Цели и стандарты макроэкономической политики и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Макроэкономика как наука зародилась в 1930-е годы XX столетия. Ее основателем считается Джон Мейнард Кейнс, который первым предпринял попытку разобраться в экономическом механизме, породившем Великую депрессию.

Содержание

Рецензия 2
Вступление 4
Макроэкономическая политика: необходимость и цели 5
Инструменты макроэкономической политики 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     SP0 - сумма цен потребительских товаров  за прошедший период;

     SP1 - сумма цен потребительских товаров за текущий период.

     Весь  ЧНП состоит из товаров и услуг  личного и производственного  потребления. Товары и услуги, произведенные  для личного потребления, называются потребительскими товарами, а цены, устанавливаемые на них - потребительскими ценами.

     Необходимо  отметить, что круг потребительских  товаров включает ряд продуктов, необходимых для нормального  потребления. Их минимальный набор  называют «потребительской корзиной» (SP). Расчет потребительской корзины  служит для определения минимальной заработной платы, пенсии, пособия и других социальных выплат, контролируемых или осуществляемых государством.

     С помощью расчета потребительской  корзины определяется уровень инфляции.

     Чистый  национальный продукт включает прибыли  предприятий и фонд заработной платы.

     После уплаты налогов на фонд заработной платы население получает личный доход в виде номинальной заработной платы - сумму наличных денег.

     Личный  доход - это не та сумма денег, которые  человек может потратить, т. к. в  обществе существуют налоги и обязательные платежи, которые должен выплатить каждый получатель дохода.

     Если  вычесть все налоги и обязательные платежи, прибавить прямые трансферты, то таким образом мы получим располагаемый  доход, т. е. сумму денег, которую  человек может расходовать по своему усмотрению.

     Кроме прямых трансфертов в виде пенсий, стипендий, существуют косвенные трансфертные платежи в виде поддержания социально  низких цен на ряд продуктов, на транспорт, медицину, образование, чтобы сделать  эти блага более доступными.

     Под прямыми и косвенными трансфертами понимаются государственные расходы  для поддержания нормального  жизненного уровня различных категорий  населения, осуществляемые без учета  затрат труда.

     На  располагаемый доход также оказывает  влияние ряд факторов: самообслуживание; самообеспечение; теневая экономика; экология; досуг.

     Например, самообслуживание и самообеспечение  приводят к увеличению располагаемого дохода на основе создания услуг для  себя (стирка) или продуктов (овощи  и фрукты, выращенные на даче).

     Ухудшение экологических показателей среды, наоборот, приводит к увеличению затрат, связанных с поддержанием здоровья. 

 

Инструменты макроэкономической политики

 

     Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

     К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

     Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым относятся  устанавливаемые виды налогов и  платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

     Предприятиям  и организациям также приходится выплачивать различные сборы  во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.

     Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли  и предприятия имеют различные  льготы:

     - промышленность – свыше 50 %;

     - строительство – менее 10 %;

     - торговля и общественное питание – менее 5 %;

     - сельское хозяйство – менее  3 %.

     Кроме того, ряд налогов и неналоговых  платежей включены в выручку и  себестоимость.

     Многие  предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

     Все эти недостатки обуславливают необходимость  пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:

     - введение общепринятых правовых  норм и принципов налогообложения  и построения бюджетной системы;

     - снижение общего уровня налогообложения  посредством пересмотра ставок  налогов и прогрессивности шкал  налогообложения;

     - повышение роли стимулирующей функции налогов;

     - модернизация методов расчета,  механизмов и принципов взимания  налогов;

     - принятия мер по повышению  уровня собираемости налогов;

     - создание сопоставимых налоговых  законодательств, позволяющих обеспечить  равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;

     - сокращение бюджетных расходов (непроизводительных  затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);

     - реструктуризация внешнего долга,  внешних источников финансирования  расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование не инфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;

     - использование практики бюджетного  ограничения. Направление бюджетных  средств на селективную социальную  защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.

     Под денежно-кредитной (монетарной) политикой  понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

     - устойчивые темпы роста национального  производства;

     - стабильные цены;

     - высокий уровень занятости населения;

     - равновесие платежного баланса.

     Осуществляет  денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

     Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и  селективные. Общие воздействуют практически  на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:

     - операции на открытом рынке;

     - изменение резервной нормы;

     - изменение учетной ставки.

     Операции  на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный  банк может влиять на объем имеющихся  у банков свободных резервов, а  значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.

     Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные  ценные бумаги на открытом рынке. При  покупке их коммерческими банками  он списывает соответствующую сумму  с резервных счетов этих банков.

     Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

     Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.

     В зависимости от состояния экономики  страны проводится политика «дорогих»  или «дешевых» денег. Во время  инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.

     В период спада, для стимулирования деловой  активности, проводится политика «дешевых»  денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный  банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

     Социальная  политика – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.

     В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом  развитии общества, Это утверждение  определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают:

     - политика занятости населения;

     - регулирование его доходов;

     - обеспечение социальной защиты  и др.

     Политика  занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и  регулирует занятость населения. Что  находит свое отражение в обеспечении  гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих  мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

Информация о работе Цели и стандарты макроэкономической политики и их классификация