Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:41, доклад
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности функционирования и развития рыночных отношений страны.
ВВЕДЕНИЕ.
Достижение
высокого уровня занятости
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности функционирования и развития рыночных отношений страны.
Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Безработица - это социально-экономическое
явление, при котором часть рабочей силы
(экономически активного населения) не
занята в производстве товаров и услуг.
Безработные наряду с занятыми формируют
рабочую силу страны. В реальной экономической
жизни безработица выступает как превышение
предложения рабочей силы над спросом
на нее.
1.ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. Уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда.
Директора
государственных предприятий
Вторая причина. Несостоятельность
многих предприятий, которые не могут
приспособиться к реальному спросу по
видам продукции, ее ассортименту, качеству
и цене. Такие предприятия едва ли реально
приватизировать обычным способом, их
придется предварительно санировать,
а затем уже целиком продавать физическим
или юридическим частным лицам, согласным
и способным расплатиться с долгами и
осуществить производственные инвестиции.Это
ведет за собой избавления от ненужного
персонала.
Третья
причина. Многие госпредприятия восприняли
либерализацию цен как возможность их
бесконтрольного повышения с тем, чтобы
не только покрыть свои чрезмерные издержки,
но и значительно увеличить доход (прибыль
и зарплату). На первых порах это широко
удавалось. Однако такое положение не
может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный
рост цен обернулся бумерангом многократного
удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих,
и, в конечном счете - кризисом неплатежей
по всем технологическим цепочкам. Он
поразил не только потенциальных банкротов,
но и многие предприятия, продукция которых
нужна обществу, даже остро необходима,
но не может быть оплачена ее потребителями.
Четвертая
причина. Рыночные реформы ведут к успеху
только если сопровождаются глубокой
структурной перестройкой. Такая перестройка
охватывает не только микроэкономику
(реструктуризацию конкретных предприятий),
но и макроэкономику: ведет к концентрации
ресурсов на развитии только тех отраслей,
которые имеют реальные перспективы успеха
в условиях жесткой рыночной конкуренции,
и, соответственно, к свертыванию таких
отраслей, продукция которых не пользуется
спросом. Для России такая перестройка
породит массовую структурную безработицу.
Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов1.
Власти России принимают целый комплекс мер для решения проблемы безработицы, вызванной мировым финансовым кризисом.
«Конечно, это (безработица), наверное, самая большая проблема и самая большая боль, которая сегодня существует. Потому что кризис всегда сопровождается уменьшением количества рабочих мест, закрытием ряда производств и нарастанием безработицы. К сожалению, это происходит и в нашей стране», — сказал Дмитрий Медведев в телевизионном интервью, которое опубликовано на официальном сайте Кремля2.
Среди принимаемых властями мер Медведев назвал возможность выплачивать пособие по безработице в увеличенном объеме.
«Но это краткосрочные перспективы, а в более длительной перспективе — это, конечно, замещение одних рабочих мест другими. Если закрывается производство или оно останавливается временно, мы должны направлять усилия, в том числе и государственные финансы, на открытие новых рабочих мест, что, собственно, и происходит», — отметил президент.
Медведев подчеркнул, что в настоящий момент вместе с регионами готовятся специальные программы поддержки новых рабочих мест, которые будут финансироваться и центром, и регионами.
«За счет средств выделенных государством должны создаваться новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строиться новые объекты, те объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места. Это могут быть и дороги, это могут быть другие инфраструктурные объекты. Этим мы обязательно будем заниматься», — пояснил президент.
По его словам, очень важной составляющей является программа переподготовки.
«Кризис так, к сожалению, устроен, что в ряде случаев человеку просто приходится менять работу. Это не значит, что у нас нет рабочих мест — в нашей стране очень много вакансий. Но, конечно, человеку, который занимался своим делом, интересным ему делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать, может быть, работу менее престижную. В ряде случаев это придется делать», — сказал Медведев.
Он подчеркнул, что на переподготовку также будут тратиться весьма значительные средства как из средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов.
«Я, кстати, хотел бы сказать, что регионы должны подходить к этой работе исключительно ответственно, это просто важнейшая вещь. Нельзя допускать никакого замедления в принятии этих программ, большинство регионов с этими задачами справляются. Но, к сожалению, в ряде случаев действуют медленно, нерасторопно», — сказал глава государства.
«Я хотел бы, чтобы как можно быстрее эти
решения были приняты, потому что от этих
решений зависит судьба тысяч людей. Этим
шутить нельзя», — подчеркнул Медведев.
Заключение.
С февраля по октябрь 2011 года, число безработных снизилось на 19% и составило приблизительно 4,615 млн человек. Но в октябре общая безработица в России вернулась к росту. По сравнению с сентябрем 2011 г. в октябре численность безработных в России выросла на 4,1% (на 190 000 человек) и достигла 4,805 млн человек, сообщает в понедельник Росстат, подведя итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю октября 2011 г. (см. таблицу и график). По сравнению с октябрем прошлого (2010 г.) безработных стало меньше на 232 000 человек, или на 4,5%3.
Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрей Коровкин не удивлен: осенью всегда наблюдается сезонный рост безработицы в связи со свертыванием сельхозработ и оттоком занятых в сфере строительства. На его взгляд, на этот раз рост совсем невелик, из чего он делает вывод, что среднегодовой показатель безработицы на этот раз будет даже меньше, предполагаемого ранее. По прежним расчетам лаборатории Коровкина, число безработных в 2011 г. должно было составить 5,5 млн человек.
Тем временем, по данным Росстат, сегодня общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2011 г. в службах занятости состояло на учете 1,216 млн безработных.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в октябре, 67,9% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2011 г. составила 27,5%, среди безработных женщин — 37,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — его используют более половины безработных.