Бюджетное ограничение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние развития общества, когда экономика функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, время экономических, политических и социальных преобразований. Основные черты переходной экономики:

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика экономики переходного периода.
Глава 2. Бюджетная политика
2.1. Мягкое бюджетное ограничение. Жесткое бюджетное ограничение.
Глава 3. Проблема экономического роста в переходной экономике.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

скинуть.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. Общая характеристика экономики переходного периода.

Глава 2. Бюджетная политика

      2.1. Мягкое бюджетное ограничение. Жесткое бюджетное ограничение.

Глава 3. Проблема экономического роста в переходной экономике.

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Переходная  экономика по своей природе есть особое состояние развития общества, когда экономика функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, время экономических, политических и социальных преобразований. Основные черты переходной экономики:

  • формирующийся характер – на основе существующей прежней экономической системы возникает новая экономическая система, в которой сосуществуют как черты старой системы, так и формирующейся новой экономики;
  • многоукладность развития, зачастую в условиях переходной экономики допускается существование нескольких технологических укладов, как устаревших, так и новых нарождающихся;
  • неустойчивость развития, которая является имманентным (внутренне присущим) свойством переходной системы. Возникает постоянное изменение формальных и неформальных институтов, при этом в значительной степени задачей государства является стабилизация экономического развития
  • историчность переходной экономики – процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью, длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны.

    Переходные процессы носят как локальный, так и глобальный (всеобщий характер). При этом процессы могут рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, локальность подразумевают переходный характер экономики как состояние в каком-либо регионе или отдельной стране, с другой стороны, локальным может быть изменение отдельных сторон экономической жизни общества (НЭП в Советской России, хозрасчет в период перестройки во второй половине 80-х годов 20 века в СССР). С другой стороны, глобальность и всеобщность переходных процессов предполагает с одной стороны коренной переход от одной экономической системы к другой (переход от плановой к рыночной экономике в постсоциалистических странах), так и мировые процессы смены технологических укладов и определяющие развитие мировой экономики глобальные изменения в ценах на сырьевые ресурсы. Глобальные переходные процессы, активно происходящие в последней четверти ХХ века, связаны с трансформацией промышленно – развитых стран общества из индустриальных в постиндустриальные общества.

    В данной работе рассмотрим  процессы протекающие в переходной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика экономики  переходного периода.

      Напомним, что экономическая наука начала формироваться еще в глубокой древности. У Ксенофонта и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) используется термин “экономия” - наука о ведении домашнего хозяйства. в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен опубликовал “Трактат о политической экономии”, где рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства. В 70-е годы 19 в маржиналисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк еще используют термин «политическая экономия» но чаще – «экономическая теория». Во второй половине 20в. политическая экономия вытесняется экономиксом (А.Маршалл, 1890г., П. Самуэльсон, 1948 г.). Если политическая экономия изучала причинно-следственные связи в экономических процессах, то экономическая теория - функциональные связи между экономическими категориями.

      Первыми работами по теории переходной экономики  были учебное пособие под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), учебное пособие под редакцией Киселевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), вышедшее позднее учебное пособие под редакцией Абалкина Л.И. и др. В них закладывается фундамент теории переходной экономики.

    При всем многообразии особенностей переходного периода, порожденных сменой различных экономических систем, происходившей в принципиально разные исторические эпохи и в разных странах, можно тем не менее выделить общие черты, присущие всякой переходной экономике как таковой. Наиболее существенными из них представляются следующие:

- переходный  период — это длительная историческая  полоса ввиду сложности и многогранности преобразований;

- наличие двух  линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней, взаимодействие которых в течение всего переходного периода весьма драматично, так как связано с судьбами агентов — носителей этих отношений;

- переходный  период характеризуется неустойчивостью развития вследствие остроты противоречий между отмирающими старыми и вновь нарождающимися экономическими отношениями, порождающих острые социальные потрясения, крайней формой проявления которых становится гражданская война;

- неоднозначность  судьбы старых экономических отношений: они либо полностью вытесняются новыми, либо интегрируются в новую экономическую систему в существенно преобразованном виде;

- при равенстве  исходного и конечного пунктов преобразований в тех или иных странах неизбежна в наиболее существенных моментах общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные особенности и уж тем более различия исторических эпох, в которых осуществляется один и тот же по своему содержанию переход в странах-лидерах и странах догоняющего типа развития, придают им весьма существенную специфику. Так, например, во всех постсоциалистических странах проводится приватизация объектов государственной собственности, однако соотношение и масштабы бесплатной и денежной приватизации, например, в них разные, равно как и методы осуществления каждой из них.

Переходный период носит локальный характер, если протекает в одной или одновременно в нескольких странах, и глобальный, если охватывает значительное число стран. Несовпадение во времени смены экономических систем объясняется неравномерностью экономического, политического, культурного и прочего развития стран в силу множества причин, порождающих специфику национального развития. Вследствие такой неравномерности выделяются страны-лидеры, впервые в мире осуществляющие переход к неведомой ранее экономической системе. Наряду с ними есть страны догоняющего типа развития, следующие по стопам развитых стран с тем или иным временным интервалом. К числу последних относится и Россия, отставание которой относительно стран Запада сохраняется и поныне, хотя в годы социализма была предпринята так и неудавшаяся попытка не то что его преодолеть, но хотя бы сократить разрыв. Однако данная система способствовала лишь его нарастанию. Западные страны во второй половине XX в. Активно вступили в постиндустриальную эпоху, в России же и индустриальный этап не вполне завершен в масштабах национальной экономики, что в полной мере выявилось в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности. Рыночную экономику приходится возводить по существу заново, хотя весьма вероятно в ее современной модификации — смешанной.

   Итак, переходная экономика предстает сложным социально-экономическим организмом, внутренне глубоко противоречивым и неустойчивым, требующим специального экономического исследования, в ходе которого и формируется теория переходного периода, именуемая теорией экономики переходного периода, реже — теорией трансформационных процессов, особым объектом анализа которой в любом случае является переходная экономика. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Бюджетная политика

     Бюджетная политика является  одним из основных инструментов  как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом.

Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

     Бюджетная политика определяет  и регулирует доходную и расходную  части государственного федерального  бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов) , создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, “точек экономического роста” , дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.

    Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ. Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

2.1. Мягкое  бюджетное ограничение. Жесткое  бюджетное ограничение.

       Для нормального функционирования  рыночной экономики требуется соблюдение финансовой дисциплины. Покупатели должны выполнять заключенные соглашения и оплачивать полученные ценности, заемщики не должны нарушать кредитные договора и оплачивать свои долги, налогоплательщики обязаны платить налоги - это считается юридическими обязательствами при рыночной экономике. Но кроме выполнения данных обязательств в развитой рыночной экономике расходы должны быть покрыты из своих доходов. Соответственно невыполнение данного условия приведет к банкротству и уходу предприятия из бизнеса.

    Отсюда  возникает понятие бюджетные  ограничения – количество денег, которыми располагает предприятие и которое не должно быть превышено. Бюджетные ограничения могут считаться жесткими, если поток расходов, в том числе обслуживающие долги, не превышают поток доходов, включая получаемые кредиты. Невыполнение этого правила приводит к убыточности деятельности  и как следствие к невыполнению юридических обязательств, т.е. те, кому причитаются платежи кредитуют предприятие против своей воли.

    При смягчении бюджетных ограничений  стремление к наращиванию прибыли ослабевает, так как существование предприятия гарантировано, т.е. мягкие бюджетные ограничения помогают сохранять старые производства, технологии, рынки и таким образом связывает ресурсы, которые могли быть использованы на более эффективные цели. В подобных условиях предприятие не считает нужным вносить необходимые изменения в технологию или в производство, таким образом ослабевает реакция на изменение цен и издержек. Неплатежи становятся формой сохранения отсталых и убыточных производств, которые должны быть подвержены процедуре банкротства, но неприменимой в силу массовости явления и социальных факторов.

    Задолженность и неденежные расчеты - это комбинированные  мягкие бюджетные ограничения при содействии исполнительной власти. В этом случае уклонение от уплаты налогов становится побочным следствием, так как компании осуществляющие скрытое субсидирование предпринимают попытки компенсировать свои затраты, что вызывает цепную реакцию в экономике. Это усиливает хронический характер неплатежей и препятствует проведению бюджетно-налоговой реформы.

    Система неплатежей становится выгодной рентабельным предприятиям,  если они будут связаны с бесперспективными предприятиями, являющимися первоначальными объектами мягких бюджетных ограничений. В нашей стране молчаливое соглашение, в соответствии с которым, энергетические компании берут под свою финансовую опеку бесперспективные предприятия в обмен за терпимое отношение органов исполнительной власти к их собственной налоговой задолженности, является главным препятствием в разрушении сложившейся системы неплатежей.

    Кроме того преобладание мягких бюджетных  ограничений может привести к  чрезмерной степени заимствований, т.е. феномен долговых цепочек, вызывающий увеличение нагрузки на банковскую систему и государственный бюджет, путем роста бюджетного дефицита.

    Объяснение  синдрома мягких бюджетных ограничений  основано на анализе внутренних и внешних интересов. При первых инвестициях произведенных государством или банком, проще продолжать финансирование, чем потерять уже вложенные средства. Это внутренний интерес и ужесточение возможно лишь при децентрализации кредитования.

Информация о работе Бюджетное ограничение