Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:47, реферат
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;
2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;
Введение
Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса
1.3 Политика занятости
Глава 2 Социально-экономические последствия России
2.1 Жизненный уровень населения
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Анализ рынка труда
Заключение
Список литературы
Распад семей безработных
Сокращение престижа квалифицированного труда.
Рост девиантного поведения
Увеличение мобильности рабочей силы.
Падение материального достатка семей безработных граждан
Усиление социальной напряженности в обществе
Потеря квалификации безработными.
Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность.
Затраты на помощь безработным
Снижение налоговых
Падение валового национального продукта
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:
П =Ч СВ, где:
П-потери от циклической безработицы;
Ч-число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;
С-средняя продолжительность циклической безработицы;
В-средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:
П=ЧСВ, где:
П-потери от структурной безработицы;
Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;
С-средняя продолжительность структурной безработицы;
В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной
П=ЧСВК+АР, где:
П-потери от фрикционной безработицы;
Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;
С- средняя продолжительность фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);
К – коэффициент снижения выработки;
АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.
SП= П+ П+ П+Р, где:
SП – совокупные экономические потери;
Р-расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.
Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:
У= 100%, где:
У-уровень безработицы в процентном отношении;
Ч-численность экономически активного населения.
Многие специалисты считают
фрикционную и структурную
У= ((Ч+ Ч) Ч)100%
Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы в период экономического кризиса:
SП SП, где:
SП-совокупные экономические
потери при естественном
Динамика потерь при нормальном функционировании национальной
экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию трудоустройству.
За решение проблемы безработицы
ответственность несут сам
Вместе с тем решение
проблемы достижения полной занятости
требует активного участия
3.2 Факторы преодоления длительной безработицы
В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:
– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;
– приобщить безработных к системе общественных работ;
– создавать условия для
развития и расширения занятости
в негосударственных секторах экономики,
в том числе финансировать
и кредитовать безработных
– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;
– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;
– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;
– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства
– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);
– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики.
3.3 Российская система защиты от безработицы
Анализ ситуации в сфере
занятости в Российской Федерации
показывает, что способность
Современная политика российского
государства в области
Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.
Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:
– обеспечение правовых,
экономических и
– регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение
– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;
– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;
– дополнительные меры по трудоустройству
лиц с ограниченными
– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих
по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
– усиление государственного регулирования миграционных процессов;
– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;
В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно к российским условиям.
Заключение
В России всегда недостаточно
внимания уделялось и уделяется
рационализации соотношения между
экономически активным и неактивным
населением, повышению общественной
производительности труда, территориальной
особенности формирования трудовых
ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных
групп, борьбе с организованной экономической
преступностью в сфере
Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения страны, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.
Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в размерах достаточных для осуществления накопления капитала, увеличения объёмов производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения высокого уровня занятости населения и минимизации безработицы.
В целом переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда остаются важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.
Список использованных источников
1. Факторы преодоления
длительной безработицы.
2. Российская система
защиты от безработицы в
3. Формирование рынка труда и занятость населения. Михайлов О.Г. // Российский экономический журнал. – 2004.– №3.-С. 4–11.
4. Российская модель
занятости: причинно-
5. Экономические последствия
безработицы: оценка потерь. Бреев
Б.А, Костенко Т.С, Нанавян А.
6. Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. проф. Шлендера П.Э. – М.:
Вузовский учебник, 2004
7. Политэкономия (Экономическая
теория):Учебник для вузов /
8. Безработица. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации.