Цели и пути создания предприятий с иностранными инвестициями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа внеш.эконом..doc

— 136.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

      Проблема  инвестиций в нашей стране настолько  актуальна, что разговоры о них  не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях  в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.

      Российские  же потенциальные инвесторы давно  уже не доверяют правительству, это  недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения  к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

      Капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъем производства, то есть возрождение экономики России.

     Задачами  данной работы являются рассмотрение целей создания предприятий с иностранными инвестициями, управление данного вида предприятиями, определение их экономической эффективности. Целью же данной работы можно назвать оценку перспектив развития предприятий с иностранными инвестициями на территории России.

 

1.Цели  создания предприятия с иностранными  инвестициями.

    Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала и интеллектуальной собственности  зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и  другие отрасли экономики с целью получения прибыли и  достижения положительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

    Само  инвестиционное сотрудничество можно  толковать по-разному, в частности, как вид международных экономических  отношений, включающих три типа инвестиций:

  • реальные (долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства), среди которых особо выделяются прямые инвестиции;
  • финансовые (портфельные, охватывающие международную кредитно-финансовую деятельность, включая операции с ценными бумагами);
  • интеллектуальные (подготовка курсов, передача опыта, лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки).

    В экономической литературе существует и другая классификация инвестиций: прямые, портфельные, прочие. В принципе обе имеют схожий смысл, различается  лишь выделение интеллектуальных инвестиций, называемых во втором делении просто прочими. Прямые инвестиции, являясь, в том числе и реальными, преобразуются в форму совместных предприятий. Именно с появлением прямых иностранных инвестиций чаще всего связан вопрос о создании предприятий с иностранными инвестициями. Капиталовложения иностранных инвесторов, вливаясь в экономику страны в виде прямых инвестиций, содействуют формированию уставного фонда и основных средств предприятий с участием иностранных инвестиций, а именно совместных предприятий, инвесторы – участники предприятия получают свое право на соответствующую степень управления компанией.

    Более точное описание места совместных предприятий  в системе иностранных инвестиций дает следующая схема (рис. 1).

Рис. 1. Место совместных предприятий в притоке иностранных инвестиций1 

    В странах с развитой рыночной экономикой, таких, как Германия, Англия, Швейцария, понятия "совместное предприятие" и "предприятие с участием прямых иностранных инвестиций" тесно  переплетаются. Это подтверждается даже тем фактом, что в системе статистической отчетности, которая наиболее полно представлена в государственной и банковской статистике западных стран, отсутствуют данные непосредственно о совместных предприятиях. Речь идет именно о прямых инвестициях, которые поступают от иностранных инвесторов в страну. С этой позиции рассматриваются и объемы инвестиций, вкладываемых напрямую в предприятия, образуя, таким образом, совместные предприятия с принимающей страной.

    Весьма  важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия, на базе которых развиваются все необходимые отрасли народного хозяйства, повышается эффективность производства, и выпускаются конкурентоспособные товары.

    Основными целями предприятий с иностранными инвестициями можно считать: формирование благоприятной экономической среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при  повышении  эффективности капитальных вложений.

      Инвестиционная  политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что обусловлено в основном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

      Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с  необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро:  экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов  делают  неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов  определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени  ориентировано на выпуск продукции  военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

    Для повышения  эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий.

    Сотрудничество  с зарубежными партнерами может  дать положительный эффект с точки  зрения освоения зарубежного опыта  управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

    Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если  с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым  вкладом в создание современной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Управление  предприятием с иностранными  инвестициями.

    При рассмотрении вопроса об управлении предприятием с иностранными инвестициями на первый план выходит проблема подбора персонала. Совместные предприятия восточноевропейских стран и Китая в отличие от западноевропейских стран имеют, как правило, достаточное количество сотрудников, которые могли бы быть вовлечены в процесс производства и сбыта продукции. Но, как отмечается специалистами, они должны сначала пройти обучение, повысить свою квалификацию в странах Западной Европы (если это страна-партнер) или непосредственно на месте своей работы с помощью высококвалифицированных специалистов соответствующей области. Речь идет в первую очередь о передаче знаний не в области производственно-технических ноу-хау, а в сфере рекламирования и сбыта продукции. При подборе персонала для предприятий с иностранными инвестиция предлагается передать инициативу целевой стране, где основывается совместное предприятие, а критерии по отбору кадров могут быть разработаны обеими сторонами совместно.

    Структуру управления предприятия с иностранными инвестициями можно представить следующим образом (рис. 1). 

Рис. 1. Примерная структура управления предприятия с иностранными инвестициями2 

    Она не существенно отличается от структуры  управления других предприятий подобной организационно-правовой формы (АО, ООО).

    Особое  значение для устойчивого функционирования совместных предприятий имеет выбор модели управления. В экономической литературе выделяются четыре основные модели управления3:

    1. Модель автономии. Подразумевается, что оба материнских предприятия, создающие совместное предприятие, решают общестратегические вопросы по политике ведения дел и процессу предпринимательства совместно, а решения на уровне оперативного управления принимаются менеджерами совместного предприятия. Лучшим образом эта модель реализуема, если на посты менеджеров назначаются специалисты, не работавшие ни в одной из сторон ранее. Преимущества этой модели в том, что она не требует больших затрат времени на дискуссии по принятию решений и уменьшает опасность возникновения конфликтов. Недостатком является потеря прямых возможностей оказания влияния со стороны материнских предприятий.

    2. Модель партнерская. Общестратегические вопросы решаются обоими партнерами по совместному предприятию. Оперативное управление переходит в руки одного из них, того, который осуществляет управление совместного предприятия как дочернего предприятия. Так как в этом случае происходит прямое влияние одного из партнеров, здесь требуются значительные затраты на координационные мероприятия. Для этой модели характерно также, что основные функции совместного предприятия принимает на себя один из партнеров.

    3. Модель разделения функций. Эта модель также предполагает, что принципиальные вопросы решаются обеими сторонами, а в сфере оперативного управления функции делятся между партнерами. Это может быть, например, разделение коммерческих и технических функций и др. Преимущество этой модели в том, что определенные функции может взять на себя та сторона, которая наиболее компетентна в соответствующих вопросах. Как недостаток можно назвать повышенную потребность согласования действий и наличие опасности возникновения конфликтов между партнерами.

    4. Модель полного консенсуса. Все вопросы как общестратегические, так и по отдельным видам деятельности (оперативное управление) должны решаться на основе консенсуса при участии обоих партнеров. Хотя в качестве преимущества данной модели называется обширный потенциал обоюдного сотрудничества, здесь высока вероятность возникновения продолжительных и конфликтных процессов принятия решений.

    В предприятиях с иностранными инвестициями роль ведущих менеджеров целесообразно передавать специалистам принимающей стороны – той, где располагается данное предприятие, так как они обладают более полными сведениями и знаниями ситуации на рынке, конкуренции, взаимоотношений с поставщиками и понимают местный менталитет. В качестве координатора может быть приглашен иностранный специалист или сотрудник, передающий опыт в коммерческой или технологической сфере.

    Таким образом, разработка организационного обеспечения образования и функционирования предприятия с иностранными инвестициями представляется одним из важнейших элементов при его создании, отвечающим наряду с правово-экономическими положениями за укрепление его стабильности и формирование высокого уровня конкурентоспособности в рамках отрасли и в целом на рынке. Особо значимыми факторами, влияющими на достижение успеха основания совместного предприятия, являются следующие:

  • тщательный выбор потенциального партнера,
  • подбор в проектную группу опытных, обученных сотрудников,
  • реальное представление о необходимом количестве инвестиций,
  • прочная поддержка партнера по совместному предприятию,
  • привлекательность совместного предприятия для партнера,
  • ориентирование  продукции  на рынок и  на возможности партнера,
  • управление   совместным   предприятием   путем  локального менеджмента,
  • предоставление партнеру по совместному предприятию места для применения собственного опыта,
  • хорошие контакты с общественностью и властями в целевой стране,
  • высокий уровень прагматизма, готовность к компромиссу, терпение,
  • всеохватывающие, структурированные подготовка и планирование.

Информация о работе Цели и пути создания предприятий с иностранными инвестициями