Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 23:19, доклад

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах  его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Различен уровнь безраьотицы в регионах России.

Общий уровень занятости  при среднем по России значении в 60,8% варьировал от 15,4% в Чеченской  Республике до 76,4% в Эвенкийском  автономном округе.

Низкий уровень  занятости - не более 50% - был характерен и для ряда других республик Северного  Кавказа: Ингушетии (21,8%), Кабардино-Балкарии (44,3%), а также республики Тывы (48,6%). Самые высокие уровни занятости отмечались, помимо Эвенкии, в таких регионах Крайнего Севера, как Чукотский (75,5%), Корякский (72,6%), Агинский Бурятский (71,7%) и Ямало-Ненецкий (71,4%) автономные округа, за которыми сразу следуют Москва (68,8%) и Санкт-Петербург (67,8%).

Сохраняются различия по роли неформального сектора экономики  в занятости населения. Доля неформально  занятых по России в 2005 году составляла 18% от общей численности занятости, варьируя по субъектам федерации от 2% в Москве до 49% в Республике Дагестан и Агинском Бурятском автономном округе, при этом в половине регионов она не превышала 20% (рис. 11). 

В целом по России на каждую тысячу занятых в экономике в 2005 году приходилось 10 иностранных граждан, привлеченных на работу. Этот показатель варьировал по регионам-субъектам федерации от 0,2 в Кабардино-Балкарской Республике до 164 в Чукотском автономном округе.

Региональные различия в уровнях безработицы очень значительны и достаточно устойчивы. В 1992 году средний уровень безработицы по России составлял 5,2% экономически активного населения, а вариация по регионам (правда, тогда оценка общей безработицы была сделана не для всех регионов) составляла от 2,0% в Чукотском автономном округе до 14,5% в Дагестане. В 1998 году, когда безработица достигла наивысшего значения - 13,2% по России, - в Москве она составляла всего 4,8%, а в республике Ингушетии - 50,9%. За период экономического роста средний уровень безработицы по стране сократился, а межрегиональные различия по данному показателю возросли. В 2005 году уровень общей безработицы в России составлял 7,6%, варьируя от 0,8% в Москве до 74,2% в Чеченской Республике.

Среди субъектов  Российской Федерации особенно высокий уровень безработицы, помимо Чечни и Ингушетии, отмечался в Кабардино-Балкарии (23,4%), Дагестане (22,3%), Тыве (21,8%), Калмыкии (18,0%). Менее 5% составлял уровень безработицы в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ярославской и Костромской областях, Агинском Бурятском, Чукотском и Эвенкийском автономных округах..

Несмотря на то, что  уровень зарегистрированной безработицы  заметно ниже уровня общей безработицы, региональные различия по этому показателю еще более значительны (рис. 13), поскольку  экстраординарный уровень безработицы в Чеченской Республике - 74,2% (не показано на данном рисунке) - рассчитан именно по числу зарегистрированных в государственных органах службы занятости и получивших статус безработного, на одно вакантное место, в соответствии с заявленной в службу занятости потребности предприятий в рабочей силе, в этой республике приходится 2622 безработных. Кроме того чрезвычайно высоки данные показатели по Ингушетии (653 безработных на одно вакантное рабочее место), Корякскому автономному округу (111), Республике Дагестан (100), Эвенкийскому автономному округу (56).

В целом по России на одно рабочее место (из заявленной потребности в рабочей силе) приходилось  в 2005 году 2,2 человека, признанных безработными. В семи регионах число вакансий превышало число официально признанных безработными: Москве (0,2), Санкт-Петербурге (0,3), Краснодарском крае (0,6), Калужской (0,7), Московской (0,8), Ленинградской и Новосибирской (по 0,9) областях.

Следует также отметить определенные расхождения между потребностью в работниках, заявленной в органы службы занятости, и привлечением иностранной рабочей силы. Так, число привлеченных на работу в Читинскую область иностранных граждан в 35 раз больше имеющихся вакансий, в Корякском автономном округе - в 25 раз, в Эвенкийском- в 18, Агинском Бурятском - в 15, Ямало-Ненецком автономном округе - в 10 раз. В половине же российских регионов на одно свободное место, заявленное в службу занятости, приходится менее 0,5 иностранных граждан, привлеченных на работу, а в среднем по России - 0,9.

Так же стоит ометить, что количество занятых работников и вакантных мест варрируется  в зависимости от развития той  или иной сферы: из производственной сферы в сферу обслуживания перекочевала рабочая сила. А также заметен  переход по сравнению с 90г.из гос.организаций в частные. Государство остается основным работодателем лишь в некоторых регионах Крайнего Севера - республике Якутия, Чукотском и Эвенкийском АО (47-52%), в них на частный сектор приходится лишь 20-30% рабочих мест.

По прежнему в  районах остается самым нетрудоустренным слоем населения – женщины. В целом у 6,8% безработных женщин продолжительность безработицы превысила год, что в 2,8-3,7 раза превосходит число безработных в других социальных группах. В результате имеем, что у каждой 15-й безработной женщины безработица длится более года, а у каждой 5-й - 8-12 месяцев.

Какова ситуация с безработицей в зарубежье?  Уровень безработицы по регионам 25 стран ЕС варьируется от 2,4 проц  до 32,8 проц.. Уровнь безработицы в США составил 4,8 %.При этом уровень безработицы среди выпускников учебных заведений без опыта работы выше в 1,5 раза и составляет от 5,4 проц до 56,6 проц.В среднем по Евросоюзу уровень безработицы в последние 2 года составляет около 9 проц.В целом самый низкий уровень безработицы фиксируется в Нидерландах и Великобритании - от 3 до 7 проц, а самый высокий - во Франции, Польше, Греции и Словакии.Европейские аналитики считают, что на уровень безработицы влияют прежде всего внутриэкономические и внутриполитические факторы. Единственной закономерностью, которая сохраняется во всех без исключения странах ЕС практически в неизменном виде - это то, что сложнее всего найти работу молодежи, не имеющей производственного опыта.

Различны также  пособия выплачиваемые по безработице за рубежом и в РФ.

     В соответствии  со статьей 33 Закона Российской  Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации" Правительство  Российской Федерации постановляет:

     Установить  на 2008 год минимальную величину  пособия по безработице в размере 770 рублей и максимальную величину пособия по безработице в размере 3080 рублей.

В США, например, пособие  в среднем составляет 50 % средней  заработной платы. Размеры пособий  варьируются от штата к штату.

Так, минимальное  пособие в разных штатах колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальные — от 95 до 330 долл. в неделю.

Например, в Италии пособие по безработице составляет 800 лир в день; в Великобритании — 41 ф. ст. в неделю. В других странах  пособие исчисляется по двойному принципу. Например, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от 3 до 6 месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 % среднего заработка, исчисленного за 3 последних месяца работы, максимальный — 56 % учитываемого заработка. Для безработных со страховым стажем 6 месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 % средней заработной платы либо 57 % средней заработной платы. Максимальный размер пособия не может превышать 75 % среднего заработка. Страховое пособие в связи с прекращением выплаты основного пособия предоставляется в твердом размере, составлявшем в 1988 г. 68 франков в день.

Наиболее высокий  уровень пособия по безработице  относительно заработной платы выплачивается  в Дании. Он составляет 90 % заработка  в течение 2,5 года.

Вернемся к России. Единнственным выходом для безработных  из этого состояния является обращение  в службу занятости. Которая в  свою очередь должна выполнять следущие функции: внешних - Основной “внешней” задачей государственной службы занятости является обеспечение – если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными, общественными и частными учреждениями, внутренних - “Внутренняя” задача службы занятости состоит в том, чтобы найти средства расширения “позитивного выхода” из числа безработных, препятствовать их дрейфу в длительную безработицу и за счет этого минимизировать период поиска работы гражданами, ускорить заполнение вакансий работодателями и, тем самым, снизить объем зарегистрированной безработицы (а, следовательно, объем общей безработицы).

Внутренние программы  прводимые на данный момент службой  занятост :

- Обучение ( переквалификация)

-Досрочные пенсии: Основная цель программы досрочного (за 2 года до обычного срока) выхода на пенсию – расширить возможности работников более молодых возрастов по поиску рабочего места за счет их освобождения работниками старших возрастов, а также снизить численность безработных старших возрастов, не имеющих перспектив на рынке труда.

- создание рабочих  мест, т.е сохранение их за счет  бюджета службы занятости. ( минус – возможность увольнения др. работников для освобождения места)

Необходима более  тщательная ориентация программ на целевые  группы работников или проблемы рынка  труда.

Информация о работе Безработица в России