Цели и критерии социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Работа содержит 1 файл

Термин.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

Создание благоприятных  общих условий для развития деловой  активности. К таким условиям следует  отнести рыночную инфраструктуру, наличие  земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов  экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство  и др. 

В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции  по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения  новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляют прямую поддержку  новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры. 

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой  для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также  можно совершать целенаправленные действия — объединять и дробить  земельные участки, выкупать и продавать  их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении  земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой  деловой активности в регионе. 

Относительно самостоятельным  фактором экономического развития любого региона в последнее время  стал международный фактор: чем интенсивнее  международные связи, тем больший  импульс, как правило, получает экономическое  развитие региона. Содействие международным  связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным  и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом. 

Регулирование деловой  активности. Администрация формирует  побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых  для развития данного региона  решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов  либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований. 

Данные методы воздействия  на предпринимателей нередко подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут  к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообло­жения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из  вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет. 

В целом стратегия  налогового и прочего влияния  оказывается эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная  информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного  бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Более того, информация такого рода обычно утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса. 

В то же время особый налоговый режим для новых  инвестиционных проектов в современных  российских условиях позволяет достичь  весьма значимых результатов. Так, администрация  Новгородской области установила налоговые  льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем. 

К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительства  стало правилом строительство «с нагрузкой», когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при  условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций. 

Выделение соответствующих  зон использования земли для  жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы. 

Регулирование порядка  застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития. 

Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации  и частных организаций. Примерами  такого рода могут служить проекты  «Сити» и «Манежная площадь» в  Москве. Будучи масштаб­ными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов,  всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации. 

Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа  организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных  в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это  бесприбыльные организации, которые  могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести  местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями  приносит пользу региону в целом. 

Обеспечивая процесс  экономического развития региона, руководители местной администрации подчас действуют  как посредники, как «создатели коалиций», помощники реальных действующих  лиц, используя разнообразные подходы  к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с  привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей  региона. В такой кооперации с  руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса. 

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, как показано на рис. 7.3, являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации  и бизнеса (совместные проекты). 

Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое  развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов  и затрат, связанных с осуществлением программы. 

Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет  администрация, сама по себе функция  воздействия на развитие региона  обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.

Информация о работе Цели и критерии социально-экономического развития региона