Большая "Семерка "

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:20, реферат

Описание работы

«Семерка» ведущих стран мира в мировой экономике 2
Основные проблемы, решаемые большой семеркой
Россия в большой семерке
Заинтересованность России в участии в большой семерке
Выгоды от российской поддержки большой семерке
Попытки приостановить членства России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Большпая семерка Экономика.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

Введение 

«Семерка» ведущих  стран мира в мировой экономике                                               2

Основные проблемы, решаемые большой семеркой

Россия в большой  семерке

Заинтересованность  России в участии в большой  семерке

Выгоды от российской поддержки большой семерке

Попытки приостановить  членства России

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Семерка» ведущих  стран мира в мировой экономике

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с  развитой экономикой МВФ относит  прежде всего ведущие капиталистические  страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного  экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности  населения, высокого уровня совокупного  и удельного ВВП.

Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие  в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом  и научно-техническом отношении  страны Западной Европы, Австралия  и Новая Зеландия.

В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие  государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной  Азии) и Израиль. Их включение в  группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом  развитии в послевоенный период. Это  действительно уникальный пример в  мировой истории, когда абсолютно  ничего из себя не представляющие еще  в 1950-е гг. страны захватили мировое  экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в  важные мировые промышленные, научно-технические  и финансовые центры. Уровень ВВП  на душу населения, качество жизни в  странах-«драконах» и в Израиле  вплотную приблизились к показателям  ведущих развитых стран и в  ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в  рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием  свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических  отношений.

Развитые страны являются главной группой стран  в мировом хозяйстве. В конце 90-х  гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71% мировой  торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки»  приходится более 44% мирового ВВП, в  том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Большая семерка- это  регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих  стратегических политических и экономических  решений. С 1994 в экономических совещаниях на высшем уровне стран "Б.С." участвует  Россия, превратив "Б.С." в "Большую  восьмерку".

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА  (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет  своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более  широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или  даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним  из важнейших международных актеров  в современном мире. Она стоит  в одном ряду с такими «классическими»  международными организациями как  МВФ, ВТО, ОЭСР.

2. Основные проблемы, решаемые большой семеркой

«Большая семерка». Уникальное место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт — «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

Политическая острота  экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:

• пути оздоровления экономики;

• проблемы энергетики;

• международная  торговля;

• пути стабилизации валютной системы;

• отношения промышленно  развитых и развивающихся стран;

• проблемы стран  с переходной экономикой.

Усложнение проблем  в валютно-финансовой области вызвало  необходимость образования дополнительного  органа. В 1985 г. в Венеции была учреждена  отдельная группа министров финансов и управляющих центральными банками. Им вменено в обязанность ежегодно проводить анализ и сопоставление  целей экономической политики и  прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Ежегодные встречи  глав государств и правительств, министров  финансов семи ведущих западных стран  составляют важный элемент механизма  координации в мировой экономике. На них были достигнуты договоренности о стабилизации валютных курсов (соглашение в Ла Плаза в 1985 г. и Луврское соглашение 1987 г.), выработана долговая стратегия  в отношении беднейших стран  и стран со средним уровнем  доходов (Торонто, 1988 г., Париж, 1989 г., Кельн, 1999 г.), обозначены пути поддержки реформ в восточноевропейских странах (Париж, 1990 г.) и др.

  3. Россия в  большой семерке

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных  международных событий, приведших  к кризисным явлениям в мировой  экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской  финансовой системы и неудачные  попытки МВФ и МБРР реформировать  мировую валютную систему;

2) первое расширение  ЕС в 1972 и его последствия  для экономики Запада;

3) первый международный  нефтяной кризис октября 1973, приведший  к серьезным разногласиям западных  стран в отношении общей позиции  со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в  1974 как следствие нефтяного кризиса  экономическая рецессия в странах  ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией  и ростом безработицы. 

В этих условиях возникла потребность в новом механизме  согласования интересов ведущих  стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали  периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем  международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут  Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько  подходов к периодизации истории  «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в  развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень  амбициозные планы по развитию  экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает  внимание к неэкономическим вопросам  внешней политики;

3. 1989–1994 – первые  шаги после холодной войны:  перестройка стран Центральной  и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы  развития торговли и долгов. Появляются  такие новые темы как окружающая  среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита  в Галифаксе (1995) – современный  этап развития. Становление «Большой  восьмерки» (включение РФ). Реформирование  международных институтов («новый  мировой порядок).

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной  восьмеркой, когда «Большая семерка  плюс один» стала «Восьмеркой» –  вопрос о том, какую роль играла и  играет Россия в этой организации  вызывает большие споры до сих  пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом  появился более серьезный интерес  к этой теме, более уважительное и информированное отношение  со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали  приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило  в формате «7+1». В апреле 1996 в  Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А  весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам  мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив  России формальное право полноправного  участия в этом клубе великих  держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в  Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки»  констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного  и важного участника в решении  глобальных проблем». В целом в 1990-х  участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и  изменилась роль РФ. На саммите в  Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала  вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе  РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной  программе. До этого российская сторона  приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким  показателям, как доля сокращаемых  долгов в ВВП и их отношение  к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите  «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая  значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще  не отвечает уровню остальных стран  «Восьмерки», а потому российские представители  лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных  банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное»  участие страны в работе «Восьмерки»  неосуществимо до тех пор, пока она  не станет членом двух других ключевых международных организаций –  ВТО и ОЭСР.

"Россия никогда  не была полноправным членом G7", - говорит Евгений Ясин. "В 90-е  годы у нее для этого не  было денег, а "финансовая  Большая семерка" преимущественно  решает денежные вопросы, - поясняет  эксперт. - Потом деньги появились,  но Россия передумала жить  в условиях демократии". Поэтому,  по его словам, до сих пор  Россию приглашают участвовать  только на заседаниях глав  государств G8, но не на финансовых заседаниях. "Так что претензии нашего МИДа безосновательны", - уверен экономист. По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, драматизировать ситуацию не стоит. "Я считаю, что Россия как раз является полноправным членом G8, просто сами эти заседания - это политические клубы, а у политиков бывают разные фазы взаимоотношений", - говорит он. "По большому счету "Большой семерке" выгодно держать Россию внутри этого клуба, а не вне, чтобы не утерять механизмов влияния на нее", - считает эксперт.  

Информация о работе Большая "Семерка "