форму капиталистического кредита.
Орудием коммерческого кредита выступает вексель — первый вид ценной бумаги. Вексель превращается в форму кредитных денег.
По сравнению с другими долговыми обязательствами вексель обладает:
абстрактностью, поскольку в нем не оговариваются конкретные причины появления долгового обязательства;
бесспорностью, т.е. обязательством должника произвести платеж независимо от условий возникновения долга;
обращаемостью, позволяющей использовать вексель как средство обращения вместо наличных денег (в связи с этим вексель получил название торговых денег).
Эти моменты свидетельствуют о большом значении, которое имели ценные бумаги в виде векселей в развитии промышленного производства, утверждении капиталистических отношений и становлении рынка.
В процессе деятельности банковской системы создается еще одна форма ценных бумаг — чеки, играющие роль кредитных денег и опосредующие обращение товаров в качестве платежного средства. Возникли и другие инструменты, удостоверяющие движение товаров (коносаменты, закладные документы и т.д.). Однако настоящим прорывом в формировании рынка ценных бумаг явились акционерные общества.
В условиях капиталистического способа производства наблюдается противоречие между тенденцией ко все большему расширению предприятий и ограниченностью индивидуальных капиталов. Организация новых предприятий требует капиталовложений, значительно превышающих как собственный капитал отдельного предпринимателя, так и те заемные средства, которые он может привлечь. Это противоречие разрешается путем образования акционерных обществ, объединяющих индивидуальные капиталы в один ассоциированный капитал.
Появление важнейших видов ценных бумаг — акций и корпоративных облигаций — следствие объективных потребностей производства, так как они служат важнейшим инструментом централизации реальных капиталов. В то же время использование корпоративных ценных бумаг способствовало вовлечению населения в сферы рыночных отношений, постепенному формированию заинтересованности в росте эффективности производства, воспитанию у него культуры экономического общения. Этот процесс продолжается.
Значение ценных бумаг в экономике нельзя понять без рассмотрения роли государственных ценных бумаг.
Роль госбумаг менялась в ходе развития экономики. Сначала они, как один из инструментов государственного кредита использовались главным образом для покрытия чрезвычайных расходов государства, связанных с войнами и стихийными бедствиями (покрытие бюджетного дефицита). Со временем государственные ценные бумаги во все большей мере начинают воздействовать на экономику, играть незаменимую роль в сфере государственного регулирования денежного обращения.
После отмены крепостного права госбумаги в России стали обладать экономической направленностью. Были выпущены правительственные и гарантированные правительством железнодорожные займы с целью финансирования интенсивного строительства железнодорожной сети, ряд консолидационных займов для упорядочения государственного кредита, ряд займов для борьбы с обесцениванием бумажных денег, проведения денежных реформ и т.д.
В современных условиях с помощью государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика с целью регулирования макроэкономики. Центральный банк Российской Федерации (Банк России), представляющий правительство как агент, покупает и продает государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг (операции «на открытом рынке») с целью регулирования денежной массы в обращении.
Государственные ценные бумаги в экономике России выполняют следующие функции:
• являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга;
• обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающих из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета;
• выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом: сущность денежно-кредитной политики состоит в изменении денежной массы в целях достижения подъема общего уровня производства, повышения занятости и предотвращения инфляции;
• мобилизуют средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение;
• могут выступать в качестве залога по кредиту, предоставленному Центральным банком РФ правительству, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках.
Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие важнейшие моменты.
Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц.
Во-вторых, размещение ценных бумаг — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.
В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения.
В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. Курсы резко падают в годы кризисов и неблагоприятной конъюнктуры и, наоборот, повышаются в периоды оживления и подъема производства.
Особенности российского рынка акций заключаются как в том, что этот рынок является пока еще крайне узким по своему объему, так и в том, что здесь пока обращается значительно меньшее количество видов акций, известных в мировой практике. Вместе с тем возникновение многих акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий, привело к появлению специфических российских акций.
Согласно государственной программе приватизации все предприятия были разделены на 3 группы.
К первой группе были отнесены предприятия с числом работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. Эти предприятия подлежали продаже на аукционе или по конкурсу.
Ко второй группе были отнесены предприятия с числом работающих более 1000 человек или балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. Такие предприятия приватизировались путем преобразования их в акционерные общества открытого типа.
Все остальные предприятия были включены в третью группу и могли быть приватизированы любым из названных способов.
Преобразование предприятий в акционерные общества открытого типа по решению трудового коллектива могло быть осуществлено по одному из трех вариантов, представленных в таблице:
Категория акций | Тип акций | Количество акций по вариантам (%) | ||
I | П | Ш | ||
Привилегированные | А | 25 | - | - |
| Б | 30 | 19 | 30 |
Обыкновенные | льготные | 10 | - | 20 |
| без льгот | - | 51 | - |
| под опцион | 5 | - | 20 |
| вфарп | 10 | 10 | 10 |
| в Фонд имущества | 20 | 20 | 20 |
По первому варианту приватизации всем членам трудового коллектива безвозмездно передавались именные привилегированные (неголосующие) акции (типа А) в размере 25% от общего количества выпущенных акций, но на сумму не более, чем 20 минимальных зарплат каждому члену трудового коллектива. 10% акций продавалось по подписке всем членам трудового коллектива по льготной цене, но на сумму не более, чем 6 минимальных зарплат. Должностные лица предприятия (руководитель, его заместители, главный бухгалтер) могли приобрести по номиналу 5% всех выпущенных акций, но на сумму не более, чем 2000 минимальных зарплат на каждого члена руководства. 10% всех выпускаемых акций поступало в фонд акционирования работников предприятия (ФАРП). Затем эти акции выкупались в соответствии с планом приватизации предприятия. 20% всех акций поступало в Фонд имущества, который в дальнейшем определял порядок их продажи.
По второму варианту всем членам трудового коллектива можно было приобрести 51% всех выпущенных обыкновенных акций (без льгот).
Предприятия с числом занятых более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. руб. помимо первого и второго вариантов могли использовать и третий вариант приватизации.
По условиям этого варианта инициативная группа работников, в случае получения согласия трудового коллектива, брала на себя ответственность за осуществление плана приватизации и заключала с трудовым коллективом договор сроком на 1 год. Каждый член инициативной группы должен был внести залог в размере 200 минимальных зарплат. Если условия договора были выполнены, то через 1 год члены инициативной группы могли приобрести до 20% акций по номиналу (на год им передавались голоса этих акций). Всем членам трудового коллектива (включая и инициативную группу) передавалось 20% обыкновенных акций со скидкой 30%, но на сумму не более, чем 20 минимальных зарплат на каждого члена трудового коллектива.
Таким образом, привилегированные акции типа А были выпущены на предприятиях, акционируемых по первому варианту. Привилегированные акции типа Б были выпущены во всех трех вариантах приватизации. Их специфика состояла в том, что они поступали на организованный рынок. До их продажи они не имели право голоса, но после их продажи они превращались в обыкновенные акции.
Льготные акции — это обыкновенные акции, но продавались они со скидкой 30% и рассрочкой платежа на 3 года; первый взнос составлял 15% их стоимости.
На 5% выпущенных акций по первому варианту и на 20% по третьему определенным работникам предприятия предоставлялся опцион, который давал право приобрести соответствующее количество обыкновенных акций по номиналу.
Согласно Федеральному Закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 5 июня 1992 г. № 2930-1 приватизация ряда предприятий могла быть разрешена только по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При этом эти органы вправе были принимать решение о закреплении контрольных пакетов акций приватизируемых предприятий в государственной собственности на срок до трех лет. В соответствии с последующим Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 закрепление контрольного пакета акций в федеральной собственности допускалось в отношении следующих предприятий (по видам деятельности):
- связи;
- по выработке и распределению электроэнергии;
- по добыче, переработке и сбыту нефти и природного газа;
- по добыче и переработке драгоценных металлов, драгоценных камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;
- по разработке и производству систем вооружения и боеприпасов;
- по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции;
- предприятий, непосредственно осуществляющих перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- научно-исследовательских и проектно-конструкторских предприятий;
- специализированных предприятий по строительству и эксплуатации объектов, предназначенных для обеспечения национальной безопасности;
- предприятий оптовой торговли, осуществляющих закупки для государственных нужд и экспортно-импортные операции в обеспечение межгосударственных соглашений.
Акции, входящие в состав этих пакетов, должны быть голосующими (обыкновенными) и находиться в распоряжении соответствующего комитета по управлению имуществом.
Согласно названному выше Указу Президента для предприятий, приватизация которых проводилась по решению Правительства или Госкомимущества Российской Федерации, указанные органы вправе принять решение о выпуске так называемой «Золотой акции», которая дает ее владельцу на срок до трех лет осуществлять право вето при принятии на собрании акционеров следующих решений:
о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
о реорганизации или ликвидации акционерного общества;
об участии акционерного общества в других предприятиях и объединениях предприятий;
о передаче в залог или аренду, продаже и отчуждении иными способами имущества, состав которого определен планом приватизации.
Если решения по указанным вопросам приняты собранием акционеров в отсутствие владельца «Золотой акции», то такие решения признаются недействительными.
Согласно Указу Президента «Золотая акция» должна находиться в государственной собственности, ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение «Золотой акции» иными способами допускаются только по решению органа, который принимал решение о ее выпуске. В случае принятия этими органами решения о ее продаже или отчуждении «Золотая акция» конвертируется в обыкновенную и ее владелец лишается особых прав.
В результате завершения приватизации на акционированных предприятиях в настоящее время обращаются либо только обыкновенные акции, либо обыкновенные и привилегированные типа А. На немногих предприятиях сохраняется пока «Золотая акция». Разумеется, это не исключает того, что предприятия могут выпустить дополнительно как обыкновенные, так и привилегированные акции разных видов.
Следует также отметить, что на некоторых государственных, арендных, коллективных предприятиях были выпущены «акции трудового коллектива» и «акции предприятия», которые фактически акциями не являются, а свидетельствуют о внесении средств на развитие предприятия. По некоторым оценкам, таких «акций» на российских предприятиях к концу 1990 г. было выпущено на сумму не более 280 млн. рублей.
Что касается вновь образованных предприятий в форме акционерных обществ, то в основном здесь выпущены обыкновенные акции. И только на ряде акционерных обществ (это прежде всего банки) выпущены также и привилегированные акции.
Глава 2. Анализ истории развития рынка ценных бумаг в России.
Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”.
Для этого - первого этапа были характерны следующие процессы:
- появление (еще в 1990 г.) первых открытых АО, разместивших в 1991 г. свои акции (банк “Менатеп”, Российская товарно-сырьевая биржа);
- в марте 1991 г. впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи) государственные облигации;
- появление десятков бирж в 1991 г. и начало функционирования в 1992 г таких институтов рынка как инвестиционные компании.
Первоначально «ассортимент» акций, находившихся в свободной продаже, был крайне мал - не более десяти. Большая часть оборота фондовых ценностей, концентрировавшегося, в основном, в фондовых отделах товарных бирж, приходилась на брокерские места бирж и государственные долговые обязательства. Кроме фондовых отделов товарных бирж фондовая торговля осуществлялась самими эмитентами ценных бумаг в ходе их первичного размещения.
Последовавший во второй половине 1991 г. рост количества выпускаемых акций связан с биржевым бумом, когда в течение нескольких месяцев было создано несколько десятков бирж. Создание бирж (организационно-правовая форма – акционерное общество) сопровождалось крупными эмиссиями акций. В то же время многие коммерческие банки, созданные ранее, перерегистрировавшись в акционерные общества, также начали размещение своих акций. К августу 1991 г., благодаря созданию значительного количества АО, была набрана масса ценных бумаг, достаточная для начала функционирования фондовых бирж.
Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг, эмитированных, в основном, корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
Основными формальными вехами второго этапа стали:
- система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;
- создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка.
По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс доллара США по отношению к рублю и на темпы инфляции спроса. В 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий.
В 1992 – 1995 годах была осуществлена эмиссия банковских векселей – более чем на 40 млрд. рублей, чеков, а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992 г. началась торговля фьючерсами (товарными и валютными) и опционами.
Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига на рынке: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы, в том числе, в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг, средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на кредитном рынках).
Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику развития рынка ценных бумаг. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые в то время предоставляла инфраструктура рынка. Если в 1992-1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995-1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также ставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.
Для третьего этапа развития рынка характерны, следующие основные признаки:
- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу нового ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”);
- качественные изменения в 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка).
Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ является также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.
Относительная стабилизация курса рубля и замедление темпов инфляции, снижение доходности государственных ценных бумаг в 1995-1997 гг. в целом повысили доверие инвесторов к перспективам экономического развития России и отдельных компаний.
Российский рынок по-прежнему остается рынком крупных институциональных инвесторов, оперирующих значительными средствами и крупными пакетами акций. Хотя ограничения для мелких инвесторов препятствуют ликвидности, рынок крупных профессионалов более стабилен.
По имеющимся оценкам, в 1997 г. наибольшую роль среди инвесторов играли частный иностранный капитал (инвестиционные банки и фонды) и российские предприятия - эмитенты акций. Роль российских коммерческих банков в инвестиционном процессе возрастала, однако оставалась незначительной.
Преобладание внебиржевой торговли являлось для рынка типичным. Это и рыночные сделки (в рамках РТС и на “телефонном” рынке), и прямые сделки со значительными пакетами по взаимной договоренности сторон, которые не отражаются в торговых и информационных системах. Вместе с тем, можно говорить о некотором возрождении биржевой торговли: начата торговля корпоративными бумагами на ММВБ; создана и начала функционировать Московская фондовая биржа.
Основная доля рыночного оборота приходится на скупку стратегическими инвесторами контрольных пакетов акций приватизированных предприятий. Вместе с тем, для 1996-1997 гг. становится характерным рост интереса портфельных инвесторов к российским акциям. Хотя концентрация интереса на наиболее ликвидных «blue chips» сохраняется, существует явная тенденция к распространению интересов профессиональных участников рынка на акции компаний “второго эшелона”.
По имеющимся оценкам, в 1997 г. предпочтение отдается тем акциям “второго эшелона”, которые получают высокую оценку по основным критериям инвестиционной привлекательности: степень информационной открытости; качество услуг депозитария-реестродержателя; степень распределенности уставного капитала (если структура устойчива, то это часто снижает интерес к компании); позиция руководства по отношению к сторонним акционерам; развитость местного фондового рынка; приемлемость финансово-экономических показателей.
Наиболее важным фактором считается степень информационной открытости эмитента. Как правило, благополучная в этом плане компания позитивно относится и к сторонним инвесторам. Так, многие региональные компании энергетики и связи имеют в своем составе иностранных акционеров.
В целом можно отметить следующую тенденцию: если ранее инвестиции осуществлялись “в Россию”, то в 1996-1997 гг. больше внимания уделяется конкретным перспективам конкретных компаний. Это означает, во-первых, что имеется значительная база для дальнейшего расширения ликвидности российского рынка. Во-вторых, именно конкретная информация о деятельности корпораций (прибыль, совместные проекты, выпуск ADR и др.) становится существенной для развития рынка их акций.
Несмотря на сохраняющиеся инвестиционные риски, в 1996 - сентябре 1997 гг. российский рынок акций развивался быстрыми темпами. Прирост российского фондового индекса (индекс IFC) в 1996 г. составил 153%, что значительно выше, чем у ближайших (по динамике роста) конкурентов: Венесуэла - 114%, Венгрия - 97%. Таким образом, российский рынок корпоративных ценных бумаг в 1996 г. показал максимальный темп роста из всех мировых развивающихся рынков. По итогам 1996 г. вложения, например, в акции компании Лукойл обеспечили инвесторам 163% годовых в валюте, Мосэнерго - 367%, Сургутнефтегаз - 440%.
Для 1996 - сентября 1997 гг. характерна - при заметных колебаниях - явная общая повышательная тенденция как в динамике индексов курсов акций и объемов торговли, так и в росте капитализации российского рынка.
В январе-августе 1997 г. наблюдался значительный рост котировок практически по всем видам наиболее ликвидных ценных бумаг российских эмитентов. Это было обусловлено, в том числе, приходом новых групп российских и иностранных инвесторов на рынок корпоративных ценных бумаг, что связывалось со снижением темпов инфляции и падением доходности других секторов финансового рынка. Мощный подъем рынка затронул акции предприятий практически всех отраслей.
При этом, характерным является тот факт, что наряду с традиционно высоколиквидными и пользующимися высоким спросом бумагами “blue chips” быстро росли в цене и акции так называемого “второго эшелона”, в особенности предприятий региональной энергетики и связи. Этому способствовала и активизация торговли в РТС-2, в листинг которой входит большое число региональных компаний, в том числе из отраслей телекоммуникации и энергетики.
В 1996 - первой половине 1997 г. произошел существенный (в 4,5 раза) рост капитализации российского фондового рынка: с 15 млрд. долларов США до 68 млрд. долларов (без учета сделок по акциям РАО “Газпром” - 54 млрд. долларов). Тенденция роста сохранялась в течение лета 1997 года. По некоторым экспертным оценкам, в середине сентября 1997 г. капитализация составила около 100-105 млрд. долл. (в том числе около 30 млрд. - нефтяные компании, около 40 млрд. - энергетика и связь, около 25 млрд. - РАО “Газпром” по внутренним ценам).
Рассматривая капитализацию российского рынка акций, необходимо принимать во внимание, что из более чем 50 000 открытых акционерных обществ России (в т.ч. 30 000 созданных в процессе приватизации) какую-либо рыночную котировку имели акции лишь немногих - не более 150 предприятий. Реальная капитализация российского рынка выше этих оценок, но из-за низкой ликвидности акций оценить ее не представляется возможным.
Для первой половины 1997 г. характерен приток “свежего” иностранного капитала на российский фондовый рынок и что важно - консервативных инвесторов. При этом сохраняется значительная зависимость конъюнктуры рынка акций от заказов иностранных инвесторов, предъявляющих основной спрос на бумаги тех или иных предприятий. Портфельные инвестиции глобальных фондов, в свою очередь, носят цикличный характер в зависимости от сроков и объемов выделенных “на Россию” средств и политической конъюнктуры. Так, например, резкий рост котировок российских “голубых фишек” в июле 1997 г. связан, в частности, с тем, что глобальные фонды подвели итоги своей деятельности за первое полугодие и увеличили лимиты инвестиций на одном из наиболее быстрорастущих рынков. Тем не менее, следует заметить, что устойчивый рост котировок в 1997 г. был также связан с притоком “свободных” российских денег.
Таким образом, рост котировок по большинству ценных бумаг, котирующихся на российском фондовом рынке, в 1997 году был вызван следующими основными причинами:
- снижение ссудного процента;
- продолжающаяся борьба финансовых групп и банков за перераспределение собственности;
- определенная политическая и макроэкономическая стабилизация в 1997 г.;
- вызванный перечисленными выше факторами приток иностранных инвестиций;
- перераспределение финансовых портфелей в связи со снижением уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Финансовый кризис, начавшийся осенью 1997 г., наложил свой отпечаток на перспективы развития российского рынка корпоративных ценных бумаг.
Среди причин более чем 30-процентного падения капитализации рынка (до уровня мая 1997 г.) можно выделить целый комплекс тенденций (часто противоречивых):
- общий отток капитала с развивающихся рынков, “спровоцированный” азиатским кризисом;
- “внутренняя” реакция на динамику индекса Доу-Джонса (хотя корреляция динамики американского и российских индексов очевидна, есть разные точки зрения относительно причин их однонаправленности);
- сезонный фактор, связанный со стандартной фиксацией прибыли инвесторами в конце финансового года;
- изъятие средств из корпоративных ценных бумаг, обусловленное общими опасениями падения курса рубля в условиях общего кризиса российского финансового рынка;
- политика правительства и Центрального банка - приоритет валютного курса и рынка госбумаг - не могла одновременно учитывать интересы корпоративного сегмента. При этом следует отметить и неоднозначную оценку экономическими агентами новой курсовой политики и повышения учетной ставки;
- отсутствие ограничений на репатриацию прибыли нерезидентами с корпоративного сегмента российского рынка ценных бумаг (в отличие от рынка ГКО и ОФЗ);
- масштабная переориентация российских банков на наиболее ликвидные корпоративные бумаги с весны 1997 г. в расчете на сравнительно высокую доходность, что обусловило (по некоторым оценкам) конъюнктурный “перегрев” рынка к ноябрю 1997 г.;
- спланированный “обвал” рынка со стороны нескольких глобальных фондов (это гипотеза, но, как известно, дыма без огня не бывает);
- общий психологический фактор цепной реакции на рынке (сброс акций) в условиях нестабильности и неопределенности.
Однако основной причиной обвала курсов на российском фондовом рынке, по-видимому, являлся интенсивный отток средств западных инвесторов. Так, в соответствии с данными ЦБ РФ с октября 1997 по февраль 1998 года чистый отток средств нерезидентов с российских финансовых рынков составил около 2 млрд. долларов. По другим оценкам, эти цифры заметно выше – 7,8 млрд. долларов.
О масштабах биржевого спада можно судить по следующим данным: с 6 октября (максимальное значение индекса РТС-1 – 571,7) по 19 декабря 1997 г. падение фондового индекса РТС-1 составило 37,8%, что сильно превосходило падение курсов в большинстве других стран.
Наибольшее снижение котировок среди акций, пользовавшихся наибольшим спросом с конца октября 1997 года наблюдалось по бумагам "Колэнерго", "Норильский никель", "ЕЭС России", "Иркутскэнерго", "Мегионнефтегаз", "Сбербанк РФ" и "Ростелеком". Наименьшее снижение продемонстрировала цена акций нефтяной компании "Лукойл". По-видимому, это в значительной степени было связано с информацией о намечающемся альянсе "Лукойла", "РАО Газпром", и "Shell" на предстоящем аукционе по "Роснефти".
В начале 1998 г. последовало новое падение курсов. Так с 6 по 28 января 1998 года падение курсов составило около 28%. В качестве "внешних" причин обострения кризиса можно выделить быструю девальвацию валют Юго-Восточной Азии в начале 1998 года, снижение крупнейших азиатских фондовых индексов и, как следствие, ослабление финансовой устойчивости инвестиционных компаний данного региона, закрывавших свои позиции на Emerging Markets, в том числе в России. К тому же на отрицательное движение курсов акций, выпущенных нефтяными компаниями, играющих столь важную роль на российском фондовом рынке, чрезвычайно неблагоприятно сказалось падение цены на нефть на мировых рынках. Среди внутренних причин, связанных между собой как экономически, так и психологически, можно выделить существенные колебания на российском валютном рынке и рынке государственных долгов.
Падение цен на фондовом рынке с 6 января по 28 января 1998 г. принесло снижение индекса РТС еще на 28%. Особенно сильно (на 50-70%) упали акции некоторых нефтяных компаний ("Томскнефть", "Сургутнефтегаз" и др.)
Получив заказы иностранных инвесторов на продажу значительных клиентских пакетов и, понимая, что рыночные курсы акций в ближайшее время продавят "линию поддержки", инвестиционные дилеры сами продавали акции, способствуя тем самым нарастанию кризиса.
К февралю 1998 г. паника на российских фондовых рынках в основном улеглась и размах колебаний цен значительно сократился. Общая коррекция курсов обнаруживалась, в частности, в том, что акции некоторых энергетических компаний начали выбираться из "ямы". В целом на протяжении февраля индекс РТС-1 обнаружил явные положительные тенденции.
Анализируя оба этапа биржевых спадов, нетрудно заметить, что по масштабам падения биржевых курсов российский фондовый рынок вышел на одно из первых мест в мире. Такая глубина кризиса в большей мере была порождена предшествующим интенсивным биржевым бумом в России, а также паникой, вызванной быстрым сокращением валютных резервов, и существенной переоценкой доллара на форвардных рынках в конце 1997 г. и особенно в начале 1998 г.
Достигнув минимального уровня цен в конце января 1998 г., рынок сначала застыл, а затем понемногу начал оправляться. Реакция российского рынка на мировые события была достаточно сильно выражена, и некоторая стабилизация ситуации в мире способствовала повышению котировок российских акций. Однако события, происходившие в то время внутри страны, практически не давали инвесторам поводов для оптимизма. Наиболее остро встала проблема ГКО: эмитент испытывал значительные трудности при размещении новых серий, в связи с чем для погашения «старых» приходилось прибегать к помощи госбюджета. ЦБ пытался «снять» остроту проблемы, прибегая к такому средству, как манипулирование учетными ставками, однако если в начале года это давало определенные положительные результаты, то к середине года стало ясно, что повышение ставки рефинансирования не дает ожидаемого эффекта. Да это и понятно: регулирование экономических отношений в России только рыночными инструментами не могло сколько-нибудь существенно повлиять на них. Спрос на российские ценные бумаги продолжал оставаться в основном спекулятивным, а количество заказов инвесторов было незначительным.
Положительная коррекция рынка акций продолжалась примерно до середины марта, когда отставка правительства разом перечеркнула появившиеся было надежды на продолжение повышения котировок (кризис 1998 года) С тех пор котировки акций беспрерывно падали, продавливая все новые и новые уровни поддержки. Падение цен акций сопровождалось снижением ликвидности рынка и падением объемов торгов. Так, если в 1-м квартале 1998 г. средний дневной объем торгов в РТС составлял 72 млн. деноминированных рублей, то во 2-м квартале этот показатель снизился до 50 млн. рублей
Политическая неопределенность на длительный период дестабилизировала финансовый рынок. Однако и появление определенности с составом российского правительства способствовало очень непродолжительному улучшению ситуации. В мае ситуация в сфере государственных финансов вновь обострилась, участники рынка заговорили о грядущем кризисе банковской системы, неизбежности девальвации рубля и крахе рынка ГКО. Ситуация усугублялась новым ухудшением ситуации в мире и обострением социально-политической обстановки в России.
В качестве средства, способного смягчить остроту финансового кризиса, назывались кредиты международных финансовых организаций. Однако, опасаясь, что кризис в России может привести к необратимым последствиям, главный кредитор страны - МВФ - старался всеми способами избежать вопроса о новых займах.
Еще одним способом привлечения денег в бюджет являлось проведение инвестиционных конкурсов по продаже государственной собственности. Однако в условиях паники на финансовом рынке запланированная продажа пакета акций «Роснефти» оказалась невозможной, что не позволило бюджету получить деньги, на которые он сильно рассчитывал.
Повышение учетной ставки ЦБ до 150% в конце мая могло свидетельствовать лишь об одном - монетарная политика Центрального банка зашла в тупик. Но если реакция фондового рынка на рост учетной ставки не была ярко выраженной, то на «развале» срочного рынка это не могло не отразиться.
1 июня 1998 года в связи с невозможностью осуществления платежей по заявкам брокерских фирм были прекращены торги на Российской бирже, а собрание кредиторов биржи, состоявшееся 4 июня, приняло решение не возобновлять биржевые торги. Это привело к стремительному падению котировок акций, которые достигли своих минимальных с начала года отметок, а также к ухудшению прогнозов международных рейтинговых агентств относительно будущей кредитоспособности России.
Надежды на то, что краха финансовой системы России удастся избежать, становились все более призрачными. Напряженность вокруг принятия Государственной думой пакета антикризисных законов и серьезные проблемы на рынке ГКО, угроза девальвации рубля не способствовали улучшению ситуации на фондовом рынке. Ожидания его участников теперь были связаны с тем, что кризис удастся немного «сгладить». Оптимисты уповали на международных кредиторов, надеясь, что «залатать» основные дыры в бюджете удастся с помощью внешних займов. Поэтому достижение договоренности с западными инвестиционными институтами о предоставлении финансовой помощи стало поводом к повышению котировок акций.
Выделение первого транша стабилизационного кредита МВФ в июле 1998 года на короткое время вызвало спекулятивный рост котировок акций. Однако, по существу, ситуация в экономике страны не улучшилась, об использовании денег МВФ ходили самые разноречивые слухи, а выделение остальных займов ставилось в полную зависимость от выполнения российским правительством поставленных МВФ условий. Следует отметить и такой малоприятный факт, что с выделением стабилизационного кредита внешняя задолженность РФ выросла до 150 млрд. долларов.
В середине июля 1998 года была предпринята попытка реструктурировать часть долга по ГКО путем их конвертации в среднесрочные и долгосрочные валютные облигации. Несмотря на то, что обмен части ГКО позволил снять основную нагрузку по выплатам с августа-сентября, перенеся ее на несколько лет, он не мог способствовать существенному улучшению ситуации в секторе внутреннего долга.
В конце июля - начале августа индекс РТС достиг критического уровня - 100 пунктов. Именно с этого уровня в 1995 г. начался расчет индекса этой торговой системы. Таким образом, с января по август индекс российского фондового рынка упал в 4 раза, а объемы торгов в РТС сократились в 6 - 8 раз.
Начало августа 1998 года характеризовалось усилением кризисных явлений на валютном рынке, что выразилось в ажиотажном спросе на валюту и существенном росте курса доллара. Потеря ликвидности многими банками привела к началу крупномасштабного межбанковского кризиса. «Подлило масла в огонь» письмо Дж. Сороса, опубликованное в газете Financial Times, в котором говорилось, что финансовые рынки России достигли финальной стадии, в связи с чем российскому правительству придется девальвировать рубль на 15 - 25% и ввести его жесткую привязку к доллару или евро. На очередное ухудшение ситуации в России откликнулись и влиятельные международные рейтинговые агентства, которые в очередной раз понизили кредитный рейтинг РФ.
Кульминацией финансового кризиса стало заявление правительства от 17 августа о новой экономической политике, которая предусматривала расширение границ валютного коридора, объявление моратория на погашение внешних долгов и «замораживание» рынка ГКО. После такого заявления правительство должно было уйти в отставку, что и случилось. Таким образом, финансовый кризис вновь усугубился политическим.
Но фондовому рынку к этому времени уже ничего не угрожало. То, что от него осталось, сложно было назвать рынком: объемы торгов в РТС сократились до 0,5 - 1 млн. рублей, индекс прекратил падение лишь на отметке около 40 пунктов.
Ситуация на рынке акций вынудила основные торговые площадки внести изменения в правила торговли. Так, если согласно старой редакции правил торговли в РТС, максимальное отклонение от лучшей цены на покупку или продажу не должно было превышать 10%, то теперь это ограничение было снято, также как и обязательство участников торговли непрерывно поддерживать как минимум три односторонние котировки. Маркет-мейкеры, вплоть до специального решения совета директоров РТС, были уравнены в правах с участниками торговли, вместо этого введен институт первичных участников торговли. Аналогичные изменения в правилах проведения торгов произошли и на ММВБ.
В течение последующих 4 месяцев рынок акций характеризовался отсутствием как спроса, так и предложения, низкой ликвидностью, вялой динамикой котировок, отсутствием выраженной реакции на поступающие новости. Участники торговли воздерживались от заключения сделок как в связи с многократно возросшими рисками (на рынке упорно циркулировали слухи о возможной национализации некоторых предприятий), так и в связи с низкими ценовыми уровнями.
В ноябре - декабре 1998 г. основной проблемой стал вопрос о реструктуризации ГКО. В реструктуризации ГКО правительство пошло на уступку иностранным инвесторам, разрешив вкладывать рублевые средства, полученные от реструктуризации ГКО, в акции российских предприятий в связи с тем, что некоторые представители западных банков не были удовлетворены предложенной ранее схемой репатриации средств. Было предложено продавать акции предприятий иностранным инвесторам на специальных торговых сессиях, которые будут проходить на ММВБ, причем Центральный банк будет осуществлять за этими торгами строгий контроль на основе позиций валютного регулирования.
В начале ноября российское правительство приняло решение провести аукцион по продаже пакета акций «Газпрома», проведению которого летом того же года помешал финансовый кризис. Информация о предстоящем аукционе стала стимулом к повышению котировок акций «Газпрома», который «потянул» за собой весь остальной рынок. Было решено продать 5% акций «Газпрома» двумя лотами, причем перепродажа акций и их использование в качестве других финансовых инструментов в течение пяти лет была запрещена. Первый лот в размере 2,5% уставного капитала был оценен в 651,021 млн. долларов. До последнего момента были сомнения в том, что в конце года найдется покупатель пакета акций «Газпрома», причем по цене, значительно превышающей стоимость акций компании как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В конце декабря был объявлен победитель аукциона, им оказался стратегический партнер «Газпрома» - немецкая компания «Ruhrgas AG». Как и ожидалось, цена продажи пакета акций российского газового концерна оказалась ненамного выше стартовой, составив 660 млн. долларов, или более 13 млрд. рублей, что, тем не менее, позволило госбюджету получить значительную сумму, а Центральному банку РФ - снизить объем денежной эмиссии.
К концу 1998 года ситуация на рынке акций мало изменилась по сравнению с началом осени. Но все же следует отметить некоторое увеличение объемов торгов на рынке в связи с частичной нормализацией платежной системы страны, а также повышение котировок по сравнению со своим минимальным уровнем, который был отмечен в конце сентября - начале ноября.
За первое полугодие 1999 г. котировки российских акций продемонстрировали некоторый рост. Индекс РТС-1 вырос до 130 пунктов, тем самым за первую половину 1999 г. - на 108,4%. За первую половину 1999 г. объем заключенных в РТС сделок составил 950 млн. долларов - лишь 12,7% от оборота, зарегистрированного в РТС за первые шесть месяцев 1998 года.
Среди факторов, оказавших в первой половине 1999 года наиболее значимое влияние на российский рынок акций, следует выделить следующие:
Во-первых, в отношениях между Правительством РФ и руководством МВФ имел место определенный прогресс. На прошедшей в начале июня в Санкт-Петербурге встрече С. Степашина и М. Камдессю были сделаны заявления, подтверждающие намерения сторон продолжить работу по реализации программы кредитования России. Между тем уповать же только на МВФ для России было бы неразумно, что связано с позицией нового руководителя МВФ Хорста Кёлера.
Несмотря на отклонение законопроекта о налоге на автозаправочные станции, в июне 1999 года Государственная Дума в целом поддержала правительственный пакет законопроектов. Среди них можно назвать законопроект о внесении поправок в первую часть Налогового кодекса, законопроект о реструктуризации кредитных организаций, законопроект, предоставляющий ЦБ РФ право выпуска собственных облигаций, законопроект о дифференцированном налоге на владельцев автомобилей с объемом двигателя свыше 2,5 литров, законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О Государственной налоговой службе РФ" и т.д.
Во-вторых, во второй половине июня в Нью-Йорке министр финансов М. Касьянов достиг предварительной договоренности с крупнейшими западными кредиторами о предоставлении отсрочки России по долгам бывшего СССР. Это несколько улучшило настроение портфельных инвесторов, в том числе и на рынке акций, несмотря на снижение рейтинга облигаций (в которые переоформлен долг России лондонскому клубу (IAN)) агентством Fitch IBCA с уровня CC до DD.
В-третьих, с 23 июня иностранным инвесторам была предоставлена возможность покупать акции российских компаний за счет средств, поступивших от погашения ГКО и ОФЗ. Кроме того, нерезидентам разрешено участвовать на первичном размещении корпоративных облигаций и покупать их на вторичном рынке на ММВБ.
В-четвертых, в конце лета 1999 г. были проведены годовые собрания акционеров РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", "ЛУКойла", "Ростелекома", "Татнефти", "Аэрофлота" и т.д. В предверии этих событий рынок продемонстрировал повышение спекулятивного спроса на акции данных компаний.
В-пятых, продолжился рост цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. Что на 40%-50% обеспечило России положительное сальдо внешней торговли. Напомню, что в 1999 году оно составило 40 млрд. долларов США.
-
Глава 3. Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России.
Приведенные цифры красноречиво говорят о том, что осенью 1998 г. российский рынок ценных бумаг оказался в состоянии глубокого кризиса, что было связано как с влиянием ряда неблагоприятных факторов, так и с ошибочными действиями российского руководства. Кризис фондового рынка способствовал развитию кризиса банковской системы, что в конечном счете способствовало углублению кризиса всей экономики страны.
Для преодоления последствий экономического и финансового кризиса требуется прежде всего произвести реструктуризацию внутреннего и внешнего государственного долга, так как осуществлять выплаты по долгу страна оказалась не в состоянии. 30 ноября 1998 г. была достигнута договоренность Минфина о реструктуризации ГКО с так называемым Московским клубом кредиторов (МКК). В МКК, который был создан в октябре 1998 г. для защиты интересов держателей ГКО и субфедеральных облигаций, входят: Национальная ассоциация участников фондового рынка. Профессиональная организация регистраторов и депозитариев, Всероссийский союз страховщиков, Профессиональная лига негосударственных пенсионных фондов. Совет управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и Международная конфедерация обществ потребителей. Базовая схема реструктуризации, предложенная банкам и кредитным организациям, предусматривает погашение ГКО и ОФЗ по следующим правилам: 10% — деньгами, 20% — инвестиционными бумагами и 70% — доходными бумагами. Владельцы облигаций, которых государство обязывало хранить часть средств в ГКО, получат вложенные ими средства по схеме: 30% — деньгами, 20% — инвестиционными бумагами и 50% — доходными бумагами. Физические лица и так называемые «социальные инвесторы» (фонды обязательного медицинского страхования, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, все некоммерческие организации) могут делать выбор между схемой полного погашения ГКО по графику или провести реструктуризацию по схеме второй группы инвесторов. Что касается западных инвесторов, то на обмен «замороженных» ГКО на новые бумаги к апрелю 1999 г. дали свое согласие такие крупные держатели, как банк «Лионский кредит», «Чейз Манхеттен» и «Дойче банк».
В настоящее время рынок ценных бумаг в России является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным, биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые и поглащают основной поток ценных бумаг.
Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при развитии следующих условий:
продуманной процедуре приватизации предприятий, поскольку как отмечалось мною выше, созданные в ее ходе акционерные общества в большинстве своем не отвечают обычно предъявляемым к ним инвесторами требованиям;
создании солидных посредников, которые могли бы осуществлять посредническую деятельность между эмитентами и инвесторами в том числе в качестве профессиональных консультантов, способных анализировать ситуацию и давать рекомендации, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;
более широкой реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;
главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих банков — функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.
В мировой практике сложилось два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на предоставлении среднесрочных и долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуществляют и тот, и другой вид операций.
• Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на "переработке" старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется прежде всего огромным объемом эмитируемых ценных бумаг.
Следует отметить, что фондовые биржи имеют несколько рынков. В будущем при условии создания как крупного акционированного корпоративного сектора, так и мелкого акционированного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких компаний, в зависимости от их финансового состояния, — на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.
Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ — пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).
• Другая негативная сторона существующего рынка ценных бумаг в России — отсутствие эффективной его законодательно-правовой базы, который продолжает функционировать на основании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Правительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.
Наличие относительно рыхлого законодательного регулирования привело к серьезным мошенничествам в 1993 — 1994 гг., что вынудило преобразовать Комиссию по ценным бумагам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ.
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг преобразована в Государственный Комитет РФ по рынку ценных бумаг.
В 1995 — 1996 гг. на рынке ценных бумаг преобладают государственные ценные бумаги. В перспективе их значение, так же, как и займов местных органов самоуправления, должно возрасти наряду с повышением роли корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций и других инструментов финансового рынка).
Выход страны из экономического и финансового кризиса непосредственно связан с решением таких проблем, как: оздоровление и реструктуризация банковской системы; совершенствование налоговой системы с целью повышения уровня сбора налогов и создания условий для развития реального сектора экономики; сокращение дефицита государственного бюджета; уменьшение и ликвидация дефицита платежного баланса; стабилизация курса российского рубля; решение проблемы неплатежей.
Для восстановления фондового рынка и его дальнейшего развития необходимо также осуществить ряд мер, направленных на совершенствование всей системы функционирования рынка ценных бумаг. В числе важнейших мер могут быть названы следующие:
- необходимость разработки новой концепции рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам страны;
- совершенствование законодательной и нормативной базы и строгий контроль над соблюдением действующего законодательства;
- обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;
- недопущение ущемления прав инвесторов и обеспечение их финансовой безопасности;
- эффективное управление государственными пакетами акций акционерных обществ.
Восстановление и развитие российского фондового рынка и российской экономики в целом непосредственно зависит не от решения финансовых проблем, включая изменения в количестве и качестве госбумаг, а от способности Правительства решать структурные проблемы российской экономики. Мне представляется, что в условиях нестабильности политической ситуации, отсутствия четкой экономической программы и наличия целого ряда нерешенных проблем на это потребуется несколько лет.
Подытоживая работу, можно сказать следующее:
Я рассмотрел теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг, суть которых сводится к тому, что рынок ценных бумаг, являясь составной частью финансового рынка, иногда выходящего за рамки национального, обеспечивая движение финансового капитала, является по своей сути источником ресурсов для капитала промышленного. Более того, рынок ценных бумаг способствует капитализации финансовых ресурсов.
Ценные бумаги – финансовый инструмент рынка ценных бумаг – выступают в роли товара особого рода. Обладая двойственной природой – имущественное право как титул собственности и как отношения займа – ценные бумаги являются отражением реального работающего капитала, принося их владельцу доход.
Таким образом, ценные бумаги и рынок, инструментом которого они являются, в совокупности представляют собой одно из жизненно необходимых звеньев всего экономического механизма страны.
За последнее десятилетие рынок ценных бумаг в России интенсивно развивался. Однако главенствующее место на нем, как это ни прискорбно звучит, до сих пор остаются государственные ценные бумаги: отчасти благодаря безграмотной политики правительства в отношении приватизации, отчасти - в вопросах формирования и расходования бюджета.
За период 1999 – 2000 годов рынок постепенно оправляется от последствий кризиса, новое правительство формирует экономическую политику, затрагивающую и, рассматриваемый здесь, рынок ценных бумаг. Как мы убедились, накопилось огромное количество проблем, которые необходимо решить для того, чтобы ценные бумаги выполняли свою главную экономическую функцию, а не служили бы лишь средством «латания дыр» государственного бюджета.
Список используемой литературы
Нормативный материал:
1. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.)
3. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 01.07.96г. №1008
4. Письмо ЦБР от 5 августа 1997 г. N 72-97 Об осуществлении кредитными организациями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
5. Письмо ЦБР от 10 августа 1998 г. N 03-34-3/3320 "Об операциях Дилеров на рынке ГКО-ОФЗ, содержащих признаки нарушений законодательства о рынке ценных бумаг"
6. Письмо Минфина РФ от 18 августа 1993 г. N 5-1-06 "О биржевой деятельности"
7. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 мая 1999 г. N 445-р "Об условиях возобновления торгов Некоммерческим партнерством "Торговая система РТС" 12 мая 1999 года"
1. «Ценные бумаги. Учебник» /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.
2. В.А. Лялин, П.В. Воробьев «Ценные бумаги и фондовая биржа». – М.: Филинъ, 2000г.
3. «Приватизация по-российски»./Под ред. А. Чубайса – М.:Вагриус, 1999г.
4. Фельдман А.А. «Государственные ценные бумаги». – М.: Инфра-М, 1998г.
5. Агарков М.М. «Учение о ценных бумагах». – М.: Финансы и статистика, 1993г.
6. Н.В. Мещерова «Организованные рынки ценных бумаг». – М.: Логос, 1999г.
7. Малшевский Д. «Российский рынок ценных бумаг в конце 1997 года: Последствия кризиса»// Рынок ценных бумаг. – 1998г. – №2 – с.5-8
8. Шадрин А. «Перспективы трансформации российского финансового рынка»// Рынок ценных бумаг. – 1999г. - №2 – с. 9-13.