Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:47, реферат

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;
2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;

Содержание

Введение
Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса
1.3 Политика занятости
Глава 2 Социально-экономические последствия России
2.1 Жизненный уровень населения
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Анализ рынка труда
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 67.21 Кб (Скачать)

 

Распад семей безработных 

Сокращение престижа квалифицированного труда.

 

Рост девиантного поведения 

Увеличение мобильности  рабочей силы.

 

Падение материального достатка семей безработных граждан 

Усиление социальной напряженности  в обществе

 

Потеря квалификации безработными. 

Дифференциация доходов  среди населения. Массовая бедность.

 

  

Затраты на помощь безработным

 

  

Снижение налоговых поступлений.

 

  

Падение валового национального  продукта

 

 

Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную  личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет  психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к  глубокой личной депрессии, чувству  неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы  проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную  ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым  снижению степени безопасности граждан.

 

Экономические потери от безработицы  можно рассчитать следующим образом:

 

 

 

П =Ч СВ, где:

 

П-потери от циклической безработицы;

 

Ч-число лиц с частичной  занятостью и лиц в вынужденных  отпусках;

 

С-средняя продолжительность  циклической безработицы;

 

В-средняя месячная выработка  одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).

 

Аналогичным образом можно  оценить экономические потери от структурной безработицы:

 

 

 

П=ЧСВ, где:

 

П-потери от структурной безработицы;

 

Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;

 

С-средняя продолжительность  структурной безработицы;

 

В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).

 

Наиболее сложной представляется оценка потерь, вызванных фрикционной  безработицей:

 

 

 

 

П=ЧСВК+АР, где:

 

П-потери от фрикционной безработицы;

 

Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;

 

С- средняя продолжительность  фрикционной безработицы;

 

В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);

 

К – коэффициент снижения выработки;

 

АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму  работников.

 

В совокупности потери от безработицы  всех видов включают в себя расходы  на содержание службы занятости, выплату  пособий по безработице и оказание материальной помощи.

 

 

 

SП= П+ П+ П+Р, где:

 

SП – совокупные экономические  потери;

 

Р-расходы Федеральной  службы занятости за исключением  затрат на создание новых рабочих  мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.

 

Реальная величина экономических  потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем  ему уровнем безработицы:

 

 

 

У= 100%, где:

 

У-уровень безработицы  в процентном отношении;

 

Ч-численность экономически активного населения.

 

Многие специалисты считают  фрикционную и структурную безработицу  неизбежной, и в сумме составляющей естественный уровень безработицы:

 

 

 

У= ((Ч+ Ч) Ч)100%

 

Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы  в период экономического кризиса:

 

 

 

SП SП, где:

 

SП-совокупные экономические  потери при естественном уровне  безработицы.

 

Динамика потерь при нормальном функционировании национальной

 

экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую  отдачу приносят затраты по преодолению  безработицы и содействию трудоустройству.

 

За решение проблемы безработицы  ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок  труда – основной регулятор занятости.

 

Вместе с тем решение  проблемы достижения полной занятости  требует активного участия государства.

 

3.2 Факторы преодоления  длительной безработицы

 

В связи с увеличением  срока длительности безработицы, принимающей  застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению  длительной безработицы. Для этого  целесообразно будет сделать  следующее:

 

– принимать программы  по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;

 

– приобщить безработных  к системе общественных работ;

 

– создавать условия для  развития и расширения занятости  в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать  и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;

 

– создавать новые рабочие  места в сельской местности, развивать  сельское хозяйство;

 

– обеспечивать условия для  повышения качества рабочих мест;

 

– особое внимание следует  уделить регулированию трудовых отношений;

 

– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства

 

– оказывать содействие трудоустройству  молодёжи, женщин и лиц с ограниченными  способностями (инвалидов);

 

– создавать рабочие места  в перспективных отраслях экономики.

 

3.3  Российская система  защиты от безработицы

 

Анализ ситуации в сфере  занятости в Российской Федерации  показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию  все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в использовании  элементов государственного регулирования.

 

Современная политика российского  государства в области занятости  населения регулируется Законом  Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему  работу и зарегистрированному в  органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет  государственная служба занятости  – ГСЗ.

 

Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется  в основном преобладанием пассивных  мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.

 

Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и  сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании  с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:

 

– обеспечение правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

 

– регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

 

– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех

 

участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в  случае его нарушения;

 

– формирование эффективной  структуры занятости населения: повышение качества создаваемых  рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности  рабочей силы; создание благоприятных  условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и  ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости  населения;

 

– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;

 

– дополнительные меры по трудоустройству  лиц с ограниченными возможностями;

 

– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих

 

по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных  граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

 

– усиление государственного регулирования миграционных процессов;

 

– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;

 

В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом  опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно  к российским условиям.

 

 

Заключение

 

 

 

В России всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется  рационализации соотношения между  экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной  особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической  преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных  доходов населения к стоимости  прожиточного минимума, росту числа  населения, живущих за чертой бедности.

 

Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения  высокого уровня занятости трудоспособного  населения страны, необходимо искать на путях роста заработной платы  и повышения жизненного уровня населения.

 

Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в  размерах достаточных для осуществления  накопления капитала, увеличения объёмов  производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения  высокого уровня занятости населения  и минимизации безработицы.

 

В целом переход к активной политике занятости в сочетании  с макроэкономической стабилизацией  и ростом производительности труда  остаются важнейшими приоритетами в  борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства  в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.

 

 

Список использованных источников

 

1.  Факторы преодоления  длительной безработицы. Фофанова  Н.А // Человек и труд. – 2003.–  №5. - с. 29–30.

 

2.  Российская система  защиты от безработицы в контексте  мирового опыта; динамика факторов  эффективности профессионального  обучения и переподготовки безработных.  Четвертина Т.Ю. // Вопросы экономики.  – 2002.– №11. - С. 59–76.

 

3.  Формирование рынка  труда и занятость населения.  Михайлов О.Г. // Российский экономический  журнал. – 2004.– №3.-С. 4–11.

 

4.  Российская модель  занятости: причинно-следственный  анализ. Соколова Т.В. // Человек и  труд. – 2003.– №5. – С. 52–55.

 

5.  Экономические последствия  безработицы: оценка потерь. Бреев  Б.А, Костенко Т.С, Нанавян А.И  // Общество и экономика. – 2002.–  №5. – С. 98–112.

 

6.  Рынок труда: Учебное  пособие / Под ред. проф. Шлендера  П.Э. – М.:

 

Вузовский учебник, 2004

 

7.  Политэкономия (Экономическая  теория):Учебник для вузов /Под  ред. Валового Д.В. Издание 3-е. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005

 

8.  Безработица. Плакся  В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.

 

9.  Трудовой кодекс Российской  Федерации.


Информация о работе Безработица в России