Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

Содержание:
Введение 3
Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ 4
1) Понятие государственного бюджета 4
2) Бюджетная система РФ 5
3) Принципы бюджетной системы РФ 7
4) Формирование доходов и расходов бюджетов
разных уровней 10
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

МОЯ_БЮДЖЕТРФ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

      В 2006 - 2007 гг. в целом по доходам удельный вес бюджетов субъектов РФ составлял  несколько больший объем по сравнению  с федеральным бюджетом. По налоговым  доходам к 2008 г. сложилось примерно равное соотношение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

      В Бюджетном кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. С конца 2007 г. эта норма приобрела особую актуальность. В федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрены определенные меры по централизации бюджетных средств на федеральном уровне, прежде всего 100% зачисление налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет. С принятием и вступлением в силу ч. 2 Налогового кодекса РФ субъекты РФ лишаются поступлений от налога на доходы физических лиц и значительной доли поступлений по налогу на пользователей автомобильных дорог. Соответственно паритетное распределение налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ оказывается нарушенным в пользу федерального бюджета. Конечно, федеральный центр обеспечивает финансирование таких важных социальных законов, принятых на федеральном уровне, как «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а ранее эти расходы осуществлялись за счет бюджетов субъектов РФ. Однако существуют обоснованные опасения, что централизация бюджетных средств на федеральном уровне не будет способствовать полному и своевременному финансированию этих важных социальных расходов.

      Бюджет  Санкт-Петербурга на 2008 г. был составлен  без дефицита. С учетом того что  доля безвозмездных перечислений в  бюджете города составляет всего 0,3%, можно говорить об относительной финансовой самостоятельности бюджета Санкт-Петербурга. Доходная база бюджета характеризуется преобладанием налоговых доходов (85%), а в их составе - прямых налогов. Так, подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль предприятий составляют более 40% налоговых доходов. Среди косвенных налогов отметим фискальное значение налога с продаж — 12%. В части неналоговых доходов особое место занимают доходы от использования городского имущества — более 85% всей суммы неналоговых доходов.

      Структура доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга - города федерального значения, самостоятельного субъекта РФ существенно отличается от аналогичных показателей по другим субъектам РФ: республикам в составе  РФ, областям, краям. Многие из них существенно зависят от финансовой помощи из федерального бюджета даже для обеспечения финансирования расходов минимального бюджета, т.е. расходов, рассчитанных на основе минимальных государственных социальных стандартов. В отдельных республиках в составе РФ уровень финансовой помощи (всех видов) из федерального бюджета достигает 50-70% в объеме доходов их консолидированных бюджетов.

      Следует отметить относительно высокий процент  капитальных расходов. Так, бюджет развития составляет более 33% от расходной части бюджета, и 42% этих средств направляются на строительство дорог (дорожный фонд). Расходы на образование, здравоохранение, культуру и искусство, а также социальную политику в совокупности составляют более 43%. Социальную значимость имеют и расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства — 14,9%. В то же время расходы на обслуживание и погашение долга превышают 8%. Расходы на транспорт и связь составляют почти 6% расходной части бюджета. В целом анализ текущих расходов наглядно свидетельствует о социальной направленности расходов бюджета Санкт-Петербурга и финансовой поддержке городских предприятий.

      Изменение бюджетной политики оказывает влияние  на все уровни бюджетной системы  РФ. Рассмотрим особенности местных  бюджетов — самого представительного звена бюджетной системы страны. Традиционно к местным бюджетам относились: районные бюджеты; городские бюджеты; районные бюджеты в городах; сельские и поселковые бюджеты. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких, как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские и социальные учреждения.

      В 1995 г. на местном уровне произошли  серьезные изменения, которые были обусловлены принятием Федерального закона от 28 июля 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование».

      Напомним, что муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления. В законе определены принципиальные моменты формирования местных бюджетов в контексте с регламентацией местного самоуправления в России. Однако более подробно финансовые аспекты местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет основные принципы организации местных финансов, а также устанавливает:

      источники формирования и направления использования  финансовых ресурсов органов местного самоуправления;

      основы  бюджетного процесса в муниципальных  образованиях;

      взаимоотношения органов местного самоуправления с  финансовыми институтами;

      гарантии  финансовых прав органов местного самоуправления. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

      Доходная  часть местных бюджетов состоит  из собственных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

      доходы  от приватизации и реализации муниципального имущества;

      не  менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной  программой приватизации;

      доходы  от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

      платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

      доходы  от проведения муниципальных денежно-вещевых  лотерей;

      штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

      государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      не  менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

      подоходный  налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

      К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

      часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем  по субъекту РФ;

      часть налога на прибыль организаций в  пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

      часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;

      часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в  среднем по субъекту РФ;

      часть акцизов на остальные виды подакцизных  товаров (за исключением акцизов  на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.

      Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФ устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования долю соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение : 

     Бюджеты субъектов РФ в 2011 году получат 70% доходов  от акцизов на автомобильный и  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, в федеральный бюджет будет перечислено 30% этих доходов, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин по итогам заседания трехсторонней комиссии по бюджетным проектировкам.

     Он  отметил, что комиссия утвердила  методику распределения акцизов  на бензин между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. В  соответствии с ней в 2011 году доходы от повышения акцизов на ГСМ на 1 рубль на 1 литр подакцизного товара в размере 781 млрд рублей поступят в федеральный бюджет. Из них 34 млрд рублей планируется направить на строительство дорог крупных городов, еще 5 млрд рублей - на сельские дороги. Таким образом, 39 млрд рублей в 2011 году пойдут на поддержку субъектов РФ.

     Отвечая на вопрос, учитываются ли в этой методике предложение премьер-министра РФ Владимира Путина направлять средства от повышения акцизов на ГСМ только в регионы, создавшие дорожные фонды, А.Кудрин сказал: "В данном случае мы всем регионам предложили общие условия, такого ограничения мы пока не вносили". При этом министр финансов выразил уверенность, что все субъекты РФ создадут дорожные фонды.

     В 2012 году пропорции распределения  доходов от акцизов между федеральным и региональными бюджетами составят 23% и 77%, в 2013 году - 28% и 72% соответственно.

     Как пояснил А.Кудрин, в 2012 году акцизы на бензин увеличатся на 2 рубля по сравнению  с 2010 годом, при этом доходы от повышения  на 1 рубль пойдут в федеральный бюджет, доходы от повышения еще на 1 рубль - в региональные бюджеты. В 2013 году повышение составит 3 рубля, которые будут распределены по 1,5 рубля между федеральным и региональными бюджетами.

     Комиссия  также утвердила методику распределения акцизов между субъектами РФ. Так, в 2011 году норматив распределения акцизов будет рассчитываться на 50% исходя из количества автомототранспорта в регионе и на 50% исходя из протяженности автодорог по состоянию на 1 января 2010 года. В 2012 году норматив несколько изменится - 30% будут рассчитываться исходя из среднегодовой розничной продажи автомобильного бензина в регионе в 2008-2009 годах и еще по 35% в зависимости от количества автотранспорта и протяженности дорог. В 2013 году норматив будет рассчитываться на 30% исходя из количества транспорта, на 30% исходя из протяженности дорог и на 40% исходя из среднегодовой розничной продажи автомобильного бензина.

     Кроме этого, комиссия одобрила методику распределения  субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов РФ.

     В соответствии с методикой одним  из показателей, влияющих на размер субсидий, является численность постоянного  населения, проживающего в административном центре. Всего на 2011 год предусмотрено 34 млрд рублей на предоставление таких субсидий. При этом субсидии из федерального бюджета будут предоставляться на основании соглашения между Федеральным дорожным агентством и органами госвласти субъекта РФ, а субсидия бюджету административного центра - на основании соглашения с местной администрацией. 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджет РФ