Болонская конвенция и ее влияние на экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:43, доклад

Описание работы

В июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана "Декларация о Европейском пространстве для высшего образования". Долгосрочная цель этой программы - "повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования". Для достижения этой цели предлагается добиться взаимного признания дипломов, повсеместно ввести двухступенчатую систему подготовки специалистов ("бакалавриат" и "магистратура"), создать единую систему учета учебных достижений.
Болонский процесс позволяет России проявить свои преимущества в конкурентной борьбе и придать им международный характер. Речь идет о высоких стандартах образования, динамизме городского населения и традициях классической российской культуры и интеллигенции.

Работа содержит 1 файл

Болонская конвенция и ее влияние на экономику России.docx

— 17.27 Кб (Скачать)

Болонская конвенция и ее влияние на экономику  России.

В июне 1999 года в  Болонье министрами образования 29 европейских  стран была подписана "Декларация о Европейском пространстве для  высшего образования". Долгосрочная цель этой программы - "повышение  мобильности граждан на рынке  труда и усиление конкурентоспособности  европейского высшего образования". Для достижения этой цели предлагается добиться взаимного признания дипломов, повсеместно ввести двухступенчатую  систему подготовки специалистов ("бакалавриат" и "магистратура"), создать единую систему учета учебных достижений. 

19 сентября 2003 года  министры образования из 33 европейских стран встретились в Берлине , на этой встрече к Болонской декларации присоединилась Россия.

Болонский процесс  – это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы  государств.

Широкий процесс, формирующий мировой интеллектуальный климат это – международная академическая  мобильность. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но знания также переносятся по планете  более привычными методами: за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Люди представляются наиболее универсальными носителями информации. Таким образом, процессы академической  мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного  века, своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов.

Болонский процесс  является частью зарождающейся экономики  знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Экономика любой страны требует открытости и интернационализации  своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний.

Интересы России

1) Внутренние  интересы России в приложении  к Болонскому процессу связаны  с общим комплексом задач в  области модернизации, стоящих перед  Россией сегодня. Они включают:

  • реформу высшего образования  ( приведение высшей школы России к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка);
  • повышение конкурентоспособности российской экономики
  • обеспечение устойчивого экономического роста
  • переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;
  • охранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;
  • воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

2) Внешние интересы  России в приложении к Болонскому  процессу также разнообразны.

В первую очередь, это расширение диалога с Европейским  Союзом. Также адаптация высшего образования в России к нормам и требованиям Болонского процесса может стать «школой гармонизации» в подготовке более широкой институциональной адаптации России к Европейскому Союзу по мере развития партнерства между обеими сторонами.

Болонский процесс  позволяет России проявить свои преимущества в конкурентной борьбе и придать  им международный характер. Речь идет о высоких стандартах образования, динамизме городского населения  и традициях классической российской культуры и интеллигенции. Другими  словами, Болонский процесс может  помочь России сделать эти национальные активы полностью конвертируемыми  и обеспечить ей лучшие позиции в  международном разделении труда, освободив  от роли поставщика сырья.

Соответственно, российская высшая школа может стать  гораздо более перспективной  и надежной основой для создания привлекательного международного имиджа и престижа страны, чем ракеты, территория или нефть.

Недостатки Болонского процесса.

Целый ряд проблем  связан с тем, что образовательные  стратегии Болонского процесса в  России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия  в связи с присоединением к  Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское  образовательное пространство. Не созданы  условия для развития академической  мобильности.

Не менее остра  и проблема глубокого изучения иностранных  языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения  свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет  традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу Россия в Болонском  процессе.

Еще одной проблемой  является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как  речь идет о гармонизации образовательных  траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как единообразие содержания образования, подчинение единому европейскому стандарту .

Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями:

  • Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире.
  • Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.
  • Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам ( в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично).
  • Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний.

Таким образом, перспектива Болонского процесса в России не слишком оптимистична. Существуют опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов. На пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в баллы) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России. Однако эти проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими факторами, для устранения которых требуются усилия со стороны как властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Болонская конвенция и ее влияние на экономику России