Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:07, реферат
Японии относится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Она является потенциальным мировым лидером, у которого, однако, превалируют параметры социально-экономических атрибутов.
Япония, являясь унитарным государством, обладает двухуровневой бюджетной системой, состоящей из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский авиационный институт
(национальный
Реферат на тему: «Бюджетная система Японии»
Выполнила студентка
Группы № 5О-119Бк
Фомина Валентина
Преподаватель: Москвина Н.В.
Москва 2012
Введение
Японии относится к
числу важнейших государств современного
мира. При населении, чуть превышающем
125 млн человек, Япония занимает второе
место в мире после США по объему
ВВП. Она является потенциальным
мировым лидером, у которого, однако,
превалируют параметры
Япония, являясь унитарным
государством, обладает двухуровневой
бюджетной системой, состоящей из
государственного бюджета и бюджетов
местных органов власти. Кроме
этих звеньев в финансовую систему
страны также входят специальные
фонды и финансы
Рис. 2
Бюджет центрального правительства страны
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются па 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Доходная часть
Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. В 1991 г. он составил 9,3 % от ВНП. С 1966 по 1991 гг. расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз. Но динамика роста расходной части бюджета была прервана в 2001 г., когда расходы бюджета на данный год, впервые за предшествующие 6 лет, сократились на 2,7% по сравнению с 2000 г.
Постатейно расходная часть бюджета страны в 2001 г. находилась в следующих пропорциях, что позволяет выделить приоритеты государственного финансирования:
-социальное страхование (36% от расходной части бюджета). Традиционно эта статья составляет главную часть расходов государственного бюджета. В период с 1971 по 1990 гг. она составляла примерно половину всех расходов страны. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 г. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
-субсидии для местного самоуправления (20%) представляют собой финансовую помощь второму звену бюджетной системы - бюджетам префектур.
-общественным работам уделяется большое внимание в бюджете 2001 г. (11%). Общий объем выделяемых средств сохранен на уровне предыдущего года. Это означает, что правительство по прежнему считает, что с помощью широкой программы общественных работ оно сможет вернуть экономику Японии на путь нормального поступательного развития. В программе общественных работ на первое место выдвинуты сооружение новых линий скоростных железных дорог; работы по развитию авиационного транспорта; проекты, относящиеся к информационным технологиям; меры по улучшению окружающей среды, а также дорожное строительство.
-образование и содействие науки (8%). Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
-оборона (6%). Расходы на сферу, которая всегда считалась низко финансируемой по сравнению с другими развитыми странами, были увеличены в 2001 г. на 0,4%. На пример, в абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 г. по сравнению с 1990 г. выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%. До 2005 года планируется увеличивать военные расходы страны на 0,7% в год. Всего же за ближайшие пять лет на, содержание японской армии уйдет 223 миллиарда долларов. Уже сейчас затраты правительства Японии на оборону считаются одними из самых высоких в мире. Однако военачальники обращают внимание на то, что примерно половина армейского бюджета расходуется на выплату зарплат.
-обслуживание государственного долга (2%). Столь незначительная доля данной статьи в расходах бюджета на 2001 г. возможно является несколько заниженной и к концу финансового года де факто возрастет. В 2000 г. на обслуживание государственного долга было затрачено 25,8% расходной части бюджета. А к концу 2000 финансового года (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций составил 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация.
-прочие расходы (17%), среди которых государственные пенсии местного самоуправления, экономическое сотрудничество, поддержка малого бизнеса, энергетика, контроль за продовольствием, трансферт на промышленное капиталовложение, резерв на общественные работы и другие расходы.
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В последнее время размер превышения расходов над доходами бюджета центрального правительства страны в % к ВВП значительно превосходит допустимые мировым сообществом рамки в 3% .
Бюджетный процесс в Японии включает в себя четыре основные стадии: подготовка проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.
Подготовка проекта бюджета
осуществляется министерством финансов
и его департаментами. Другие министерства
и ведомства готовят
С сентября по декабрь бюджетный
департамент рассматривает
Исполнение бюджета
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
Другие звенья финансовой системы
Вторым звеном бюджетной и финансовой системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части (около 40%), что является принципиальной особенностью бюджетной системы страны. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% от доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий (около 13%). Остальные неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.
За счет средств местных
органов власти в Японии финансируется
развитие производственной инфраструктуры,
мероприятия, связанные с ликвидацией
последствий стихийных
Местные бюджета в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Необходимо отметить, что удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.
Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет.
Финансы государственных предприятий, как звено финансовой системы Японии имеют свои специфические особенности. В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций
Заключение
1. Бюджет центрального
правительства состоит из
Расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
2. Проект бюджета готовит
Министерство финансов, а утверждает
парламент. Кассовое
3. Доходная часть бюджета
Японии наполняется за счет
налоговых и неналоговых
4. Расходная часть бюджета
Японии имеет социальную