Автор: Умар Кодзоев, 14 Октября 2010 в 08:42, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму
Введение
Глава I. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработица
Понятие и сущность безработицы и занятости
Причины безработицы, ее виды и измерение
Глава II. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке труда
Анализ рынка труда по России
Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работника
Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек).
Таблица 3 Динамика численности экономически активного населения приведена в таблице: на конец периода, млн. человек9
Экономически активное население | В том числе | |||||||
млн.
чел. |
в % к соответст вующему периоду предыдущего года | занятые | безработные | безработные, зарегистрированные в службах занятости | ||||
млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн.человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | млн. человек | в % к соответст вующему периоду предыдущего года | |||
2004г. | ||||||||
январь | 72,6 | 99,7 | 65,3 | 98,6 | 7,3 | 109,8 | 2,5 | 104,0 |
февраль | 72,6 | 99,6 | 65,1 | 98,3 | 7,5 | 111,6 | 2,6 | 99,5 |
март | 72,7 | 99,7 | 65,1 | 98,3 | 7,6 | 113,2 | 2,5 | 95,3 |
апрель | 72,7 | 99,6 | 64,9 | 98,2 | 7,8 | 112,1 | 2,5 | 91,1 |
май | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 113,0 | 2,4 | 89,5 |
июнь | 72,7 | 99,6 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 112,5 | 2,3 | 88,3 |
июль | 72,7 | 99,5 | 64,8 | 98,2 | 7,9 | 111,8 | 2,2 | 86,7 |
2008г. | ||||||||
январь | 72,7 | 100,1 | 64,5 | 98,8 | 8,2 | 112,5 | 2,0 | 78,3 |
февраль | 72,6 | 100,0 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 110,8 | 2,0 | 77,7 |
март | 72,6 | 99,9 | 64,3 | 98,8 | 8,3 | 109,2 | 2,0 | 76,9 |
апрель | 72,7 | 100,0 | 64,3 | 99,1 | 8,4 | 108,0 | 1,9 | 76,8 |
май | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,9 | 77,4 |
июнь | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,3 | 1,8 | 77,9 |
июль | 72,7 | 100,0 | 64,4 | 99,4 | 8,3 | 105,8 | 1,8 | 79,8 |
К началу 2004 года численность безработных в России на 8,3% превышала их количество годом раньше. Между тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках
Одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального распределения свободных рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район. Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области - в Ханты-Мансийском и Ямала - Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерациии. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким
образом, можно констатировать несоответствие
между потребностью населения
в трудоустройстве и
2.3 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В
связи с этим, нового осмысления
потребовало такое
Интенсивность
высвобождения и
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет об увеличении
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.